НОД «Речевой этикет»

Наталья Халявка
НОД «Речевой этикет»

Непосредственно-образовательная деятельность

в старшей группе

составила воспитатель первой категории МБДОУ № 40 "Снегурочка" ХАЛЯВКА Н. В.

г. Сургут Тюменской области ХМАО

ТЕМА: «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

- Научить детей использовать в речи формы речевого этикета адекватно ситуации.

- Познакомить детей с особенностями общения в различных бытовых ситуациях.

- Формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека, вежливым надо быть всегда, вежливость должна быть искренней, что вежливые слова делают человека тактичнее, добрее.

- Показать детям, что только спокойная и доброжелательная интонация является залогом успешного общения.

- Воспитывать у детей такие качества, как сочувствие к другому человеку, чувство искренности и доброжелательности по отношению к собеседнику.

МАТЕРИАЛ:

- Иллюстрации с изображением людей разного возраста

- Иллюстрации с изображением бытовых ситуаций

- картинки – схемы с изображением эмоций, предметов

- модель частей суток.

Ход ЗАНЯТИЯ:

(Дети становятся в круг)

- Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение которое называется «Какие бывают слова», но надо не просто его послушать, но и помочь мне досказать словечко, одно громко, а другое тихо.

Ну что, попробуем?

Есть сладкое слово - конфета

Есть быстрое слово - ракета

Есть кислое слово - лимон

Есть слово с окошком - вагон

Есть слово колючее - ежик

Есть слово промокшее - дождик

Есть слово упрямое - цель

Есть слово лесное - ель

Есть книжное слово - страница

Есть слово холодное - снег

Есть слово веселое - смех.

- Ребята, а есть слова, которые мы с вами называем волшебными, вежливыми словами они помогают нам общаться друг с другом, поднимают нам настроение, делают нас добрее.

(Дети садятся на стульчики)

- Ребята, а что значит быть вежливым?

- Говорить вежливые слова, помогать друг другу, быть скромным, не перебивать собеседника, дослушать до конца.

- Молодцы, ребята, правильно. А теперь давайте посмотрим с вами на картинки и подумаем, правильно ли поступают дети на них.

(иллюстрация «Фу, какая неловкая»)

- Как вы думаете что произошло?

- Девочка прыгала через веревочку и упала.

- Правильно, девочка не смогла перепрыгнуть через веревочку и упала.

Что же делают ее подружки, они поступают хорошо?

- Нет, не правильно, одни смеются над ней, другие смотрят но не помогают.

- Хорошо, ребята, правильно. Одни посмеиваются над ней, другие смотрят, но не предпринимают никаких усилий чтобы помочь ей, утешить ее, ободрить.

Как вы думаете, обидно упавшей девочке?

Ребята, а что бы вы посоветовали сделать ее подружкам?

- Упавшей девочке надо помочь подняться, утешить ее добрым словом.

- И вы конечно же правы. А давайте с вами проверим, правильно ли мы решили эту ситуацию?

(детям предлагается две иллюстрации)

Посмотрите, что же изменилось?

- Подружки помогли подняться упавшей девочке и перепрыгнуть через веревочку.

- А упавшая девочка, такая же грустная, как на первой картинке?

- Нет, она стала веселой, обида у нее сразу прошла.

- Правильно, ребята, вот видите, что от добрых слов и поступков сразу же становиться легче и теплее.

- А вот, еще одна картинка.

(иллюстрация «Вот бы поиграть вместе с ними»)

- Что же произошло здесь, как вы думаете?

- Мальчики играют в песочнице, а еще один мальчик то же хочет поиграть вместе с ними, но не знает как это сделать.

- Ребята, вы можете подсказать что же нужно сказать мальчику, что бы его приняли в игру?

- Можно с вами поиграть, пожалуйста

- Давайте с вами дружить

- Будьте добры, примете меня в игру

- Молодцы, ребята, правильно, вы много назвали вежливых слов и выражений, но все - таки что – то забыли. Что же надо сделать при встрече сначала?

- Поздороваться.

- Вы совершенно правы, прежде чем о чем – то просить при встрече, надо поздороваться.

ФИЗМИНУТКА

- Ребята, с вами хотят поиграть вежливые слова, поиграем?

