НОД «Вода и ее свойства». Исследовательская деятельность с детьми 5–6 лет

Райхана Муратшина
НОД «Вода и ее свойства». Исследовательская деятельность с детьми 5–6 лет

Образовательная область «Познание»

Программное содержание: Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания о воде и добывать новые.

Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира.

Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать. Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка. Учить ставить вопрос (выделять проблему).

Воспитывать самостоятельность и инициативность. Формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах. Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.

Материал и оборудование: карточки с изображением методов исследования; карточки с темами для исследований; ручки, карандаши, фломастеры, листочки бумаги, баночки с водой, колбочки, ложечки, камешки, сахар.

Ход занятия.

На ковре разложены карточки с темами исследования.

Сегодня мы с вами продолжаем изучать мир, учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные. Кто знает, что такое исследование? Кто слышал это слово?

-Ответы детей.

Исследование – это значит, получение новых знаний, о том, что мы исследуем.

Дети, кто хочет сегодня стать исследователем? Выбираю двух детей по желанию.

Вам предстоит вместе со мной выполнять работу. Остальные дети тоже будут участвовать как помощники.

Сейчас нам нужно выбрать тему, по которой мы будем проводить своё исследование. При выборе темы ориентирую детей на то, чтобы они выбирали именно то, что им действительно интересно и что интересно исследовать. Какую тему выбираешь ты Алеша? А ты Диана? Дети выбирают и обосновывают свой выбор.

Составление плана исследования.

Итак, тема нашего исследования - «Вода». Объясняю исследователям: задача – получить как можно больше новых сведений о воде и подготовить, о ней сообщение – небольшой доклад. Для того чтобы выполнить работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию.

Что мы должны сделать в начале? Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный? Вопросы обращены ко всем детям.

-Давайте мы с вами вспомним, какие методы можно использовать? Дети называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать», «узнать в интернете» и др. Каждый ответ отмечаю, ответившего ребёнка поощряю. После каждого названного метода исследования, на доску перед детьми вывешиваю карточку с изображением этого метода исследования.

- Вот у нас выстроилась цепочка методов исследования. Карточки с обозначением методов исследования - это план нашего будущего исследования. Но мы их раскладывали случайно, а теперь наш план надо сделать более строгим и последовательным.

- Давайте подумаем, что нам следует сделать в самом начале. С чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее.

Дети предлагают самые разные варианты.

Подвожу их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. Как только дети с этим согласились, кладём на первое место карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно».

- Что нам следует сделать после этого? Так отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «посмотреть в книгах», «посмотреть по компьютеру», «наблюдать», «провести эксперимент», «спросить у специалиста».

План исследования составлен. Наши исследователи и их помощники готовы – все участники занятия готовы к поиску. Наш план изображён на карточках.

Сбор материала.

Мы начинаем действовать по намеченному плану. Собираемые нами сведения можно просто запомнить, но, это трудно, поэтому лучше сразу их зарисовывать. На маленьких листочках бумаги ручкой, карандашом или фломастерами мы будем делать заметки – рисунки, значки, символы. Мы можем зарисовать схематично, зафиксировать идею.

Давайте подумаем, что же мы знаем о воде?

Ответы детей.

Да, вода - это жидкость, которая необходима для жизни людям, животным и растениям и для работы заводам и фабрикам.

-Да, правильно дети. Где можно встретить воду? (ответы детей). А можно ли использовать всякую воду для питья? Почему нельзя?

- ответы детей.

Давайте ребята с вами зарисуем на листочках всё о том, что вы мне рассказали.

Ребята, мы с вами самостоятельно подумали и вспомнили все о воде. Как мы дальше продолжим наше исследование? Правильно, используем следующий метод: «посмотреть по компьютеру».

Детям предлагаю посмотреть видеосюжет на тему: «Как вода проходит очищение для питья». После просмотра делаем выводы о том, что воду для питья можно брать с водопровода, или специальных колонок.

Физминутка: Мы насосы, мы насосы

Воду мы качаем,

Чистим, чистим

И по трубам, и по трубам

Людям отправляем.

Делаем вывод: вода для питья проходит специальную очистку.

Ребята, какой метод исследования нам осталось еще применить. Провести опыт.

Опыт 1. Вкус воды

Ребята, как мы можем определить вкус воды?

Ответы детей.

Имеет ли вода вкус? Нужно сделать вывод.

Вывод. Вода не имеет вкуса.

Опыт 2. положите в баночку с водой 1 ложку сахара и размешайте. Что произойдет? Куда девался сахар? Ответы детей. Попробуйте воду на вкус. Что изменилось во вкусе? Сделай вывод.

Вывод. Вода является растворителем, она стала сладкой.

Опыт 3. Цвет воды и прозрачность.

Как вы думаете, имеет ли вода цвет? Подумайте, как это можно проверить? (ответы детей). Да. В баночку с водой бросим камешек.

-Посмотрите, виден ли камешек? Значит, имеет ли вода цвет? Нужно сделать вывод.

Вывод: вода бесцветна и прозрачна.

Опыт 4. Запах воды.

Предложить детям понюхать баночку с водой. Выяснить есть ли у воды запах?

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 5. Как вы думаете, имеет ли вода форму? Выслушиваются мнения детей. Раз у вас разные мнения, давайте мы проверим. Надо перелить воду из банки в бутылку. Скажите, форма воды осталась как в банке?

А теперь перельем воду в колбу? А, что изменилось? Значит, какой мы сделаем вывод?

-Ответы детей

Вывод: вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в которой находится.

После каждого опыта дети зарисовывают полученные результаты.

Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на столе наши записи и пиктограммы так, чтобы их все видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать по результатам проведённого исследования? Выделим главные идеи, отметим второстепенные, а затем и третьестепенные.

Диана и Алеша – основные исследователи о воде, выступают со своими докладами о воде, по результатам своих рисунков и пиктограмм.

Ребята, как вы думаете, мы смогли все узнать о воде на нашем занятии сегодня? Ответы детей. Тогда мы продолжим исследования о воде на следующем занятии. Молодцы, вы сегодня были очень хорошими исследователями, открыли много интересного для себя.

Занятие проведено по методике предложенной А. И. Савенковым.

Публикации по теме:

Презентация «Путешествие в космос» Аннотация к Презентации «Путешествие в космос» Программное содержание: Познакомить  детей с понятиями земля-планета, космический корабль,.

Реализация городского проекта «Дети в музее». Мини-музей «Репка»Реализация городского проекта «Дети в музее». Мини-музей «Репка» В прошлом учебном году,в нашем детском саду продолжалась музейная педагогика «Дети в музее». И мы работали над проектом «Репка» и создавали.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
НОД «Вода и ее свойства». Исследовательская деятельность с детьми 5–6 лет
Опубликовано: 11 января 2014 в 16:26
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День открытых дверей «Единство в традициях» (фотоотчет).
14 сентября в нашем детском саду прошел День открытых дверей «Единство в традициях». В такой день, мы – педагоги, показываем родителям ( законным...
Фотоотчет Выставка поделок «Дары природы».
Фотоотчет Выставка поделок "Дары природы". Осень скверы украшает Разноцветною листвой. Осень кормит урожаем Птиц, зверей и нас с тобой. И в садах, и...
Фольклорный праздник, посвященный 80-летию образования Краснодарского края
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК, посвященный 80 -летию образования Краснодарского края и 225-летию со дня освоение казаками кубанских земель. «Ты цвети, моя Кубань,...
История моего села Вязовки
Дорогие коллеги! Я хочу представить вашему вниманию небольшой экскурс в историю моего села, где я родилась, выросла и живу по сей день. Данная информация...
Пластилинография в ДОУ. Мастер-класс.
И снова осень-самое загадочное время. Время перемен и, конечно, поделок. И сегодня я предлагаю вашему вниманию работу "Улетают птицы" в технике...