НОД в старшей группе. Пересказ произведения Н. И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»

Ирина Колесникова
НОД в старшей группе. Пересказ произведения Н. И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»

НОД в старшей группе. Пересказ произведения Н. И. Сладкова

«Как медведь сам себя напугал».

Разработал старший воспитатель

МБДОУ детский сад №146 «Белоснежка» г. Брянск

Колесникова И. А.

Программные задачи:

1. Продолжать учить детей пересказывать повествовательный рассказ по схеме связно, последовательно, понимать смысл произведения.

2. Учить понимать, что без середины рассказа не понятен его смысл. Закреплять умение использовать в речи авторские слова и выражения (валежина, угодила, насторожил, недоброе творится в лесу, рявкнул, подобру-поздорову).

3. Упражнять в умении подбирать синонимы и определения к заданным словам:

валежина - сухая упавшая ветка,

дать стрекоча - убежать быстро,

подобру-поздорову – пока ничего не случилось

4. Упражнять детей в выразительном рассказывании произведения, в изменении интонации и темпа речи в соответствии с текстом.

5. Учить детей участвовать в анализе рассказов товарищей.

6. Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе.

Оборудование:

Предметные картинки: медведь, белка, заяц, сорока, лось.

Набор схем для графического плана (см. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа», авторский коллектив, 2008)

Модель структуры рассказа (см. О. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду»)

Маленькие флажки на каждого ребенка

Предварительная работа:Чтение рассказов Н. И. Сладкова

Организация выставки произведений Сладкова в групповом книжном уголке.

Адаптированный рассказ Н. И. Сладкова

«Как медведь сам себя напугал»

Вошел медведь в темный лес. / Хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке, выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик во весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.

Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу! Не уйти ли подобру-поздорову?/

Рявкнул медведь, да как даст стрекоча!

Так медведь сам себя напугал, себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

Воспитатель: Ребята! Давайте вспомним, книги какого писателя стоят в нашем книжном уголке? (Н. И. Сладкова)

-С какими произведениями Николая Ивановича мы уже познакомились?

-О ком писал этот автор?

-Кто герои эго произведений?

Проходите, рассаживайтесь и мы поиграем.

Выставляются картинки: медведь, белка, заяц, сорока, лоси.

Воспитатель: Глядя на эти картинки, вы будете называть, какие у Сладкова герои в его рассказах. Старайтесь подобрать красивые слова о наших героях. За каждое красивое слово вы получите шишку. А шишки мы будем складывать вот в эту корзинку.

-Какой в произведениях Сладкова медведь? (косолапый, мохнатый, неуклюжий, неповоротливый)

-А какой заяц? (косой, трусливый, длинноухий, озорной)

-Какая сорока? (болтливая, любопытная, сплетница, длиннохвостая)

-А белка какая? (ловкая, пушистая, хлопотливая, рыжая)

-Каким можно назвать лося? (рогатый, большой, сильный)

Вот и набрали полную корзинку шишек. Много красивых слов знаете. Молодцы!

Ребята, все эти герои встречаются в новом рассказе Н. И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Вы уже знаете много произведений Сладкова. Мы читали их в группе, дома вам читали их родители. А с этим рассказом вы сами познакомите своих родителей, поэтому сегодня мы будем учиться его пересказывать. Внимательно послушайте этот рассказ (чтение адаптированного рассказа Н. И. Сладкова)

-Вам понравился рассказ? О чем этот рассказ? Как вы думаете, это серьезный или шутливый рассказ? В чем же здесь вы видите юмор? Какую пословицу можно подобрать к этому рассказу? (У страха глаза велики)

В рассказе встречается много трудных слов. Для того, чтобы вы поняли их и красиво рассказали рассказ, давайте поговорим о том, что эти слова обозначают (разбор авторских слов и выражений)

Воспитатель зачитывает фразы из рассказа:

Хрустнула под тяжелой лапой валежина. Знаете ли вы, что такое валежина?

(упавшая сухая ветка)

Уйти подобру-поздорову. Это как? (пока ничего не случилось, уйти пока цел)

Как даст стрекоча. Как вы понимаете выражение «дать стрекача»? (убежать быстро, стремительно)

Ребята! Мы с вами уже знаем, что у каждого рассказа есть начало, середина и конец. Выставляется модель структуры рассказа.

-Какими словами автор начинает рассказ? (Вошел медведь в темный лес).

Что случилось дальше, мы узнаем из середины рассказа.

-Что же произошло в лесу?

-Что случилось с белкой?

-Как повел себя заяц?

-Почему подняла крик сорока?

-Что решили лоси? Что они сделали?

-Как повел себя медведь? Как об этом сказал автор? Воспитатель предлагает повторить авторский текст 1-2 детям (Остановился медведь. Насторожил уши. Недоброе творится в лесу! Не уйти ли подобру-поздорову)

-Чем же закончился рассказ?

-А если мы уберем середину нашего рассказа? (на модели убирается один сектор). Воспитатель зачитывает текст без середины.

Сможем ли мы понять, что же произошло с медведем? Почему он испугался? Почему нам будет трудно понять рассказ? (обобщает ответы детей) Мы не сможем понять, что произошло, потому что в рассказе не было середины. Рассказ был не полный. Поэтому, когда вы будете пересказывать рассказ, не забудьте рассказать начало, середину и конец.

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги, Повороты вправо-влево

Огляделся на пороге.

Потянулся ото сна: Потягивания – руки вверх

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил, Вращение головы

Головой медведь крутил.

Наклонился взад-вперед, Наклоны вперед-назад

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки Наклоны: правой рукой

И трухлявые пеньки касаться левой ступни,

В них съедобные личинки затем наоборот

Для медведя - витаминки.

Наконец медведь наелся Садятся на свои места

И на бревнышке уселся

Чтобы вам легче пересказать рассказ, мы сейчас составим схему: Я начну, а вы продолжайте:

Вошел… Хрустнула… Испугалась… Упала…

Затопал… Увидела… Подняла… Решили…

Пошли… Остановился… Рявкнул… Так медведь…

По ходу ответов выкладывается схема рассказа.

Работа над интонационной выразительностью

-Ребята, как вы думаете, о чем в рассказе можно сказать быстро? А о чем замедлить свою речь? А где надо сказать вопросительно? Послушайте, как я скажу (просит повторить 2-3 детей)

Сейчас я прочитаю рассказ еще раз. Вы его постарайтесь хорошо запомнить. А теперь возьмите в руку флажки и внимательно слушайте: там, где нужно говорить быстрее мы будем поднимать флажки вверх, а где медленнее – опускать вниз.

Прослушали рассказ? Кто хотел бы рассказать рассказ полностью.

Самостоятельные пересказы детей.

В конце занятия воспитатель привлекает детей к оценке рассказов товарищей:

-Вам понравился рассказ? Чем же он вам понравился? И т. д.

Выслушивает всех, обобщает ответы и дает свою оценку пересказам детей.

Ребята! Сегодня вечером не забудьте познакомить своих родителей с новым произведением Николая Ивановича Сладкова «Как медведь сам себе напугал». Постарайтесь дома нарисовать рисунки к рассказу и принести завтра в группу, а мы с вами их рассмотрим.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в старшей группе на сентябрь Тема недели:«День знаний»Тема занятий:"Мы — воспитанники старшей группы" Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они.

Драматизация рассказа Н. Сладкова «Медведь и солнце». Занятие по развитию речи Конспект занятия по развитию речи (старший дошкольный возраст) Форма занятия: драматизация рассказа Н. Сладкова «Медведь и солнце» Программное.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
НОД в старшей группе. Пересказ произведения Н. И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»
Опубликовано: 2 октября 2013 в 11:41
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Содержание Введение 1. Оснащение предметно развивающего пространства по...