НОД «Речевой этикет»

Наталья Халявка
НОД «Речевой этикет»

Непосредственно-образовательная деятельность

в старшей группе

составила воспитатель первой категории МБДОУ № 40 "Снегурочка" ХАЛЯВКА Н. В.

г. Сургут Тюменской области ХМАО

ТЕМА: «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

- Научить детей использовать в речи формы речевого этикета адекватно ситуации.

- Познакомить детей с особенностями общения в различных бытовых ситуациях.

- Формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека, вежливым надо быть всегда, вежливость должна быть искренней, что вежливые слова делают человека тактичнее, добрее.

- Показать детям, что только спокойная и доброжелательная интонация является залогом успешного общения.

- Воспитывать у детей такие качества, как сочувствие к другому человеку, чувство искренности и доброжелательности по отношению к собеседнику.

МАТЕРИАЛ:

- Иллюстрации с изображением людей разного возраста

- Иллюстрации с изображением бытовых ситуаций

- картинки – схемы с изображением эмоций, предметов

- модель частей суток.

Ход ЗАНЯТИЯ:

(Дети становятся в круг)

- Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение которое называется «Какие бывают слова», но надо не просто его послушать, но и помочь мне досказать словечко, одно громко, а другое тихо.

Ну что, попробуем?

Есть сладкое слово - конфета

Есть быстрое слово - ракета

Есть кислое слово - лимон

Есть слово с окошком - вагон

Есть слово колючее - ежик

Есть слово промокшее - дождик

Есть слово упрямое - цель

Есть слово лесное - ель

Есть книжное слово - страница

Есть слово холодное - снег

Есть слово веселое - смех.

- Ребята, а есть слова, которые мы с вами называем волшебными, вежливыми словами они помогают нам общаться друг с другом, поднимают нам настроение, делают нас добрее.

(Дети садятся на стульчики)

- Ребята, а что значит быть вежливым?

- Говорить вежливые слова, помогать друг другу, быть скромным, не перебивать собеседника, дослушать до конца.

- Молодцы, ребята, правильно. А теперь давайте посмотрим с вами на картинки и подумаем, правильно ли поступают дети на них.

(иллюстрация «Фу, какая неловкая»)

- Как вы думаете что произошло?

- Девочка прыгала через веревочку и упала.

- Правильно, девочка не смогла перепрыгнуть через веревочку и упала.

Что же делают ее подружки, они поступают хорошо?

- Нет, не правильно, одни смеются над ней, другие смотрят но не помогают.

- Хорошо, ребята, правильно. Одни посмеиваются над ней, другие смотрят, но не предпринимают никаких усилий чтобы помочь ей, утешить ее, ободрить.

Как вы думаете, обидно упавшей девочке?

Ребята, а что бы вы посоветовали сделать ее подружкам?

- Упавшей девочке надо помочь подняться, утешить ее добрым словом.

- И вы конечно же правы. А давайте с вами проверим, правильно ли мы решили эту ситуацию?

(детям предлагается две иллюстрации)

Посмотрите, что же изменилось?

- Подружки помогли подняться упавшей девочке и перепрыгнуть через веревочку.

- А упавшая девочка, такая же грустная, как на первой картинке?

- Нет, она стала веселой, обида у нее сразу прошла.

- Правильно, ребята, вот видите, что от добрых слов и поступков сразу же становиться легче и теплее.

- А вот, еще одна картинка.

(иллюстрация «Вот бы поиграть вместе с ними»)

- Что же произошло здесь, как вы думаете?

- Мальчики играют в песочнице, а еще один мальчик то же хочет поиграть вместе с ними, но не знает как это сделать.

- Ребята, вы можете подсказать что же нужно сказать мальчику, что бы его приняли в игру?

- Можно с вами поиграть, пожалуйста

- Давайте с вами дружить

- Будьте добры, примете меня в игру

- Молодцы, ребята, правильно, вы много назвали вежливых слов и выражений, но все - таки что – то забыли. Что же надо сделать при встрече сначала?

- Поздороваться.

- Вы совершенно правы, прежде чем о чем – то просить при встрече, надо поздороваться.

ФИЗМИНУТКА

- Ребята, с вами хотят поиграть вежливые слова, поиграем?

(дети выходят и становятся в круг)

Ребята вежливые и ласковые

Говорят при встрече … (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

(руки на поясе, наклоны головы вправо, влево, вперед)

Зеленеет старый пень

Когда услышит … (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)

(присесть, встать, руки вверх)

Когда нас бранят за шалости

Мы говорим … (ПРОСТИ ПОЖАЛУЙСТА)

(дети грозят пальчиком)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого … (СПАСИБО)

(поднять руки вверх, опустить через стороны)

И России, и в Дании

На прощание говорят … (ДО СВИДАНИЯ)

(дети машут рукой)

- Понравилось вам игра? (дети садятся на стульчики)

- А кто из вас знает что обозначает слово «ЗДРАСТВУЙТЕ»?

- Это пожелание хорошего здоровья другим, быть всегда сильным и крепким.

- Совершенно верно. Ребята а всех ли мы одинаково приветствуем?

Как например, вы поздороваетесь встретив своего друга?

- Привет, здорово, здраствуй.

- А как вы думаете, можно ли взрослым сказать также? Почему?

- Нет, взрослым, так не скажешь, это не культурно и не прилично, не вежливо, потому - что ко взрослым надо обращаться с уважение.

- Ребята, а сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы здороваться в разное время дня с людьми разного возраста.

ЭТЮД «ПОЗДОРОВАЙСЯ»

(дети выходят и становятся в две шеренги напротив друг друга, им раздаются картинки с изображением людей разного возраста)

- Ребята, на этой дорожке будут стоять люди старшего возраста, а здесь молодые. Вы должны по очереди поздороваться с тем, кто стоит напротив вас, используя разные вежливые выражения, учитывая возраст. А я буду показывать модели на которых изображены части суток, в которые вы встретились. Попробуем?

- Здравствуйте, бабушка

- Доброе утро

- Как я рад (а) Вас видеть

- Привет

- Здорово

- Добрый день

- Добрый вечер

- Здраствуй

- Я очень рад встрече с вами

- Приятно, снова видеть Вас

- Молодцы, ребята, говоря такие слова при встрече, мы желаем всем хорошего здоровья, приятного настроения, чтобы весь день у них был радостным и добрым.

(дети проходят на стульчики)

- Ребята, а вы догадались, почему же эти слова мы называем волшебными словами?

- Потому, что говоря такие слова, мы можем делать людям добро, улучшить их настроение сделать приятное людям.

- А вы знаете, что эти волшебные слова могут потерять свою волшебную силу. Не верите мне. Тогда давайте проверим.

ИГРА «СКАЖИ ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО ТАК…»

- Сейчас, мы с вами по очереди будем говорить волшебное слово «СПАСИБО», так как указано на картинке – схеме, договорились.

(детям предлагаются картинки – схемы с изображением эмоций и силы голоса)

- Ребята, понравилось вам, когда мы говорили слово «СПАСИБО» со злостью и громко?

- Как же надо произносить волшебные слова?

- Волшебные слова надо произносить тихим, спокойным, ласковым голосом

- Вы совершенно правы, ребята, эти слова надо обязательно произносить спокойно, с улыбкой, глядя прямо в глаза, искренне желая людям добра.

Будьте добры – это я говорю по секрету,

Будьте добры – и не ждите за это конфету,

Будьте добры – без игры и во время игры,

Если сумеете, будьте скорее добры.

«ПАРАД ПРОЩАЛЬНЫХ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ»

- На парад прощальных вежливых слов становись.

Софья - Мы желаем доброго пути

Будет легче ехать и идти

Приведет, конечно, добрый путь

То же к доброму чему – нибудь.

Арсений - Мы очень рады были Вас видеть

Люба - Спасибо, что навестили нас

Тахир - До новых встреч

Настя - Приходите, пожалуйста к нам еще

Вадим - Всего Вам хорошего и доброго

Лада - Счастливо оставаться

Савелий - Когда мы увидимся снова?

Никто не ответит заранее…

Сказать остается два слова

И мы говорим «ДО СВИДАНИЯ»

Публикации по теме:

«Времена года. Зима». Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы. <<Времена года. Зима>>. Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы. Составила воспитатель первой квалификационной.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
НОД «Речевой этикет»
Опубликовано: 16 марта 2013 в 20:26
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...