Экологическое воспитание дошкольников. НОД в старшей логопедической группе «Путешествие в мир живой природы»

Оксана Колесникова
Экологическое воспитание дошкольников. НОД в старшей логопедической группе «Путешествие в мир живой природы»

НОД в старшей логопедической группе «Путешествие в мир живой природы».

Цели:

Обобщать, расширять знания детей о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость, способствовать развитию познавательных интересов.

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы, развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь.

Закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их.

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: макет леса, водоёма, дерево с птицами, картинки природы.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд».

Ход ООД.

I Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся и подарим им улыбку. А теперь все внимание на меня. Послушайте загадку.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года.

Это всё вокруг… (природа)

II Основная часть

Воспитатель: Вы знакомы со словом природа? А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Воспитатель: А что нельзя назвать природой? (Ответы детей)

Воспитатель: А машина есть в природе? (Нет, потому что она сделала руками человека)

Воспитатель: А вот лошадь и верблюд, на которых ездит человек – это уже природа. Человек только их приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.

Природа – это то, что существует без помощи человека. (Дети повторяют)

Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы.

Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается. Все растения, животные, рыбы, птицы, насекомые, жители морских глубин, мхи, лишайники – это живая природа.

Неживая природа – это воздух, свет, солнце, небо, земля под ногами (почва, песок, глина, камни, снег, радуга, вода.

Игра «Живая и неживая природа»

Дети берут по одной картинке и рассказывают по очереди, что на ней изображено. Если природа, то поясняют какая (живая, неживая).

Воспитатель: А какой природе относится человек?

Воспитатель: Да! Правильно! Молодцы!

Человек – часть живой природы и одновременно существо мыслящее.

Воспитатель: Докажите, что человек – часть живой природы? Как он связан с живой и неживой природой?

Дети: человек движется, растет, развивается, умирает и размножается. А поскольку человек – часть природы, то без природы и он обречен на гибель. Если не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, различные материалы и даже воздух, человек не смог бы выжить.

Воспитатель: Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней.

Но человеку надо бережно относиться к природе.

А сейчас я предлагаю отправиться в путешествие в мир живой природы, в мир фауны. Ребята, слово фауна означает всё, что связано с животным миром.

Ребята, а мы, можем отправиться в такой одежде, которой ходим в группе? (Нет).

А почему? (На улице холодно).

Какое сейчас время года? (Зима). Я вам предлагаю надеть теплые вещи, (имитация одевания) и мы отправимся в путь.

Воспитатель: Пока идем, загадываю загадку:

Его весной и летом

Вы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки

Зимой он отдыхает

Весной же оживает! (Лес)

Воспитатель: Ч тоже это, ребята? (подходим к макету лес)

Экологическое воспитание дошкольников. НОД в старшей логопедической группе «Путешествие в мир живой природы»

Первая остановка – лес.

Воспитатель: А как вы думаете, что необходимо знать для путешествия по лесу?

Дети: Правила поведения в лесу.

Игра «Что можно, а что нельзя делать в лесу?»

Нельзя ломать ветки, калечить деревья, срывать цветы, уносить животных из леса, не мусорить, не разводить костры, не пугать животных.

Можно поиграть в лесу, собирать грибы, ягоды и т. д.

Кто живет в лесу? (животные)

Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие)

Почему их так называют (сами себе добывают пищу)

Дикие животные сами о себе заботятся. Но в трудную минуту, суровой зимой люди приходят на помощь. Кто знает, как называется профессия человека, который охраняет лес, привозят сено. Это лесник.

Давайте посмотрим, какие животные живут в этом лесу, только не будем их называть, а опишем их, чтобы наши гости отгадали какое животное вы описали.

Игра: «Угадай по описанию». (С использованием мнемотаблицы)

У этого животного дома нет. Он два раза в год меняет шубу, она тёплая спасает от холода и от врагов. Любит морковь и капусту, зимой питаются корой осины. Кормится ночью. Когда боится, он прижимает уши к спине, а когда прислушивается, поднимает их. За ним охотятся и люди и животные. От врагов его спасают быстрые ноги и тонкий слух. (Заяц)

У этого зверька гнездо круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником и шерстью. Иногда зверёк устраивает своё жилище в дуплах деревьев. Это животное маленького размера. У этой красавицы шерсть рыжего цвета, грудка и живот белые. На ушках чёрные кисточки. Чудесный пушистый хвост. Она любит, есть грибы, орехи, ягоды и жёлуди. (Белка)

Это небольшой зверь, живёт в норе, иногда занимает чужую нору, например барсука. У неё густая, мягкая шерсть, рыжего окраса. Большой пушистый хвост, короткие лапы темно-серого цвета, мордочка вытянутая, заострённая, с длинными чёрными ушками и хитрыми глазками. Это красивое животное, питается мелкими животными. (Лиса)

Это большое, неуклюжее животное, имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит тяжело, двигая лапами как-то вкось, но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Ест ягоды, мед.

Этот зверь бродит летом по лесу. Постоянный дом сооружает лишь на зиму. Берлогу - яму, выкопанную под корнями деревьев, выстилает травой, сухим папоротником. (Медведь)

Это хищное, опасное и умное животное. Живёт под открытым небом. Нору – логово устраивают только для выведения потомства. Зимой эти животные собираются в стаи. Питается мелкими грызунами, но могут загнать и крупного животного, например лося. Он серого цвета, с большими зубами. (Волк)

Воспитатель: Ребята, а в нашем лесу могут жить слон, жираф, кенгуру?

Дети: Нет. Животные из теплых стран в наших лесах жить не смогут. Им у нас будет холодно, да и пищи привычной здесь они не найдут.

Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут дикие животные, которые приспособились к нашему климату.

Воспитатель: Вот мы с вами побывали в лесу. А сейчас отправляемся дальше.

Послушайте загадку:

Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся.

Из него воды не пьётся,

Потому что не вкусна-

И горька, и солона. (Море) (подходим к макету водоёма)

Воспитатель: А в каких ещё водоёмах кроме моря есть вода?

Дети: Река, озеро, пруд, океан.

Воспитатель: Ребята, в водоёмах есть жизнь? Кто живет в воде?

Дети: Рыбы, морские животные, растения-водоросли.

Воспитатель: Как назвать рыб живут в реке? (Речные)

Как назвать рыб и животных живут в море? (Морские)

А как вы думаете зимой, когда водоёмы покрыты толстым слоем льда, что происходит с рыбами?

Дети: Зиму рыбы проводят глубоко на дне. На дне вода не замерзает даже в самые лютые морозы. Рыбы зимуют по-разному.

Некоторые рыбы (караси, карпы) зарываются в тину на дне водоема и переживают так до весны. Они неподвижны и теряют аппетит.

Многие рыбы впадают в спячку (сомы, лини, лещи, плотва). Они ложатся на дно или зарываются в ил.

Хищные рыбы не спят даже зимой – налим, щука, окунь.

Воспитатель: Трудно рыбам подо льдом зимой. Водоросли начинают гнить, воздуха становится подо льдом всё меньше, и рыбам трудно дышать. Как вы думаете, человек может как-то помочь рыбам?

Дети: Люди пробивают в реках проруби, через которые под лед поступает чистый воздух.

Воспитатель: Да, ребята. В природе, в мире Фауны есть жизнь и в воде. В любом водоеме кипит жизнь.

Воспитатель: Ну а сейчас, мы «поднимемся высоко в небо».

Физкультминутка: Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, есть ли жизнь в воздухе?

Дети: Да.

Воспитатель: Кто живет в воздухе?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Чем отличаются птицы от животных?

Дети: Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И они могут летать.

Воспитатель: Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)

Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают на зиму?

Дети: Перелётные.

Воспитатель: Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему птицы улетают?

Дети: Большинство птиц улетают так, как им становится трудно добывать себе еду и становится слишком холодно.

Воспитатель: Чем питаются зимующие птицы?

Дети: Насекомыми, семенами подсолнечника, тыквы, зернами гречихи, несолёное сало,

хлебными крошками, ягодами рябины, орешки, остатки человеческой еды, семена и почки деревьев, кустарников.

Воспитатель: Молодцы, ребята все правильно, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. А как мы можем это сделать?

Дети: Развешиваем кормушки и кладём в них корм.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на это дерево, вы ничего не замечаете?

Дети: На этом дереве и перелётные и зимующие птицы.

Воспитатель: Давайте поможем, разберемся с непорядком. Каких птиц мы оставим?

Дети: Зимующих.

Воспитатель: Почему?

Дети: Так как у нас на дворе время года зима.

Игра «Будь внимателен»

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание. На этом наше путешествие заканчивается, вот мы и пришли в нашу группу. А пока мы раздеваемся (имитация движений, вы ответите на такой вопрос. Что такое природа?

Дети: Природа – это то, что существует без помощи человека.

Воспитатель: А на какие два мира природу Земли можно разделить?

Дети: Мир живой и неживой природы.

III Заключительная часть

Воспитатель: А где мы с вами побывали?

Воспитатель: Ребята, кто запомнил, что означает слово фауна?

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) Воспитатель: Ребята, если вам понравилось наше путешествие, возьмите солнышко, а если нет, возьмите тучку.

Публикации по теме:

Конспект НОД по экологии с использованием ИКТ «Юные экологи» для старшей группы Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов. Задачи: Обучающие: - расширять.

Лексические темы. Старшая группа месяц Нед. Лексическая тема IX 1 Вот и лето прошло 2 Детский сад. Игрушки. 3 овощи 4 Фрукты. Ягоды. X 1 Осень. Явления живой и неживой природы.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Осень
  • Весна
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников. НОД в старшей логопедической группе «Путешествие в мир живой природы»
Опубликовано: 22 февраля 2014 в 13:05
+23
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...