(дети выходят и становятся в круг)

Ребята вежливые и ласковые

Говорят при встрече … (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

(руки на поясе, наклоны головы вправо, влево, вперед)

Зеленеет старый пень

Когда услышит … (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)

(присесть, встать, руки вверх)

Когда нас бранят за шалости

Мы говорим … (ПРОСТИ ПОЖАЛУЙСТА)

(дети грозят пальчиком)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого … (СПАСИБО)

(поднять руки вверх, опустить через стороны)

И России, и в Дании

На прощание говорят … (ДО СВИДАНИЯ)

(дети машут рукой)

- Понравилось вам игра? (дети садятся на стульчики)

- А кто из вас знает что обозначает слово «ЗДРАСТВУЙТЕ»?

- Это пожелание хорошего здоровья другим, быть всегда сильным и крепким.

- Совершенно верно. Ребята а всех ли мы одинаково приветствуем?

Как например, вы поздороваетесь встретив своего друга?

- Привет, здорово, здраствуй.

- А как вы думаете, можно ли взрослым сказать также? Почему?

- Нет, взрослым, так не скажешь, это не культурно и не прилично, не вежливо, потому - что ко взрослым надо обращаться с уважение.

- Ребята, а сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы здороваться в разное время дня с людьми разного возраста.

ЭТЮД «ПОЗДОРОВАЙСЯ»

(дети выходят и становятся в две шеренги напротив друг друга, им раздаются картинки с изображением людей разного возраста)

- Ребята, на этой дорожке будут стоять люди старшего возраста, а здесь молодые. Вы должны по очереди поздороваться с тем, кто стоит напротив вас, используя разные вежливые выражения, учитывая возраст. А я буду показывать модели на которых изображены части суток, в которые вы встретились. Попробуем?

- Здравствуйте, бабушка

- Доброе утро

- Как я рад (а) Вас видеть

- Привет

- Здорово

- Добрый день

- Добрый вечер

- Здраствуй

- Я очень рад встрече с вами

- Приятно, снова видеть Вас

- Молодцы, ребята, говоря такие слова при встрече, мы желаем всем хорошего здоровья, приятного настроения, чтобы весь день у них был радостным и добрым.

(дети проходят на стульчики)

- Ребята, а вы догадались, почему же эти слова мы называем волшебными словами?

- Потому, что говоря такие слова, мы можем делать людям добро, улучшить их настроение сделать приятное людям.

- А вы знаете, что эти волшебные слова могут потерять свою волшебную силу. Не верите мне. Тогда давайте проверим.

ИГРА «СКАЖИ ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО ТАК…»

- Сейчас, мы с вами по очереди будем говорить волшебное слово «СПАСИБО», так как указано на картинке – схеме, договорились.

(детям предлагаются картинки – схемы с изображением эмоций и силы голоса)

- Ребята, понравилось вам, когда мы говорили слово «СПАСИБО» со злостью и громко?

- Как же надо произносить волшебные слова?

- Волшебные слова надо произносить тихим, спокойным, ласковым голосом

- Вы совершенно правы, ребята, эти слова надо обязательно произносить спокойно, с улыбкой, глядя прямо в глаза, искренне желая людям добра.

Будьте добры – это я говорю по секрету,

Будьте добры – и не ждите за это конфету,

Будьте добры – без игры и во время игры,

Если сумеете, будьте скорее добры.

«ПАРАД ПРОЩАЛЬНЫХ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ»

- На парад прощальных вежливых слов становись.

Софья - Мы желаем доброго пути

Будет легче ехать и идти

Приведет, конечно, добрый путь

То же к доброму чему – нибудь.

Арсений - Мы очень рады были Вас видеть

Люба - Спасибо, что навестили нас

Тахир - До новых встреч

Настя - Приходите, пожалуйста к нам еще

Вадим - Всего Вам хорошего и доброго

Лада - Счастливо оставаться

Савелий - Когда мы увидимся снова?

Никто не ответит заранее…

Сказать остается два слова

И мы говорим «ДО СВИДАНИЯ»

Публикации по теме:

«Времена года. Зима». Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы. <<Времена года. Зима>>. Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы. Составила воспитатель первой квалификационной.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
НОД «Речевой этикет»
Опубликовано: 16 марта 2013 в 20:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...
Городецкая роспись тарелочек из папье-маше.
1. Закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве – городецкой росписи; с характерными особенностями узора ( элементы, композиция и цветосочетание....