«Путешествие в сказочную страну». НОД по образовательной области «Познание»

Ирина Константиновна Гродская
«Путешествие в сказочную страну». НОД по образовательной области «Познание»

Тема: контрольно-тренировочные упражнения, позволяющие проверить знания детей, оценить, насколько дети готовы к дальнейшему усвоению грамоты.

Задачи:

закрепить знания детей о единицах речи:

• предложение - понятие «Предложение», придумывание предложений, графическое изображение предложения, 3 правила предложения;

• слова – анализировать, из каких слов состоят предложения (слова: предметы, действия предметов, признаки предметов);

• слог, ударение (дать определение этих понятий, делить слова на слоги и проводить слоговой анализ, составлять звуко - слоговые схемы слов, выделять ударный слог;

• звук - ориентироваться в звуковой культуре языка, давать характеристику звукам, дифференцировать гласные звуки, согласные по признакам: звонкости-глухости, твёрдости-мягкости;

формировать фонематические процессы: внимание к звуковому составу слова, к сравнению и различению звуков слова;

восполнять недостатки в формировании лексико-грамматического строя речи;

показать уровень развития зрительного внимания, зрительно-пространственной ориентировки;

показать направленность в работе с детьми по преодолению оптической формы дисграфии;

развивать психические процессы детей: целенаправленное восприятие, словесно-логическое и образное мышление, память;

Подготовительная работа: работа по лексической теме «Весна», систематические занятия по грамоте.

Оборудование: оформление центральной стенки кабинета по теме «Весна», таблицы-знаки для определения ударения и количества слогов в слове, заготовленные таблицы слов для чтения ЖИЛ-БЫЛ ЦАРЬ ГОД, ВЕСНЯНКА, ТЕПЛО, МАРТ, МЕТЕЛЬ, ПУРГА, АПРЕЛЬ, МАРТ, ВЬЮГА, РОМОЗ, схемы предложений со словами, называющими предметы, действия предметов, признаки предметов, буквы слова ВЕСНЯНКА разной величины, кассы букв на каждого ребёнка, 2 сундучка, картинки с весёлым и грустным солнышком.

Ход занятия

1. Вступительное слово логопеда.

Мы с вами уже многому научились.

Сегодня мы отправляемся в сказку. Но в сказку попасть не просто. Нужно получить ключик. А ключик получим тогда, когда сможем прочитать эту запись:

ЖИЛ-БЫЛ ЦАРЬ ГОД. (Дети на ухо логопеду читают фразу)

Ну вот, мы в сказке. Знаем, что здесь главный царь, которого зовут Год. Давайте пойдём к нему в гости. Царь живёт на ГОРЕ (слово написано на доске. У детей таблички, на которых схемы слов: по два слога с разными ударениями)

- Перед вами 2 волшебных знака ___/___ ___, ___ ___/___,

как нам расшифровать их?

(Дети: это два слова, в которых по два слога, в первом – ударение на первом слоге, во втором – на втором)

- Поднимите табличку – слово с нужным ударением, указывающую, где живёт царь? (Дети поднимают табличку)

- На горе царь живёт в большом доме, который называется

ЗАМОК (слово написано на доске)

Как он называется? Посмотрите на 2 волшебных знака, справа или слева знак - ударение, указывающий, где живёт царь. (Дети поднимают табличку-схему.)

- Вспомним, что мы называем ударением? Сколько в слове слогов? (Ответы детей)

- Вот мы, наконец, подошли к замку, но дверь закрыта, чтобы дверь открылась, надо назвать гласные и согласные звуки в слове «ЗАМОК» (Дети называют сначала гласные, потом согласные звуки)

- Как здесь красиво! На голубом небе светит ласковое солнце, всюду поют птицы, набухают почки, кое-где появились маленькие листочки, зеленеет повсюду травка, журчат ручьи…

Как вы думаете? Какое время года? (Ответы детей: весна)

- Давайте подберём красивые слова к слову СОЛНЦЕ.

(Дети подбирают слова, называющие признаки предметов)

СОЛНЦЕ - (яркое, ласковое, блестящее, тёплое, сверкающее, переливающееся, тёплое, согревающее)

НЕБО - (голубое, чистое, синее, серое, дождливое, солнечное, нежное, высокое, кружевное)

ВЕТЕРОК - (ласковый, тёплый, шелестящий, освежающий, обвевающий)

.- Давайте назовём слова, называющие действия.

СОЛНЦЕ что делает весной? – (греет, пригревает, ласкает, сверкает, согревает, блестит)

РУЧЬИ - (текут, журчат, звенят, искрятся, переливаются,)

- А вы знаете, почему здесь так красиво?

Идёт приготовление к празднику. Оказывается, у царя родилась дочь. Все хотят посмотреть на малышку, которую назвали Веснянка, потому что она родилась весной.

Приехали на праздник и друзья, и враги. Мудрый царь попросил гостей расписаться и пустил к дочке только весенних гостей, а зимних не пустил.

Давайте узнаем, кого пропустил царь, а кого – нет? На доске слова:

ТЕПЛО МАРТ

АПРЕЛЬ МАЙ

МЕТЕЛЬ ВЬЮГА

ПУРГА РОМОЗ

(Дети читают и называют слова – гостей, которых должен пропустить царь.)

- По-моему, вьюгу он пустил, потому что она прилетела с юга. Смотрите, здесь есть кусочек слова – юг. Или это всё-таки зимний гость? (Дети объясняют.)

.- Царь не знал гостя РОМОЗ, но он был вежливым и решил, что это был какой-то заморский гость, и пустил его. Каждый гость дарил подарок Веснянке. Царь благодарил и жал каждому руку, но, когда он пожал руку гостю Ромоз, он вскрикнул, так как у гостя была рука ледяная. Гость расхохотался, растаял в воздухе, где инеем написал своё имя.

.- Кто догадался, как звали гостя? (Ответы детей: мороз.)

- И, хотя зимний гость пропал, он испортил весенние подарки. Перепутал все буквы и слова.

А) Соберите, пожалуйста, буквы по порядку, учитывая их величину, и прочитайте слово. (Дети собирают слова ВЕСНЯНКА, начиная складывать с большой буквы.)

- Я раздам вам слова, а вы подберёте к ним слова – антонимы.

(Дети подбирают антонимы к словам: тепло, быстрый, пасмурный, ранняя, дождливый, сильный, прозрачный, холодный).

Б) Мы не оставим в беде Веснянку.

Давайте придумаем родственные слова к слову «Веснянка» (Дети называют: весна, весенний, веснушки, веснушчатый.)

В) Назовите новые слова, используя буквы слова ВЕСНЯНКА.

(Дети называют слова: вес, сушка, сук, навес, Саша, вена, каша, квас.)

Физ. минутка

Как – кап! Я капель

Капаю тихонько. (Поочерёдно встряхивают обеими кистями)

Кап – кап! Целый день

Капли пляшут звонко! (Хлопают в ладоши)

Кап – кап! Побыстрей

Капли побежали, (Топают, увеличивая темп)

Потому что солнышко

Капли увидали. (Поднимают руки кверху)

-А сейчас гости отправятся за праздничный стол, где в изобилии различной еды. Каждый из гостей может выбрать себе блюдо по вкусу, но для этого надо выполнить ряд заданий:

Отгадать загадки

Зазвенели ручьи, Это что за потолок?

Прилетели грачи. То он низок, то высок,

В дом свой - улей пчела То он сер, то беловат

Первый мёд принесла А порой такой красивый-

Кружевной и синий – синий

На шесте - дворец,

Во дворце – певец.

А зовут его….

(Дети отгадывают загадки)

Выложить эти слова-отгадки, пользуясь кассами букв. (У каждого ребёнка касса букв, логопед избирательно, учитывая знания ребёнка, рекомендует выложить слова - отгадки и другие слова на лексическую тему «Весна»: ветерок грачи, небо, трава, капель, почка, листик, проталина, весело)

Сделать схемы слов.

Дать характеристику звукам.

- Гости, выполнив задания, а, значит, вкусно поев, решили покинуть гостеприимного царя. Но это оказалось не так просто: чтобы вернуться домой, надо придумать предложения о весне и сделать их схемы – тропинки, по которым гости будут возвращаться домой.

(Дети придумывают предложения о весне и делают схемы предложений)

Прилетели белоносые грачи.

Нежные облака украшают небо.

Светит весеннее, ласковое солнце.

Тёплый ветерок ласкает травку.

- С возвращением! Ой! Царь Год прислал нам 2 волшебных сундучка с подарками. В первом – солнышко весёлое, во 2 – грустное. Каждый из вас может взять любое солнышко, в зависимости от того, как вы потрудились в сказке.

(Дети самостоятельно оценивают своё участие в сказке)

- Вот и закончилось наше путешествие в сказку к царю Году и его маленькой дочке Веснянке.

Кому что больше всего заполнилось, больше всего понравилось?

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Русские народные сказки
  • Сказочные существа
Автор публикации:
«Путешествие в сказочную страну». НОД по образовательной области «Познание»
Опубликовано: 8 октября 2013 в 16:32
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...