НОД в старшей группе по теме «Космос» (развитие речи и познавательное)

Анна Сенич
НОД в старшей группе по теме «Космос» (развитие речи и познавательное)

НОД в старшей группе по теме «Космос» (развитие речи и познавательное)

Программное содержание: развивать интерес к астрономии, закреплять элементарные представления об астрономии как науки о Вселенной: дать первоначальные знания о красной планете – Марсе; закрепить знания детей о самой близкой звезде – Солнце, о спутнике Земли – Луне.

Словарная работа: активизировать знания детей по теме «Космос», развивать словарь признаков, воображение с помощью игры «Сравни!»

Коррекционные задачи: развивать мелкую моторику, используя главный принцип – рука развивает мозг, совершенствовать диалог и монологическую речь средствами игровой ситуации – роль экскурсовода, формировать слоговую структуру слова, умения делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Оборудование и материалы: музей космоса (фотографии известных космонавтов, фотооткрытки с изображением межпланетных станций; глобус, изображения Марса, Солнца; магнитофон, аудиокассеты; темная бумага, блюдце с мукой.

Громко звучит музыка космоса, постепенно стихает, в группу выходят дети.

Воспитатель (В.) Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями, воспитателями и подарим им свои улыбки. А теперь, начнем очередное заседание космического клуба «Звездочка». Сегодня у нас очень интересная тема. Планета…. Я вам загадаю загадку, а вы догадайтесь, о какой планете мы будем говорить.

Фонематический слух. Мышление.

В. Эта красная планета. В её названии четыре звука, первый звук М, а последний – С. Совершенно верно, это - Марс. Об этой планете расскажет нам Аня Михалева.

А во тьме,

Горя багровым светом,

Из глубин

Космического льда

Смотрит Марс –

Безлюдная планета,

Хмурая военная звезда.

Марс – четвертая планета от Солнца. Раньше люди считали, что на Марсе живут инопланетяне – марсиане. Марс – четвертая планета от Солнца. Но когда люди построили мощные телескопы, то увидели, что на Марсе нет инопланетян. Там есть горы, вулканы, когда-то была вода, так как видны долины, похожие на реки. Сейчас ученые продолжают активно изучать Марс. Задумываются даже о полете человека на Марс.

В. Как интересно нам рассказала Аня. Что нового мы узнали о Марсе?

Ответы детей.

Под музыку мультфильма «Незнайка на Луне» появляется персонаж Незнайка (кукла).

Незнайка. Здравствуйте, дети.

В. Здравствуй, Незнайка.

Незнайка. Я услышал, что вы собираетесь в космическое путешествие на планету Сникерс.

Дети. Да не Сникерс, а Марс.

Незнайка. Подумаешь, ошибочка… Возьмите меня с собой, ведь я уже был на Луне, и поэтому я первый в мире космонавт.

В. Да, Незнайка, нужно всерьез браться за твое космическое образование, и поэтому для начала мы приглашаем тебя в наш космический музей.

Дети. Проходи, пожалуйста, Незнайка, усаживайся поудобнее, и слушай. Ты, к твоему сожалению, не первый космонавт. Первым живым существом, отправившимся в космос, были собаки – Белка и Стрелка. Когда ученые убедились, что полеты к звездам не опасны, то отправили в космос человека. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.

В. Ребята, а как вы думаете, каким должен быть космонавт?

Словарь признаков. Игра с мячом (Мужественный, смелый, храбрый, отважный, здоровый, физически подготовленный, веселый, умный, выносливый, крепкий, бесстрашный, наблюдательный, внимательный, аккуратный).

Незнайка. Ха, все мальчишки такие, а девчонки – бояки и плаксы, поэтому они в космос не полетят!

Дети. Вот и нет. Первой женщиной летчиком-космонавтом стала отважная и бесстрашная Валентина Терешкова.

Незнайка. Я тоже ничего не боюсь, и на Луне я уже был. А вот Солнце – это, наверное, желтый мячик, который забросили в небо, только он почему-то не падает…

В. Эх, Незнайка…Послушай, что знают о Солнце наши ребята. Экскурсовод - Вика рассказывает о солнце.

Солнце.

Без Солнца Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди это понимали еще в древности.

Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло.

Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все засохло бы от жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.

Смотреть на Солнце в телескоп небезопасно – можно ослепнуть от яркого света, поэтому люди используют стекла-фильтры. На поверхности Солнца часто происходят вспышки и взрывы.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?

Незнайка. Теперь все понятно. Давайте я вам про Луну расскажу. Луна – планета, искусственный спутник Земли, который имеет форму шара. Ее поверхность твердая и холодная.

В. Спасибо, тебе Незнайка. А можно мы тебе еще что-то расскажем о Луне?Приглашаю экскурсовода – Аню.

Луна – спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе. Галилей первым обнаружил на Луне горы и равнины. На Луне нет ни воды, ни воздуха. Луна светит потому, что ее освещает Солнце. С Земли мы видим ее то круглой, то в виде серпа, иногда ее совсем не видно. Мы видим только ту часть, на которую падают солнечные лучи.

На Луне есть Океан бурь, Море кризисов, Море спокойствия, Море дождей.

В. Заговорились мы с тобой. Нам пора в путешествие. На чем же мы полетим?

Физкультминутка.

К нам во двор спешат ребята,

Всех друзей к себе зовем!

Мы играем в космонавтов –

Будем строить космодром!

Все нам интересней,

Если мы все вместе!

В. Ребята, а можно ли в обычной одежде лететь в космос? Что нужно надеть? (Скафандр). Что это такое? (Космический костюм). Кроме того, чтобы всегда быть в форме, нужно обязательно взять еду. Как хранится космическая еда? (В тюбиках) Итак, готовы к полету? Начинаем отсчет… 5,4,3,2,1,0 … Пуск! Поздравляю вас с удачным стартом!

Дети, на земле мы с вами проводили опыты. Если бросали предмет – он обязательно падал на землю, притягивался. Земля обладает силой притяжения.

А в открытом космосе такой силы нет. Это состояние называется как? Невесомость.

Слоговая структура. Давайте определим количество слогов хлопками. Не-ве-со-мость. (Четыре слога)

Словарь. Игра «Сравни!»

А как вы это понимаете? Что значит нет веса? (Нет веса – значит мы легкие, как перышки, как вата, как пух, как листочки, как снежинки, как парашютики одуванчиков, как пыльца растений, как лепесточки розы, как крылышки бабочек).

Давайте выйдем в открытый космос и узнаем, что такое невесомость. (Звучит музыка «14 минут до старта» песня О. Фельдмана. Дети имитируют состояние невесомости).

А сейчас сделаем фотоснимки Земли, возьмите свои фотоаппараты. Что вы видите?

Пока вы фотографируете Землю. Серафим даст нам краткую справку о Земле.

Самая красивая и самая интересная из планет Солнечной системы – это наша Земля. Вот так выглядит Земля из космоса – недаром ее называют «голубой планетой».

Земля – единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь. Большую часть нашей планеты занимают моря и океаны, поэтому ее правильнее было бы назвать планетой Океан.

В центре Земли находится твердое металлическое ядро. Выше лежит слой расплавленных пород – мантия. Поверхность Земли состоит из земной коры. Кора сложена из платформ, которые постоянно движутся по верхней мантии. На границах плит часто происходят землетрясения и извержения вулканов.

В. Ребята, вы слышите какой-то голос?

Голос. Космонавты, доложите о своем самочувствии в земной центр управления полетами. (Каждый ребенок берет предмет-заместитель кеглю и говорит:

- Дорога мама, самочувствие отличное, целую, очень люблю!

- Папа, я – космонавт, чувствую себя хорошо! И т. д.

Голос. Сообщение принято. Спасибо. Счастливого пути!

В. Ой, ребята, сколько звезд! Посмотрите, они похожи на какие-то фигуры.

Рассказ экскурсовода- Матвея о звездном небе.

Звездное небо.

Звездное небо видел каждый. Огромное количество звезд, которое, на первый взгляд, невозможно сосчитать. Чего только нет на небе – туманности, звезды, созвездия, планеты, галактики. Звездное небо таинственно и загадочно. Люди заметили еще в древности, что звезды располагаются в определенном порядке, их можно объединить в созвездия.

Наиболее древние названия у созвездий, которые образуют зодиак. С греческого «зодиак» переводится как «круг животных».

Каждый из нас родился под каким-то знаком зодиака.

В. Посмотрите, а вон созвездие напоминает ковш.

Рассказ экскурсовода- Кати о Большой медведице.

Самое известное созвездие – Большая Медведица. Но оно похоже не на медведицу, а на ковш с длинной ручкой. Древние греки рассказывали миф о том, как бог Зевс (самый главный из богов) влюбился в нимфу Каллисто, а его жена Гера от зависти и злости превратила девушку в медведицу. Зевс поместил ее на небо в виде созвездия. На Руси это созвездие называли Кастрюлей или Ковшом.

В. Как интересно в космосе. Марс – очень далекая планета. Во многих странах Земли собирают космические экспедиции, чтобы изучить ее. Лететь туда очень-очень долго. Наше путешествие сказочное, и вот уже виден Марс в иллюминаторе. Какого цвета эта планета? Осторожно ступаем на поверхность планеты, помним, что она хранит много тайн.

(Звучит музыка, появляется Марсианка).

Марсианка. Здравствуйте, вы кто?

Дети. Здравствуйте, мы прилетели с планеты Земля! Мы – земляне!

Марсианка. Не поможете ли мне? Нужно составить код, чтобы запустить программу для моих помощников-роботов. В коде должны быть только гласные звуки.

Игра «Назови гласные» (Фонематическое восприятие).

В. Оставляйте гласные и мы сможем составить код. Луна, Марс.

УАА

Марсианка. Спасибо, вам ребята. Наша планета спасена. А теперь мне очень хочется узнать о той планете, с которой вы прилетели.

Ксюша читает стихотворение.

Земля.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой похожей нету!

В. А теперь нам пора возвращаться на Землю. Как хорошо оказаться на Земле!

И чтобы оставить впечатления об увиденном, давайте нарисуем далекие звезды. Рисовать мы будем необычным материалом – манкой (прием оттиска). Расскажите, что вы нарисуете?

Марсиане прислали нам подарки – раскраски с созвездиями знаков –зодиака.

Итог.

Каждый ребенок рассказывает о том, что ему запомнилось, и что бы он хотел нарисовать. Дети раскрашивают или рисуют на манке.

Публикации по теме:

Познавательно-творческий проект «Полет в Космос». (К 50-летию полета человека в космос). Цели: Знакомить с историей страны, стимулировать поисковую деятельность детей, интеллектуальную и творческую инициативу. Развивать коммуникативную.

Проект «Этот загадочный космос» (старшая группа) Актуальность темы. Маленький ребенок, еще не умеющий хорошо проговаривать слова, увидев на небе луну, говорит: «Нуна» и показывает пальчиком.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
НОД в старшей группе по теме «Космос» (развитие речи и познавательное)
Опубликовано: 2 марта 2014 в 10:19
+139
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 154.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....