МААМ-картинки

НОД «Вернисаж пейзажей» — составление творческих рассказов по картинам русских художников с использованием ТРИЗ технологий

Светлана Кожевина
НОД «Вернисаж пейзажей» — составление творческих рассказов по картинам русских художников с использованием ТРИЗ технологий

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по пейзажу. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления творческих рассказов по пейзажу.

Программное содержание:

Закреплять умение выделять, называть произведения по жанрам живописи (пейзаж, портрет, натюрморт) .

Публикация «НОД „Вернисаж пейзажей“ — составление творческих рассказов по картинам русских художников с использованием ТРИЗ технологий» размещена в разделах

Продолжать знакомить с творчеством художников (И. Шишкин, И. Левитан, А. Саврасов и др. ; побуждать детей к длительному и детальному всматриваниию в картину, развивать умение аргументировано доказывать свою точку зрения, умение работать с моделями имен признаков; воспитывать желание проявлять эмоциональное отношение к пейзажу.

Обогащать словарь детей образно-выразительной лексикой (сравнения, эпитеты, метафоры).

Развивать эстетические оценки, суждения, умения соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии.

Воспитывать потребность в общении с произведениями изобразительного искусства.

Воспитывать любовь к родной природе.

Наглядность: пейзажи, разные по признакам:

-времени (сезоны, части суток);

-изображенных объектов;

-места (сельские, городские, горные, степные, морские);

Эмоционального окраса и цветовой композиции.

Методические приемы:

Дидактические игры, рассматривание репродукций картин, беседа по вопросам, использование художественного слова, музыкального сопровождения, физкультминутка, схемы этапов работы с пейзажем.

Предшествующая работа:

Ознакомление с искусством русских художников : И. И. Шишкина, И. И. Левитана, И. К. Айвазовского, Поленова, В. М. Васнецова и др. Рассматривание репродукций картин (портреты, пейзажи, натюрморты, сказочная живопись) ;Чтение лирических произведений русских поэтов : А. С. Пушкина, А. Фета, Ф. И. Тютчева, И. Бунина; слушание пьес П. И. Чайковского.

Вводная часть

Приглашение на вернисаж. Пояснение семантики слова «вернисаж». Определение жанровой принадлежности картин на вернисаже. Обоснование с помощью аргументов: во-первых…; во- вторых…; в-третьих…

Основная часть

Поэтапное рассматривание картин с помощью пособия «Имена признаков» : назвать место, изображенное на пейзаже; перечислить объекты на картине; определить части суток, время года; представление возможных ощущений человека на пейзаже с помощью разных органов чувств; «подслушать» мысли объектов на картине; определить основные цветовые гаммы пейзажа; представить, какой сказочный герой мог быть на этом пейзаже.

Дидактические игры в процессе рассматривания картин :

«Подзорная труба», «Раз, два, три-(называется объект) найди»,

«Что было, что будет?» с цветущими вишнями на картине «Вишневый сад»; с медведицей и медвежатами на картине «Утро в сосновом лесу»; с грачами на картине «Грачи прилетели».

Войди в картину. Определи настроение. Определи, о какой картине стихотворение.

Релаксация

Слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского,

Исполнение танцевальных движений с атрибутами (осенними листьями, белыми лентами, колокольчиками).

Рассказывание по картинам

Заключительная часть. Рефлексия.

Где мы побывали? Что мы делали? Как играли? Зачем? Как мы составляли рассказ по картине?

Ход занятия

1. Сегодня мы с вами посетим вернисаж. Вместе с нами на вернисаже будут наши гости, давайте с ними поздороваемся.

Как вы думаете, что обозначает слово ВЕРНИСАЖ?

Выставка большого количества разнообразных картин.

Можно ли сказать, что мы с вами на вернисаже пейзажей?

Давайте это докажем. Во-первых, на картинах изображена природа, живая и неживая. Во-вторых, могут быть объекты рукотворного мира. В-третьих, человек на пейзаже не играет главной роли.

-Все ли представленные на выставке картины являются пейзажем? Правильно, нет. Имеются портрет и натюрморт.

2. Ребята, чтобы лучше понять картину и составить по ней рассказ, надо внимательно рассматривать ее. Помогут нам карточки «Имена признаков»

МЕСТО-лес, роща, море, поле, сад, деревня, город, берег реки.

Правило: изображение местности на пейзаже обязательно.

ЧАСТИ. Рассмотрим картины через «подзорную трубу».

(Озвучить результат на примере 2-3 картин).

Дидактическая игра «Раз, два, три-найди» (одинокую березку,

Ромашки, церквушку).

Правило: в пейзаже всегда присутствуют объекты, можно выделить главные.

ВРЕМЯ. Можно ли по пейзажу определить время? Какое?

-Предлагаю вам выбрать для себя пейзаж и рассказать, какое время отображено на нем. Объяснить, почему так решили.

Правило: по пейзажу всегда можно определить время.

ЦВЕТ. Я вижу 5 цветов на картине :… На 2-3 картинах показать основной, преобладающий цвет.

ВХОД В КАРТИНУ. Послушайте стихотворение и представьте себе, что вы оказались в том месте, которое изображено на картине.

После прозвучавшего отрывка найдите эту картину.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

А дорога расстилается Зреет рожь над жаркой

И шумит густая рожь. Нивой,

И куда тебе желается, И от нивы и до нивы

Обязательно дойдешь. Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

НАСТРОЕНИЕ. Предлагаю вам выбрать пейзаж и определить настроение, которое он у вас вызывает.

Предложить 2-3 детям аргументировать свой выбор.

3. РЕЛАКСАЦИЯ. Не только поэзия, но и музыка помогает нам почувствовать настроение пейзажа. Послушайте музыкальные фрагменты о временах года и выберите соответствующие

атрибуты, исполните танцевальные движения.

4. Рассказывание по картинам по модели.

-Итак, чтобы составить рассказ о пейзаже, надо назвать

МЕСТО, ЧАСТИ, ВРЕМЯ,ЦВЕТ, «ВОЙТИ В КАРТИНУ», почувствовать НАСТРОЕНИЕ.

Рассказы, составленные детьми

Левитан Исаак Ильич (1860-1900). «Золотая осень».

На картине я вижу маленькую речушку среди молодых березок. Это окраина березовой рощи. В прозрачной, холодной воде отражается голубое небо. По берегам речки кое-где еще зеленая травка. На самом краю, над темной водой, наклонился кустик с багряными листьями. А чуть повыше, как будто спускаются к речке белоствольные березки-подружки.

Вдалеке, на другом берегу, стоит одна березка. Там речушка поворачивает влево за лесок, и мне ее уже не видно. За лесом -поле и маленькие домики. Это деревня. Над природой- высокое небо. Художник изобразил ясный, теплый осенний день.

Если бы я оказался на берегу этой речки, то увидел бы солнце, вдохнул свежий воздух.

Я походил бы между березок и услышал, как шелестят их золотые листочки. А потом подошел бы к одинокой березе и обнял бы ее белый ствол. Ведь ей грустно, потому что она далеко от подружек.

Эта картина называется «Золотая осень», поэтому основная здесь желтая краска.

Я бы назвал эту картину ….

И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу».

На картине я вижу лесную чащу. На старой сломанной сосне резвятся три неуклюжих медвежонка в густых лохматых шубках. Рядом- мама-медведица. Она внимательно наблюдает за игрой шаловливых медвежат. Кругом-могучие деревья. Их верхушки освещены лучами солнца. Это утро. Основные цвета на картине коричневый и его оттенки: темный, светлый, огненно-рыжий, золотистый. Я бы назвала эту картину…

А художник Шишкин назвал «Утро в сосновом лесу».

И. И. Шишкин «Рожь».

Эта картина называется «Рожь». Написал ее художник Шишкин.

Я вижу широкое ржаное поле. Оно, как море, бескрайнее. Посреди вьется змейкой дорога.

Она ведет прямо к соснам-великанам. Деревья, как могучие воины, охраняют это поле, потому что оно дает людям хлеб. Видно, что колосья уже созрели и наклоняются к земле. Пора собирать урожай. Я думаю, что это конец лета или начало осени. Дует ветер. Если бы я оказался на этом поле, то услышал бы, как оно шумит. Как легко колышется, словно море.

Основная краска на картине- желтая, золотистая. Небо ясное, голубое. Трава возле дороги зеленая.

Когда я смотрю на картину, то ….

5. Рефлексия. Где мы побывали? (На вернисаже). Что мы делали? (Рассматривали картины, играли, слушали стихи и музыку, танцевали).

Как играли? (Находили объекты, цвет и т д). Зачем? (Чтобы

Полнее составить рассказ).

Публикации по теме:

«Ёжик и море» (по сказке С. Козлова). Занятие с использованием ТРИЗ-технологий Конспект авторского занятия : «Ёжик и море» (по сказке С. Козлова, воспитатель МАДОУ ЦРР – детского сада № 3 Динского района Филипповой.

Конспект НОД по составлению творческих рассказов по картине «Медведи весной» с использованием ТРИЗ в средней группе Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Составление рассказов по картине «Медведи весной» (средняя группа). Программные.

Конспект занятия по рисованию «Весна в картинах русских художников»Конспект занятия по рисованию «Весна в картинах русских художников» Конспект занятия по рисованию. Тема: Весна в картинах русских художников. Цели: -Учить детей передавать в рисунке картины природы. -Упражнять.

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Осень в произведениях русских композиторов, поэтов, художников» Тема: Осень в произведениях русских композиторов, поэтов и художников. Цель: Воспитывать любовь к родной природе, развивать эстетическое.

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с зимними пейзажами русских художников» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» в старшей группе на тему.

НОД с использованием ТРИЗ технологий в старшей группе дсада «Человек венец природы» НОД «Человек - венец природы» (ОО: познавательное развитие -ознакомление с природой) старшая группа Цель: Систематизировать представление.

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине с использованием элементов ТРИЗ Введение Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во.

Составление рассказов-описаний с использованием мультимедийных презентаций Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей Составление рассказов описаний с использованием мультимедийных презентаций.

Составление творческого рассказа по картине «Шар улетел» с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ Задачи: 1. Расширять кругозор детей, активизировать мыслительные процессы, память, воображение, творчество. 2. Формировать связную речь,.

Занятие по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Составление рассказа об овощах Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: Составление рассказа об овощах. П\С: учить свободно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Вернисаж пейзажей» — составление творческих рассказов по картинам русских художников с использованием ТРИЗ технологий
Опубликовано: 3 августа 2015 в 23:12
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД