Лучший педагог года

НОД по знакомству с омонимами «Приключения ребят»

Светлана Литвинова
НОД по знакомству с омонимами «Приключения ребят»

Цель:

Формировать умение у детей различать одинаковые по звучанию, но различные по смыслу слова, употреблять их в речи. Работа над предложениями. Активизация и расширение словаря детей.

Образовательные задачи:

Формировать представление детей о многообразии слов в русском языке.

Совершенствовать знания детей о назначении и функции омонимов, развивать умение различать их в речи, группировать их.

Упражнять детей в умении строить предложения и использовать в речи предлоги.

Обогащать словарный запас детей.

Публикация «НОД по знакомству с омонимами „Приключения ребят“» размещена в разделах

Развивающие задачи:

Развивать образное мышление, память, внимание, познавательную деятельность.

Развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание, зрительно-пространственное восприятие, межполушарное взаимодействие.

Воспитательные задачи:

Совершенствовать навыки взаимопонимания, отзывчивости и доброжелательности.

Воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, музыка, труд, здоровье, художественное творчество, безопасность.

Оборудование: предметные картинки, макет дерева, пенёк, игрушки: лисы, ежа; грибы-лисички (из пластилина, корзинка, крышки пластмассовые (по четыре штуки на ребёнка, клей, салфетки, ножницы, доски под клей, кисти, квадраты из цветной бумаги, мыльные пузыри, простые карандаши, картинки с изображением омонимов.

ТСО: музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Ход НОД:

Приветствие:

Здравствуй, дружочек! (машут левой и правой рукой)

Здравствуй, дружок!

Встанем мы вместе

С вами в кружок.

Собрались ребята в круг.

Слева- друг и справа-друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Громко мы крикнем

На весь белый свет:

«Люди, привет!

Солнце, привет!»

Пташек пугать

Мы не станем – нет, нет.

Ласково скажем:

«Привет, привет!»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. Нас ждёт к себе Волшебница Речь. Жители ее страны очень весёлые и забавные. А кто жители страны Волшебницы Речи?

Ответы детей: (звуки и слова).

Воспитатель: А что мы знаем о словах и звуках?

Ответы детей: (они невидимки, но мы можем их слышать и произносить).

Воспитатель: Какие бывают слова?

Ответы детей: (длинные и короткие)

Воспитатель: Приведите пример длинного слова и короткого?

Ответы детей:(колокольчик, стол, варежка и т. д.)

Воспитатель :Какие ещё бывают слова?

Ответы детей : (слова бывают вежливые)

Воспитатель: Назовите вежливые слова.

Ответы детей : (здравствуйте, пожалуйста и т. д.)

Воспитатель: Еще слова бывают ласковые. Какие ласковые слова вы знаете?

Ответы детей: (сыночек, доченька, солнышко и т. д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Волшебница Речь приглашает нас в гости и просит нас с вами всё внимательно вокруг смотреть и запоминать. И так в путь.

Солнечным морозным днем

В гости к Речи мы идем

Дружно мы шагаем

Песню напеваем.

Вместе весело шагать по просторам, (шагают по кругу)

По просторам, по просторам

И, конечно, припевать лучше хором, (берутся за руки, идут в круг и из круга)

Лучше хором, лучше хором.

Спой-ка с нами, перепёлка, перепёлочка, (повернулись к друг к другу и

Раз иголка, два иголка - будет ёлочка. хлопают в ладоши)

Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка, (руки на пояс и полуприсед, с поворотом

Раз словечко, два словечко - будет песенка. в лево и в право).

.

(Дети слышат голос Волшебницы Речи).

Волшебница Речь: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Волшебница Речь: Это я Волшебница Речь. У меня случилось несчастье : мои слова-близнецы потеряли друг друга. Их надо найти и собрать в корзину. Кроме Вас мне ни кто не может помочь. Ну, что ребята поможете мне?

Дети: Конечно.

Воспитатель: Ребята, я тоже думаю, что обязательно надо помочь. Для того чтобы отправится в путешествие,давайте вспомним, кто такие слова-близнецы?

1 Ребё нок: Близнецы из русской речи,

Из родного языка.

2 Ребё нок: Одинаково их пишут,

Одинаково их слышат.

3 Ребё нок: Схожи звуками они,

Но по смыслу далеки.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, как по - другому называют слова – близнецы?

Дети: (слова - близнецы называют омонимы).

Воспитатель: Мы с вами вспомнили, кто такие слова-близнецы. Теперь мы можем отправляться в страну Волшебницы Речи. Как же нам добраться до этой страны? На чём бы нам поехать?

Дети: (на вертолёте, самолёте, ракете и т. п.)

Воспитатель: Ребята, а вы согласны поехать на поезде?

Дети: да.

Воспитатель: Тогда быстро берём стульчики и строим поезд. А теперь садимся на стульчики и поехали. (дети ставят стулья друг за другом и кладут руки на плечи друг другу)

(звук поезда)

Чух-чух! Чух-чух! (вместе с детьми)

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит,

Тороплюсь! – гудит.

Воспитатель: Ребята, мы по-моему уже в стране Волшебной Речи.

Ой, посмотрите, что это лежит под деревом ( Достаю из под дерева предметные картинки с изображением ключей: гаечный, музыкальный, дверной., ключ-родник)

Воспитатель:- Что это? (показываю скрипичный ключ)

Ответы детей: (скрипичный ключ).

Воспитатель:- Для чего нужен скрипичный ключ?

Ответы детей: (этот ключ используется в музыке).

(аналогично рассматривают и беседуют о гаечном и дверном ключах)

Воспитатель: Ребята, что нарисовано на этой картинке? (показываю картинку с изображением ключа (родника)

Ответы детей: (на карточке нарисован родник).

Воспитатель: А что такое родник?

Ответы детей: (родник – это водный источник, текущий из глубины земли. Родник находится в лесной глуши, в нём всегда чистая, холодная, студёная вода.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Родник по- другому можно назвать ключ.

1 Ребё нок: Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

2 Ребё нок :Ключ скрипичный, завитой,

И обычный, ключ дверной.

Воспитатель: Посмотрите, как интересно получается: слова по звучанию одинаковы, как близнецы, а значение у них разное.

Если это слова-близнецы, то мы можем взять их в корзину?

Дети: Да. (берут карточки и кладут в корзину).

Воспитатель:. Ой, посмотрите, кто это у нас около пенька?

Ответы детей: (около пенька сидит лиса).

Воспитатель: Как можно ласково назвать лису?

Ответы детей (лису можно ласково назвать лисичка).

Воспитатель: Правильно, ребята.

Я спросила потихоньку,

У колючего ежа:

-Где ты был вчера?

-Был я у лисички, ел я вкусные лисички.

Ребята, как вы думаете, о чём сказал ёжик?

Ответы детей: (ёжик сказал, что вчера был у лисичке и ел грибы лисички. Есть такие грибы – лисички).

Воспитатель: Да, есть такие грибы. А посмотрите, где же они выросли?

Ответы детей: (лисички растут на пеньке, около пенька и т. д.)

Воспитатель: Это тоже слова-близнецы?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда мы их тоже соберём в корзину. (Дети собирают карточки в корзину). Ох, наверно, мы устали, надо нам взбодриться, чтобы продолжить путешествие.

Самомассаж

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным

Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)

Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)

Воспитатель: Ребята, нам надо дальше продолжить своё путешествие, чтобы найти слова- близнецы. Я предлагаю полететь на воздушном шаре. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда строим из стульев круг, садимся на стулья. Ребята, а для того, чтобы полететь на воздушном шаре, что нам надо?

Дети: (воздушные шары).

Воспитатель: Правильно. А вам нравится надувать мыльные пузыри?

Дети: Да.

Воспитатель: А кто из вас знает, что находится внутри мыльных пузырей?

Дети: (внутри мыльных пузырей находиться воздух).

Воспитатель: Правильно, воздух. И поэтому мы берём мыльные пузыри, вспоминаем, что вдыхаем плавно носом воздух, не надуваем щёки и медленно дуем в колечко и полетели….

(звучит весёлая музыка).

Воспитатель: -Ребята, посмотрите. перед нами облако и на нём разные предметы. Надо найти слова-близнецы и собрать их в корзину и я вам помогу, загадывая загадки.

(На проекторе появляются картинки с изображением омонимом, а рядом на прищепках висят карточки с изображением их, дети отгадывают, снимают с прищепок карточки и кладут их в корзину)

Есть она у чемодана

И у школьницы любой,

Есть у двери ресторана

И у чашки голубой.

(ручка)

Кто с него снимает кожу,

Будет в три ручья реветь,

Без него стрела не сможет

До мишени долететь.

(лук)

Может хоть потоп устроить,

Хоть в стакан воды налить,

Стоэтажный дом построить,

И состав остановить.

(кран)

Как сверкнет с небес, так столько

Шума, грохота, аж жуть!

На земле же может только

Быстро куртку застегнуть.

(молния)

Право, я причёска – чудо

Заплести меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом

(коса)

На полу она – о, ужас!

Все вскочили на диван.

А, включив компьютер, тут же

Подружиться с ней не прочь.

(мышка)

То в оркестре примостится,

То на поле расцветет,

То в бокале вспузырится,

То вдруг сам себя побьёт.

(колокольчик)

Воспитатель: Ребята! Сейчас мы сядем за столы, и я вам раздам карточки, на которых будут изображены предметы, если среди них вы найдёте омонимы, то соедините их между собой карандашом.

(дети соединяют карандашом слова – близнецы).

Воспитатель: Теперь, ребята, каждый из вас составит предложение с одним из омонимов. Мы посмотрим, у кого получится самое длинное предложение.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Я думаю, что Волшебница Речь, будет довольна нами. Давайте сделаем ей тоже подарок. Недавно мы занимались аппликацией и мы вырезывали и наклеивали колокольчики на лист бумаги, и чтобы у нас получился весёлый букет – мы с вами украсим его весёлыми звонкими колокольчиками. Ребята, чтобы у нас всё хорошо получилось, мы разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

(с пробками)

(надевают пластмассовые крышки от бутылок на указательные и средние пальцы и «идут», как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия-смена рук. На последнем двустишии – обеими руками)

Крышки пальчики обули

Смело в них вперёд шагнули

И пошли по переулку

На весёлую прогулку

Пальцы- словно балеринки.

Но обутые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

(Дети садятся за столы и выполняют задание. По окончании обсуждают поделки)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Красивые поделки вы сделали. Мы сейчас положим эти поделки в корзину и подарим Волшебнице Речи.

Волшебница Речь: Спасибо, ребята! Вы очень мне помогли. Я надеюсь, что это приключение для вас было очень полезным и интересным. Приходите ещё ко мне в гости и я буду рада вам. До свидания, до новых встреч.

Воспитатель: Ну, вот, ребята. Нам надо возвращаться домой. Встаём в кружок, берёмся за руки, закрываем глаза и я произношу волшебные слова:

Мы глаза закроем крепко,

За руки возьмёмся цепко

В садик мы хотим вернуться

И друг другу улыбнуться.

- Открываем наши глазки. Вот мы и в нашем садике. Улыбнулись друг другу. Никого не забыли? Вот и хорошо. Ребята, а где же мы были (ответы детей) А кого мы искали (ответы детей) А кто это такие слова-близнецы? (ответы детей)Понравилось наше путешествие? (ответы детей)Но наше путешествие не заканчивается. У Волшебницы Речи ещё много разных слов, с которыми нам предстоит познакомиться.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по коммуникативному развитию (для детей старшего дошкольного возраста): «Слова «близнецы»»Дидактическая игра по коммуникативному развитию (для детей старшего дошкольного возраста): «Слова «близнецы»» Цель. Расширять словарный запас детей, формировать интерес к родному языку. Активизировать память, мышление, воображение, произвольное внимание.

Электронная дидактическая игра «Медвежонок на прогулке» Автор игры: Ермакова А. С. - воспитатель первой квалификационной категории Игра "Медвежонок на прогулке" предназначенная для детей второй.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по знакомству с омонимами «Приключения ребят»
Опубликовано: 24 апреля 2014 в 20:59
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД