НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое часов»

Колесник Евгения Валентиновна
НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое часов»

Задачи:

1. Продолжать формировать представление о понятии «время».

2. Закреплять представления о видах часов.

3. Уточнять представления о стрелках часов, умение их различать.

4. Закреплять умение определять время с точностью до часа, до получаса

5. Формировать представление о способах измерения времени в прошлом, до появления часов.

6. Уточнять представления о песочных часах.

Материал:

Демонстрационный: иллюстрация «солнце», стакан с водой, песочные часы (1 минутные, иллюстрация «огонь».

Раздаточный: разрезные картинки на тему «Виды часов» (настольные, наручные, электронные, вокзальные, будильник, настенные, макеты часов,

Ход:

В: Ребята, послушайте две загадки и отгадайте про что они:

Без ног, без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

Вчера было, сегодня есть и завтра будет.

Д: Это время

В: Правильно. А что вы знаете про время?

Д: Время нельзя увидеть глазами, потрогать руками. Время нельзя остановить, оно всегда движется вперед, его нельзя вернуть.

В: А можно ли измерить время?

Д: Да.

В: А зачем человеку знать, сколько сейчас время?

Д: Чтобы никуда не опаздывать. Все успевать делать.

В: Правильно. И люди придумали такой предмет, который показывает нам точное время. Назовите его.

Д: Это часы.

В: Правильно. Люди придумали много разных видов часов. Подойдите к столам и соберите из разрезных картинок виды часов.

Дети собирают и воспитатель просит детей назвать какие часы у них на картинке.

Д: У меня настольные часы, у меня наручные, у меня электронные, у меня вокзальные, и т. д.

В: Вот сколько часов придумали люди. Что есть у всех часов, кроме электронных.

Д: Циферблат и стрелки.

В: Расскажите мне о стрелках?

Д: Они разные. Одна длинная, называется минутная стрелка. Другая короткая, называется

часовая стрелка.

В: Какая стрелка движется быстрее, а какая медленнее?

Дети отвечают.

В: А теперь назовите мне время на своих часах, которые вы собрали из разрезных картинок.

Дети определяют время на часах с точностью до часа.

В: Сережа, а почему ты решил, что твои часы показывают ровно три часа?

Д: Потому что большая минутная стрелка стоит на 12, а маленькая часовая – на цифре 3.

Воспитатель спрашивает еще 2-3 детей.

В: Молодцы! А сейчас я буду читать вам стихотворение «Шла корова», а вы будете на макетах часов устанавливать время, про которое говорится в стихотворении. Возьмите макеты часов.

Шла корова в полвторого (дети устанавливают стрелки на макете часов)

Жеребенка встретила в половине третьего (устанавливают стрелки на макете часов)

А котенка пестрого – ровно в полчетвертого (устанавливают стрелки на макете часов)

Козлика рогатого – в половине пятого (устанавливают стрелки на макете часов)

А теленка - несмышленка, озорного, дорогого

А теленочка корова повстречала в полвосьмого! (устанавливают стрелки на макете)

Уложила спать его только в полдесятого! (устанавливают стрелки на макете часов)

(Э. Мошковская)

В: Молодцы! Скажите, как вы располагали минутную стрелку на своих часах?

Д: ставили ее на цифру 6.

В: А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Часы».

В: Руки на поясе, наклоняемся в стороны и произносим «Тик-так, тик-так, Ходят часики вот так». А сейчас наши руки-стрелки сломались. Покажем, что они нуждаются в ремонте. (Дети делают произвольные движения руками.) Нас отремонтировали. Мы снова – часы. (Дети наклоняются и произносят «тик-так, …».) Игра проводится 3 раза.

В: А как вы думаете, как люди определяли время раньше, когда не было часов?

В: Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами отправимся в путешествие прошлого часов.

Воспитатель и дети подходят к мольберту, на котором изображено «солнце».

В: Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце – значит пора вставать, и так до вечера. И вдруг человек обратил внимание на то, что тени от предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца. Смотрел человек, как тень по кругу бегает, и придумал часы (показывает картину): вкопал в землю столб, а вокруг него начертил круг и разделил его на 12 равных частей. Каждая часть равнялась одному часу. Ходит по небу солнце – ходит по площадке тень и как часовая стрелка, показывает время. Назывались эти часы солнечными. Как вы думаете, всегда ли человек мог ими пользоваться? Почему?

Д: Нет, потому что этими часами можно пользоваться только в солнечный день. Нет солнца, значит нет тени.

В: Правильно. И это было очень неудобно. Пойдемте к столу и узнаем как люди по-другому определяли время.

Воспитатель и дети подходят к столу, на котором стакан с водой.

В: Ребята, что вы видите? Все вы знаете, что вода течет. А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течет? А ведь когда-то время действительно текло и капало. В водяных часах (показывает картинку). В высокий и узкий стеклянный сосуд с дыркой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Поплавок со стрелкой поднимался. На стенках сосуда были сделаны черточки-отметки, показывающие, сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. Как вы думаете, удобными были такие водяные часы?

Дети отвечают.

В: Да, такие часы конечно работали не только в солнечный день, но и в ненастье, и ночью.

Но они также оказались неудобными, потому что требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Пойдемте дальше и узнаем какие еще часы придумали люди.

Воспитатель и дети подходят к столу, на котором стоят песочные часы (1 минутные)

В: Эти часы вам уже знакомы. Мы часто пользуемся ими в группе. Как они называются?

Д: Песочные часы.

В: Как они устроены?

Д: Два стеклянных пузырька соединены вместе, внутри насыпан песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит прошла 1 минута. Часы переворачивают и счет времени продолжается.

В: Правильно. Но песочные часы бывают не только 1 минутные, но и 2-х минутные и 3-х минутные и 5-ти и 10-ти минутные. Они отличаются размером и количеством песка.

На песочных часах всегда отмечено за сколько минут высыпается весь песок. Где люди пользуются песочными часами?

Д: В больнице. По этим часам больные получают лечебные процедуры.

В: Пойдемте дальше и узнаем какие еще часы придумали люди.

Воспитатель и дети подходят к мольберту, на котором картинка с изображением огня.

В: В давние времена люди пользовались и огненными часами. Были такие часы-свечи (показывает картинку). Брали огромную свечу, делили ее на 24 равные части (по количеству часов в сутках, нанося черточки-полоски. Свечу поджигали и она горела весь день. Выходит, про время можно сказать, что оно не только течет, но еще и «сгорает». А еще размеченная свеча служила людям «будильником». В определенном месте люди втыкали булавку, к которой привязывали грузик - тяжелый предмет. Когда свеча догорала до этого места, грузик падал на металлический поднос или просто на пол – это означало прошел определенный отрезок времени. Такие особые часы - будильник использовали люди, совершая трудный и долгий путь в горах. Людям приходилось делать привалы, ночевать в горах. И такие часы будили путников.

В: Люди придумали и другие будильники. О них я вам расскажу в следующий раз. А наше путешествие подошло к концу. Скажите о каких часах вы сегодня узнали? Какие часы вас удивили?

Дети отвечают.

В: Может быть когда-нибудь, кто-нибудь из вас придумает новые часы, которых еще нет на свете.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в прошлое часов» ЗАДАЧИ: - Познакомить с историей часов; - Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления;.

Фотоотчет. Образовательная тема «Птицы» в подготовительной к школе группеФотоотчет. Образовательная тема «Птицы» в подготовительной к школе группе Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, речевой, художественно – творческой.

Комплекс утренней гимнастики для подготовительной к школе группы Тема: «Морское путешествие». Цель: Организация оздоровления и физического развития детей. Задачи: • Формировать навык удержания правильной осанки. • Развивать мышечную.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие по творчеству С. В. Михалкова» Задачи: Образовательные: формировать интерес к книге, используя творчество детского писателя С. В. Михалкова; обогащать и систематизировать.

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе. Тема «Хлеб — наше богатство».Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе. Тема «Хлеб — наше богатство». Задачи. Образовательные: обобщить представления детей о хлебе как одном из самых ценных продуктов питания и величайших богатств на земле.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое Кубани» Задачи: - Познакомить с историей возникновения Кубани, вызывать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков, с их интересами. - Развивать.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе Тема: «Научись разрешать конфликтные ситуации» Конспект НОД в подготовительной к школе группе Воспитатель: Литвинова Наталья Александровна МБДОУ «Детский сад №24» г. Рязань Тема: «Научись.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое часов» Цель: формирование представления детей о часах, истории создания часов. 1. Организационный момент Ребята, сегодня к нам на занятие пришли.

НОД для старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое часов» ЦЕЛЬ. Воспитывать у детей интерес к работе часовщика, подвести их к пониманию: человек – преобразователь предметов, механизмов. СЛОВАРНАЯ.

Сценарий интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «На помощь Айболиту» Интегрированное занятие «На помощь Айболиту!». Цель (основная идея):организовать деятельность детей по усвоению ими знаний о Африке, содействовать.

Автор публикации:
НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое часов»
Опубликовано: 23 апреля 2016 в 22:46
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс: «Далматин» в технике объемное оригами.
Мастер – класс: «Далматин» в технике объемное оригами. Далматин – одна из самых элегантных и эффектных собак. В Англии ее назвали «Каретной собакой»,...
Фотоотчет «Огород на подоконнике»
Посадили огород, Посмотрите, что растёт! Будем мы ухаживать, Будем поливать, Будем за росточками Дружно наблюдать! Большинство семей имеют свой сад,...
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «День рождения» в подготовительной к школе...
Конспект проведения сюжетно - ролевой игры на тему «День рождения» в подготовительной к школе группе Цель игры: Расширить, уточнить и конкретизировать знания...
Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает, практический...
Видеоотчет «Танцы, танцы в детском саду»
В настоящее время в детском саду всё больше внимания уделяется изучению культурного наследия мировой цивилизации. Уважаемые коллеги -в течении года было...