Лучший педагог года

НОД в средней группе «Еду, еду к бабе, к деду»

Ландыш Абдуллина
НОД в средней группе «Еду, еду к бабе, к деду»

Еду, еду к бабе, к деду

Интеграция областей : коммуникация, познание, социализация, музыка.

Цель: Знакомство с устным народным творчеством, приобщение детей к народной культуре посредствам считалок, мирилок, закличек и русских народных игр.

Задачи:

образовательные:

-систематизировать знания о жанровом разнообразии малых русских фольклорных форм: песенках, потешках, мирилках, считалках, закличках, колыбельных песнях;

-формировать у дошкольников навык владения родным поэтическим языком;

развивающие:

- развивать речь детей;

Публикация «НОД в средней группе „Еду, еду к бабе, к деду“» размещена в разделах

- развивать слуховое восприятие и умение слушать песенки и потешки;

воспитательные:

-содействовать нравственному воспитанию дошкольников;

- воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству;

Оборудование:

Русская печь, сундук, ухват, чугунок, маска козлика, кочерга, коврик, куклы Мирон и Никита.

Предварительная работа:

Знакомство с потешками, песенками, мирилками, прибаутками, пение колыбельных песен,частушек.

Ход НОД:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поедем в деревню.. Садитесь на лошадок - поехали. (Дети скачут на лошадке (Под русскую народную музыку)

Дети:

Еду, еду к бабе, к деду!

На лошадке в красной шапке.

По ровненькой дорожке

На одной ножке.

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам

Все прямо и прямо,

А потом вдруг в яму!

(В конце потешки дети падают)

Ведущий :

Вот и приехали, нас уж хозяюшка встречает.

Бабушка: Здравствуйте, внучатки! Как я рада вас видеть! Проходите, мои дорогие, да рассаживайтесь поудобнее!

Погостите у меня ребятушки. А я вам хозяйство покажу.

Посмотрите в моей избе есть.

(подходим к печке.)

Дети: печка

Бабушка: для чего нужна печка?

Дети: Чтоб в избе тепло было.

Бабушка: А еще для чего?

Дети: Суп, кашу варить. Спать на ней.

Бабушка : Самое главное в русской избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Раньше говорили «Печь нам мать родная».Готовили в русской печи и каши, и супы, и пироги пекли. Они отличались особым вкусом и ароматом. Раньше говорили «Что в печи на стол мечи».Еду готовили в чугунках. Что они заменяли?

Дети : Они заменяли кастрюли.

Бабушка: Правильно. Она сделана из чугуна- очень прочного металла.

А теперь угадайте-ка загадку:

Из русской печи

Кашу из печи тащи

Чугунок очень рад

Что его схватил …

Дети: ухват

Бабушка: правильно ребятушки. Чтобы чугунок поставить и вынимать из печи нужен ухват.

А теперь ещё загадка:

Железная нога – это ….

Дети: Кочерга

Бабушка :Правильно. Кочерга чтобы мешать угли.

Посмотрите ребята на рукоделия,которые сделали наши прабабушки. Они делали все своими руками : вышивали, вязали, ткали домотканые ковры, расписывали посуду.

Ах детушки совсем забыла про мои калачи. Поставлю ка я их в печь. (Калачи из пластилина)

(Шум да гам. Два мальчика ругаются за печкой. Две куклы мальчика.)

Кукла Никита :

Миронушка –Мирон

Полна пазуха ворон

Выглянул в окошко-

Голова с лукошко,

Нос крючком,

Волоса клочком!

Кукла Мирон:

Никита – волокита

Купил лошадь без копыта.

А Фома – простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Зацепился за пенёк,

Простоял весь денёк,

Зацепился за кочку,

Простоял всю ночку.

Что за шум, что за гам. Это же мои внучата Никита и Мирон. Драчуны и хулиганы.

Они все время дразнятся и дерутся. Как мы можем им помочь помириться?

Бабушка: Есть такое очень хорошее красивое слово: мирилки; от слова мир, мириться, дружба - это короткие стишки, которые приговаривают дети после ссоры. Их придумал русский народ чтобы мириться. Но к сожалению я не знаю мирилок и мне не удастся их помирить. Ой,а может вы мне поможете? Кто-нибудь из вас знает мирилки? (Дети берут игрушки Никиту и Мирона рассказывают мирилки).

1-й ребенок:

Пальчик за пальчик

Крепко возьмем

Раньше дрались,

А теперь ни по чем.

2-й ребенок:

Чем ругаться и дразниться,

Лучше нам с тобой мириться!

Будем вместе улыбаться,

Песни петь и танцевать,

Летом в озере купаться

И клубнику собирать,

На коньках зимой кататься,

Баб лепить, в снежки играть,

На двоих делить конфеты,

Все проблемы и секреты.

Очень скучно в ссоре жить,

Потому давай дружить!

3-й ребенок:

Хватит нам уже сердится.

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мирится:

-Ты мне друг!

- И ты мне друг!

Мы обиды все забудем,

И дружить, как прежде будем!

Бабушка: После таких мирилок они теперь точно дружно будут жить, а если даже поссорятся, то быстро помирятся! Спасибо вам, ребятушки! Вы знаете очень много интересных мирилок. Драться, ссорится и дразнить друг друга нельзя. А теперь мы помирили моих внучат и поиграть. Для этого нам нужно найти водящего. Для этого у нас есть русские народные считалочки.

Давайте дети вспомним их.

1-й ребенок:

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала

Оказалась впереди,

Кто не верит- выходи!

2-й ребенок:

Лиса по лесу ходила.

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела -

Мужу двое, себе трое

И детишкам по лаптишкам!

Кто лаптишки найдет,

Тот водить пойдет.

3-й ребенок:

Лиса по лесу ходила.

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела -

Мужу двое, себе трое

И детишкам по лаптишкам!

Кто лаптишки найдет,

Тот водить пойдет.

4-й ребенок:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть,

К нам сорока подлетела

И тебе водить велела.

Бабушка: Как много считалок вы знаете! А коль вы нашли ведущих, то может мы с вами поиграем?

Дети: Да, конечно.

Бабушка: Ну тогда мы с вами поиграем в интересную русскую народную игру Шел козел по лесу». (дети поют песню и в такт словам выполняют движения по тексту (Под музыку)

Русская народная игра «Шёл козёл по лесу».

В центре хоровода «Козёл». Дети в хороводе идут в одну сторону, «Козёл» в другую. Все поют:

Шёл козёл по лесу, по лесу, по лесу.

Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу. («Козёл» выводит на середину круга выбранного ребёнка – «Принцессу»)

-Давай козёл попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

И хвостиком помашем, помашем, помашем.

И до свиданья скажем. («Козёл» встаёт в круг к детям, ребёнок «Принцесса» становится «Козлом» остаётся в центре круга. Игра повторяется.)

Бабушка: А теперь сыграем в игру «Ванька, встань-ка»

Дети делают движения: встают на носки и возвращаются в исходное положение. Затем приседают, опять встают на носки, приседают. Движения сопровождаются словами:

Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка,

Приседай- ка, приседай- ка,

Будь послушен, ишь какой,

Нам не справиться с тобой.

Хозяйка: Ой, ребята, мои внучата устали и им пора спать. А что мы можем сделать чтоб они быстрее уснули?

Дети: спеть колыбельную.

Хозяйка: а мы ее будет петь громко и весело?

Дети: Нет, тихо и спокойно, чтоб они быстро уснули.

Хозяйка: ну тогда вы начинайте петь, а я вам помогу!

(Под музыку Нины Поставничевой)

Поют :

Котя, котенька, коток,

Котя, серенький хвосток.

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе коту,

За работу заплачу,

Дам кусочек пирога

И кувшинчик молока.

Баю, баю, баю, бай

Поскорее засыпай.

Баю, баю, баю, бай

Поскорее засыпай.

Бабушка:

Ой, ребятушки, кот да щенок заснули, да и наши гости тоже начали засыпать. А чем мы их можем повеселить, да потешить?

Дети: Рассказать потешку, спеть частушку.

Бабушка: А кто из вас хочет рассказать потешку или спеть частушку и развеселить наших гостей?

1-й ребенок (частушка)

Я проснулась утром рано,

На дворе светлым-светло

Значит, солнце раньше встало,

Будит тех, кто спит ещё.

2-й ребенок (потешка)

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала –

С воза муха закричала:

«На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду,

Ноженьку сломаю,

Буду я хромая».

3-й ребенок:

Наша – то хозяюшка сметливая была,

Всем в избе работушку к празднику дала.

Чашечку собачка моет язычком.

Мышка собирает крошки под окном.

По столу котище лапою скребет.

Половичку курочка веничком метет.

4-й ребенок.

Солнышко – колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать.

5- й ребенок.

А тари, тари, тари,

Куплю Маше янари.

Останутся деньги –

Куплю Маше серьги.

Останутся пятаки –

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошки –

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки –

Куплю Маше подушки.

Бабушка: Вот мы сами развеселились и гостей потешили. И русские народные мирилки и частушки и потешки и считалки вы знаете. Молодцы! А у меня и калачи испеклись, возьмите с собой гостинец. (настоящие калачи)

Ведущий: спасибо тебе хозяйка за гостеприимство да за вкусное угощение. Ребятушки, мы с вами угощение возьмем, да и в группе чай попьем!

Бабушка: до новой встречи, всего вам хорошего!

Дети: До свидания!

Публикации по теме:

План по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» План по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры Содержание работы: 1. Сбор и изучение методической.

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в средней группе «Еду, еду к бабе, к деду»
Опубликовано: 18 декабря 2013 в 20:54
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД