НОД Познание Тема занятия: Путешествие во времени.

Анна Первышова
НОД Познание Тема занятия: Путешествие во времени.

Цель:

Обучающая задача:

—продолжать расширять и углублять знания детей об истории России, опираясь на полученные ранее знания;

— уточнять знания детей о предметах старины, ремёслах и современных профессиях, занятиях людей.

Развивающая задача:

— учить отчетливо произносить слова и словосочетания, пользуясь интонационными средствами выразительности.

— развивать познавательные способности; продолжать знакомство с особенностями росписи борисовской керамики;

—развивать и обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора, вызывать желание вежливо и приветливо относится к людям.

Воспитательная задача:

—воспитывать любовь и уважение к труду, народным традициям, бережное отношение к хлебу; уважение и любовь к нашим предкам, к дому, к семье, труду, народным традициям; душевную отзывчивость, желание прийти на помощь, действовать смело, сообща, дружно.

Предварительная работа

: беседы с детьми о Древней Руси, о быте, повторение и заучивание пословиц, поговорок, загадок. Рассматривание картин, рисование избы и внутреннего убранства, знакомство в борисовской керамикой.

Обогащение словаря:

гужевой транспорт, рисовальщики, гончар, печник, коваль- кузнец, плотник, коромысло, ухват, самовар, горшок, печь, топор.

Оборудование к занятию:

занятие проходит в «русской избе», картины с изображением старинных изб, ремёсел, средства ТСО, аудиозаписи народной музыки.

Ход занятия:

(Звучит фоновая музыка)

Воспитатель:

- Дети, а вы хотите узнать, как жили люди в старину на Руси. А на чём бы вы хотели отправиться в прошлое? Давайте вспомним, на чём раньше люди передвигались, какой транспорт был в старину на Руси?

Дети:

Они ездили на лошадях в каретах, на телегах. А также плавали по рекам на лодках, ладьях, парусниках.

Воспитатель:

Какой основной был транспорт на Руси?

Дети:

Основной транспорт был гужевой, речной.

Воспитатель:

- А могли бы мы на нём быстро добраться в прошлое?

Дети:

Могли, но очень долго, потому что он был медленный.

Воспитатель:

Я предлагаю отправиться в прошлое на сверхскоростной машине времени. Для этого надо закрыть глаза и сказать слова: Раз, два, три повернись, вправо влево наклонись, ещё раз повернись в прошлом времени окажись.

(Звучит фоновая музыка)

Воспитатель:

— Вот мы с вами на месте.

(Воспитатель на доске показывает картинки с видами древней Руси) Дети, знаете ли вы откуда пошло название нашего Отечества – Россия, Русь? Когда-то наши предки селились по рекам, строили вдоль рек свои города и сёла. Одна из таких рек называлась Рось, а тех кто жил по берегам этой реки, называли росами или русами. Согласно легендам, дошедшим до нас из тех далёких времён, название своё река получила за обильные росы, которые выпадали на прибрежных лугах, а жителей этой местности называли руссами за их светлые, русые волосы. Как бы то ни было, начиная с тех времён, тех, кто жил по течению реки Рось, стали называть сначала руссами, а позже русскими. Давайте попробуем войти в первую избу. (Стучат, толкают дверь). Проходите, здесь не заперто. Ведь раньше на Руси избы не запирали, оставляли дверь открытой, на столе хозяева оставляли еду, чтобы случайный путник мог зайти в любую избу, подкрепиться, отдохнуть и продолжить свой путь.

(Дети входят в избу их встречает хозяюшка)

Воспитатель:

— Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы! (поклон). Милости прошу ко мне в избу.

— Я – хозяйка Анна свет Ивановна, а вы кто?

(Дети называют себя ласково, делают поклон и садятся на лавки).

— Я Варварушка, Алинушка, Игорушка и т. д.).

Моя изба тепла, заходите детвора. Погреться, пошутить, гостей повеселить!

Воспитатель:

— Присаживайтесь, гости дорогие. Посидим рядком, да поговорим ладком.

Очень я люблю загадки загадывать, давайте поиграем в игру «Загадушки-отгадушки», я загадаю вам загадки, вы отгадайте, найдите отгадку в моей избе, да покажите всем. (Угаданный предмет показывается и называется)

Игра «Загадушки-отгадушки»

Воспитатель:

1. Глиняный, низенький, пузатенький.

В печке сидит, кашей пыхтит.

Что это? (глин. горшок).

2. Металлическая посуда для кипячения воды с краном, в старину с трубой для топки - (самовар).

3. Деревянный станок, шерстяную ниточку прядёт - (прялка).

4. Четыре братца под одной крышей живут, одним поясом подпоясаны (стол).

5. Невысокая и пузатенькая

В печке стоит,

Молочко кипятит.

Что это? (кринка).

6. Толстая изогнутая палка с крючками или выемками на концах для ношения вёдер с водой - (коромысло).

7. Не бык, а бодает

Не ест, а хватает,

Что схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт!

Что это? (ухват)

- Молодцы ребята, все загадки отгадали.

- А теперь расскажите, что изменилось в вашем времени, какие новые предметы появились у вас?

Дети :

– И расскажем и покажем.

Воспитатель:

Мы с вами поиграем в игру «Что сначала, что потом?»

(дети находят парные картинки, на которых изображены предметы быта - древние и современные, показывают и называют, например, самовар и электрочайник гусиное перо и ручка и т. д).

Молодцы, ребята, понятно мне рассказали о ваших современных предметах. Легко живётся в вашем времени.

ФОНОВАЯ МУЗЫКА

Воспитатель:

– Детушки, хотите вы узнать про те стародавние времена далёкие? Ну, тогда слушайте. Расскажу я вам про жизнь деревенскую, не лёгкую. Не было тогда таких машин-помощников. Многие переносили трудности, чтобы в достатке жить. Люди трудились с утра до ночи. Но это не мешало им быть добрыми, честными, трудолюбивыми, гостеприимными, отчаянно храбрыми, терпеливыми и заботливыми. У каждого было своё занятие - кто занимался земледельческим трудом, кто землю пахал, кто хлеб сеял. Но были среди них мастера, обладающие особыми умениями. В основном это были мужчины.

К таким мастерам относились: плотники - они ставили избы, кузнецы ковали железную утварь, гончары изготавливали глиняную посуду, мельники мололи зерно в муку, печники клали тёплые печи (показываю картинки).

Их труд был постоянно востребован в деревнях и по мере необходимости к ним обращались за помощью. Относились к мастерам с особым уважением. Хозяева, нанимавшие работников, привечали мастеров, то есть старались во всём угодить и не ссориться, чтобы те, в свою очередь, хорошо и в срок выполнили работу.

ФОНОВАЯ МУЗЫКА

Инсценирование сказки

Воспитатель:

– Хотите, я вам расскажу «Про то кто Марьюшке избу построил, да всё в ней ладно устроил».

- Давным-давно за темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком стояла деревенька Невеличка. Люди в той деревеньке жили простые да работящие. Каждый смастерил себе деревянную избёнку. И жила в той деревеньке Марья искусница. Вот решила она себе построить избёнку:

– А какого мастера сначала пригласить?

Люди говорят: «Плотника ищи». Нашла Марьюшка плотника (выходит мальчик с топориком).

– Здравствуй плотник, с деревом работник.

– Смастерил бы ты мне избу.

Обрадовался плотник:

–А чего ж не смастерить!

Взял новый топор, без промедления за работу принялся. Да и смастерил ей, избу без сучка и задоринки (показываю картинку).

– Принимай, Марьюшка, работу плотницкую. Служи изба хозяюшке. Поклонилась хозяйка в пояс плотнику.

–Благодарствую тебя плотник, с деревом работник!

–До свидания, Марьюшка!

Стала Марьюшка в избе жить (качает люльку, наступили холода, в избе стало холодно, надобно мастера найти, который печи кладёт. Спрашивает Марьюшка:

– А какого же ей мастера позвать, чтобы печь помог сложить?

Люди говорят: «Печника ищи». Нашла Марьюшка печника (выходит мальчик с мастерком).

– Здравствуй, печник – теплу хозяин. Смастерил бы ты мне печку-матушку, кормилицу.

Отвечает печник:

– А чего ж не смастерить. Моё ремесло такое, кирпичи брать да печи ровно класть.

И сложил печник печь всем на диво. И тепло и красиво. Поклонилась хозяйка в пояс печнику:

–Благодарствую тебя печник, теплу хозяин!

–До свидания, Марьюшка!

Посмотрела Марьюшка печь: (подходит к печи)

– Хороша печь, да ухвата не хватает.

– А какого же мне мастера позвать, чтобы ухват мне сковал. Люди говорят: «Кузнеца-коваля ищи».

Нашла Марьюшка кузнеца-коваля (выходит мальчик с молотком и наковальней в руках).

– Здравствуй, кузнец-коваль! Смастерил бы мне в избу ухват, в хозяйстве сильно надобен.

– Хорошо хозяюшка. Моё ремесло - у наковальни стоять, молот крепко держать да железо ковать.

И сковал кузнец – молодец ухват, всем на диво. Поблагодарила хозяйка кузнеца-коваля, поклонилась ему в пояс кузнецу-ковалю:

–Благодарствую тебя, кузнец-коваль!

–До свидания, Марьюшка!

Опять призадумалась Марьюшка:

–В чём кашу да щи варить. Какого мастера пригласить?

Люди говорят: «Гончара-глинника ищи». Нашла гончара (выходит мальчик с горшком в руках).

– Здравствуй, гончар - глинник, смастери мне глиняный горшок, кашу да щи варить.

–А чего ж не смастерить! Моё ремесло горшки мастерить.

Обрадовалась хозяйка:

–Благодарствую тебя гончар-глинник!

–До свидания, Марьюшка!

Посмотрела Марьюшка по сторонам:

–Вроде всё есть в избе, теперь можно гостей звать, стол накрывать. Да вспомнила она:

–Надо бы муки заготовить, а потом уже пироги печь.

А кто же ей в этом поможет? Люди говорят: «Мельника ищи». Нашла мельника.

– Здравствуй, мельник – не бездельник! Помог бы ты мне зерно в муку смолоть.

–А чего ж не смолоть. Моё ремесло – зерно в муку молоть.

Смолол мельник целый мешок муки. Поблагодарила хозяйка мельника поклонилась ему в пояс:

–Благодарствую тебя мельник – не бездельник!

–До свидания, Марьюшка!

Замесила тесто, напекла пирогов румяных. Позвала к себе гостей пирогами да чайком угощала, да всех мастеров привечала, которые помогли ей избу поставить, да всю утварь ладно смастерить.

Вот и сказки конец, а кто слушал, молодец!

Воспитатель:

–Понравилась ли вам сказка? У каких мастеров просила помощи хозяюшка?

(Ответы детей подкрепляются демонстрацией картинок с изображением мастеров за работой).

–Кто помог избу поставить?

Дети:

–Плотник, (ребёнок показывает картинку).

Воспитатель:

–Кто помог печь смастерить?

Дети:

–Печник (ребёнок показывает картинку).

Воспитатель:

–Кто помог ухват смастерить?

Дети:

–Кузнец-коваль

Воспитатель:

–А глиняный горшок кто смастерил?

Дети:

–Гончар-глинник (ребёнок показывает картинку).

Воспитатель:

–Ну, а кто зерно в муку превратил?

Дети:

–Мельник (ребёнок показывает картинку).

Воспитатель:

–Дети, давайте выучим русскую пословицу о ремёслах: «Кто что знает, тем и хлеб добывает». Она означает, на что человек выучился, какую профессию получил, тем и зарабатывает себе на хлеб.

Воспитатель:

– А играть вы любите? Какие знаете народные игры?

Дети:

– «Горелки», «Лапта», «Плетень», «Ручеёк» и т. д.

Воспитатель:

–А чтобы хорошо играть, какими вы должны быть?

Дети:

–Сильными, ловкими, весёлыми, дружными, смекалистыми, умелыми, добрыми и т. д.

Воспитатель:

–Давайте поиграем в игру плетень.

«Народная игра «Плетень»

Воспитатель:

–Дети, какие из этих ремёсел существуют и в вашем времени?

Дети:

–Все ремёсла сохранились, только помогают людям выполнять работу современные машины.

Воспитатель:

–А кто же вам дома строит? Какие мастера?

Дети:

–Каменщик - дом кладёт, кровельщик - крышу накрывает, маляр-штукатур стены штукатурит и красит, газовщик газ в дом проводит, водопроводчик воду, электрик свет, паркетчик пол стелет, плотник окна и двери вставляет, стекольщик стёкла.

Да ещё помогают им в этом современные машины (бетономешалка, электросверло, электродрель, шуруповёрт, деревообрабатывающий станок….)

Воспитатель:

–Да, гораздо легче вам живётся в вашем времени. Но и Русь-матушка в наше время процветала, потому что люди были трудолюбивыми, а ленивых не любили. И когда все дела были переделаны, люди веселились, устраивали гулянья, ходили друг к другу в гости. А гостей на Руси всегда встречали хлебом и солью. Ни одно застолье не обходилось без хлеба, он всегда и везде пользовался почётом и уважением. Вот и в сказке нашей хозяюшка угощала всех хлебушком да румяными пирогами.

Воспитатель:

–Какими были люди на Руси?

Дети:

–Приветливыми, хлебосольными, доброжелательными, гостеприимными…

Воспитатель:

–Самым главным угощением на столе был хлеб. Очень бережно люди относились к хлебу, много пословиц сложили о хлебе. Знаете ли вы их?.

Дети:

- Хлеб - всему голова.

- Худой обед, коли хлеба нет.

- Будет хлеб, будет и обед.

- Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

- Хлеба ни куска, стол – доска.

Воспитатель:

–Молодцы, много пословиц знаете. А из какого края вы ко мне прибыли? Какие ремёсла сохранились в вашем крае с давних пор?

Дети:

– Мы живём на белгородчине и наш край славится Борисовской керамикой.

Воспитатель:

–Из чего её делают?

Дети:

– Взяли глину, замочили в воде, и когда она стала мягкая, как пластилин, гончарные мастера на специальных станках создают различную посуду, потом в печи закаляют, рисовальщики разукрашивают особыми красками и покрывают её сначала глазурью, лаком и получили вот такую блестящую керамическую посуду.

(Дети показывают на схеме последовательность выполнения работы)

Воспитатель:

–Какая посуда получается?

Дети:

–Прочная, красивая, глиняная, блестящая, замечательная, чудесная и т. д.

Мы хотим на память подарить вам эту посуду.

(Дарят расписанные красками силуэты посуды).

Воспитатель:

–Благодарствую, вас детушки! Приглашаю вас за стол, чайку, да пирогов моих отведать.

Занятие заканчивается чаепитием.

Дети благодарят хозяйку и отправляются в своё время.

(источник - Просторы интернет)

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по теме «Осень», в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного.

Комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГТ Тема «Человек и мир вещей»Цель: Расширять представления детей о вещах: одежде, обуви, головных уборах и их предназначении, сезонности. Закреплять.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Времена года и погода
Автор публикации:
НОД Познание Тема занятия: Путешествие во времени.
Опубликовано: 25 января 2013 в 18:52
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...