НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы «Звук [щ] и буква Щ»

Ирина Мамзонова
НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы «Звук [щ] и буква Щ»

НОД с детьми подготовительной группы.

Образовательная область «Коммуникация».

Тема: Звук [щ] и буква Щщ

[/h4]

Задачи.

Уточнить артикуляцию звука [щ];

упражнять в определении позиции звука[щ] в словах;

упражнять в проведении звукового анализа слов; упражнять в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ; знакомить с буквой Щщ; закреплять образ буквы.

Формировать у детей навыки самооценки.

Оборудование. Зеркала; панно букв; игрушка щенок; набор картинок; наборное полотно; набор фишек, полоска с клетками, буквенный конструктор.

Ход занятия

1. Организационный момент. (Стоим в кругу)

В: Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в очередное путешествие по стране Грамота. В Добрый путь!

Вам желаю доброго пути-

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

тоже к доброму чему-нибудь.

2. Актуализация знаний.

Появляется игрушка щенок.

-Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в нашу страну Грамоту. Очень рад вас видеть. Меня зовут Щеня. Имя моей хозяйки Нина, но ей больше нравится, когда ее зовут так, что в ее имени слышится звук [ч]. Какое имя ей нравится?

Д: Ниночка.

Щ: Правильно. Ребята, давайте знакомится. Назовите, пожалуйста, своё имя так, чтобы в нем слышался звук [ч], т. е. ласково.

Д: Мадиночка, Ариночка и т. д.

Щ: Вот мы и познакомились. Ребята, вы знакомы со звуком [ч]? Что вы можете сказать о звуке [ч]?

Д: Он согласный, всегда мягкий, мы обозначаем его зеленой фишкой.

В: Кто покажет на панно букву Ч?

Щ:? Молодцы, я тоже знаю звук ч и букву Ч.

3. Мотивация. Постановка проблемы.

Щ:. Мы с Ниной тоже изучаем звуки и буквы, как и вы в детском саду. Вчера Нина познакомила меня ещё с одним звуком, отгадайте каким? Послушайте внимательно стихотворение.

Ниночка считала вещи:

Ящик, щетка, два леща,

Щит и два больших плаща.

Д.: Нина познакомила тебя со звуком [щ].

Щ: Да, правильно. Так вот, Ниночка дала мне несколько заданий с этим звуком (показывает конверт, сам я их выполнить не могу. Вы мне поможете выполнить задания?

В: Ребята, вы поможете Щене? (Да).

Что нужно сделать? Как мы ему поможем?

Д: Выполнить задания со звуком [щ].

В: Ребята, мы знаем этот звук? (Нет).

Давайте с ним познакомимся.

4. Включение нового знания в систему знаний ребёнка. (Дети проходят за столы)

Артикуляция звука

В: Возьмите все зеркала и произнесите звук [щ]? Щеня, повторяй вместе с нами.

При произнесении звука [щ] губы в легкой улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка за верхними зубами, посередине языка идет сильная воздушная струя.

Характеристика звука.

В: Звук [щ] согласный или гласный? (Ответы детей) Почему вы так думаете?

В: Звук [щ] — согласный, всегда мягкий.

Фишкой какого цвета мы будем обозначать звук щ? (зеленой фишкой)

- Щеня, давай посмотрим, какие задания дала тебе Нина?

В: Задание №1. Определи место звука [щ] в слове.

В: Ребята, мы с вами сможем это сделать? Давайте попробуем! У каждого из вас на столе полоска, разделенная на три части и фишка. Я буду называть слова, а вы определите, в какой части слова звук Щ в начале, в середине или в конце и положите фишку в нужную клетку.

Примерные слова: роща, щепки, трещотка, овощ, прищепка, клещ, ящик, плащ, щука, щит.

Воспитатель предлагает детям проверить друг у друга правильность выполнения задания.

В: Задание №2. Проведи звуковой анализ слов ЩУКА И ЩИТ.

В: Ребята, давайте покажем Щене, как провести звуковой анализ слов ЩУКА и ЩИТ. (При выполнении этого задания реализуется дифференцированный подход).

Все работают за столами, ребенок, который первым выполнит звуковой анализ своего слова, выкладывает его схему на доске.

В: Молодцы, ребята. Щеня, ты понял, как проводить звуковой анализ слов?

Щ: Да, спасибо, я понял.

В: Задание №3. Измени слова искать, тащить, чистить и составь предложения со словом ЩЕНОК.

В:Давайте, ребята, попробуем изменять слова. Щеня будет за нами повторять.

Образец: Я ищу щенка, тащу щенка, чищу щенка.

Ты ищешь.

Он ищет.

Мы ищем.

Вы ищете.

Они ищут.

Щ: Я все понял: вы ищете щенка, тащите щенка, чистите щенка.

В: Молодец, Щеня.

Физминутка. Ребята, я предлагаю вам отдохнуть. Щеня, выполняй движения вместе с нами.

Волны плещу в океане. (машут руками, изображая волны.)

Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперед.)

Это мачты кораблей. (вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем (ходьба на месте,

Ищем ракушки в песке (наклоны)

И сжимаем в кулачке (дети сжимают кулачки).

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать (приседания).

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (потянуться)

В: Следующее задание №4. Измени слова: преврати маленький предмет в огромный.

Щ: Ребята, я хочу поиграть с вами в мяч (дети встают в круг).

В: Давайте расскажем Щене, каким он станет, когда вырастет. Сейчас у Щени маленькие лапы, а будут (дети помогают) лапищи, сейчас маленькие глаза, а будут глазищи, сейчас маленькие зубы, а будут зубищи, сейчас маленький нос, а будет носище, сейчас маленькие усы, а будут усищи, сейчас маленькие когти, а будут когтищи, сейчас маленький хвост, а будет хвостище.

Щ: Лапищи, усищи, хвостище. Вот каким большим и сильным я стану! Здорово!

В: Задание №5. Определи, из каких элементов состоит буква Щ.

Щ: Ребята, я принес вам букву Щ щ, которую мне дала Нина. Вот она. На что она похожа? (На расческу)

Я знаю стихотворение про эту букву. Послушайте.

На расческу

«Щ» похожа.

Три зубца всего?

Ну что же!

Щ: Расскажите мне, из каких элементов состоит буква Щ?

(Демонстрация буквы, рассматривание ее и размещение на панно букв по адресу: первый этаж (первый ряд снизу, квартира № 4 (четвертая клетка слева).

Аналитико-синтетическая деятельность.

В: Ребята, возьмите из коробочек нужные элементы и выложите букву Щ на ковре. А теперь давайте поиграем с буквой Щ.

Какие элементы нужно убрать из буквы Щ, чтобы получить другие буквы? (Ц, Ш).

Щ: Какие вы молодцы, ребята. Я покажу Нине такую игру с буквой Щ.

В: Щеня, все задания мы выполнили?

Щ: Да, это все задания, которые дала мне Нина.

В: Ребята, помогли мы Щене? Чему мы научили Щеню? Что мы делали?

Почему мы смогли помочь Щене?

Щ: Спасибо, ребята за помощь. До встречи! Приходите еще к нам в страну Грамоту.

Д: До свидания, обязательно придем.

Рефлексия.

В: Вам понравилось наше путешествие в страну Грамоту?

Скажите, легко ли вам было выполнять задания Щени?

В чем затруднялись? (Высказывается каждый воспитанник).

Почему мы смогли помочь Щене? (Ответы детей)

-Молодцы, вы отлично потрудились. Каждый из вас получает смайлик на экран успешности.

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Звуковой анализ слов. Консультация для родителей Как определить сколько звуков в слове, а сколько букв? Эти вопросы часто ставят родителей в тупик. Как помочь ребенку в определении звуков?.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы «Звук [щ] и буква Щ»
Опубликовано: 27 октября 2013 в 20:10
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...