НОД «Волшебница водица»

Екатерина Максимова
НОД «Волшебница водица»

Тема: «Волшебница вода».

Используемая образовательная программа – «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой.

Форма проведения – групповая.

Предварительная работа: Беседа: «Вода вокруг нас». Наблюдение за дождём, лужами, ручейками, росой, облаками, туманом, инеем, за снегом, сосульками, морозными узорами на окне. Подвижная игра «Мы - капельки». Чтение рассказов. Слушание разных вариантов музыкальных произведений, отражающих поведение воды. Рисование «Портрет воды» (совместная работа родителей и детей).

Используемая литература: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой; М., 2011. «Наш дом - природа» (учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников, под ред. Н. А. Выжовой, М., 1997.

Дидактическое обеспечение: Картины с изображением воды в разных ее состояниях, аудиозапись, конверт с рисунками «Портрет воды».

Лаборатория №1: вода, кувшин, тарелка, сок, молоко, чайные ложечки.

Лаборатория №2: лед разной формы и цвета.

Лаборатория№3: термос с горячей водой, маленькие зеркала по количеству детей.

Структура НОД: условно разделено на три части. Водно-организационная: организация направленного внимания, формирование представлений о предстоящей деятельности. Основная часть: усвоение, расширение и закрепление знаний и представлений о воде, познавательно – исследовательская деятельность «Изучение свойств воды» Заключительная часть: подведение итогов НОД, обобщение полученного детям опыта.

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, знакомить с ее свойствами.

Задачи:

1. Познакомить детей с тремя состояниями воды в окружающей среде: выяснить, где путешествует вода в природе.

2. Учить самостоятельно определять свойства воды.

3. Развивать умение самостоятельно составлять небольшие рассказы.

4. Развивать умения и навыки познавательно-исследовательской деятельности.

5. Воспитывать бережное отношение к воде – бесценному дару природы.

6. Воспитывать умение работать сообща.

Ход деятельности:

Вводная часть

Орг. момент

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы будим изучать свойства одного удивительного вещества, а какого вы узнаете, отгадав загадку. Внимательно слушайте:

Она и туча, и туман,

И ручей, и океан.

В морях и реках обитает,

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Ответы детей: это вода.

Воспитатель: Конечно, это вода. И сегодня мы с вами будем говорить только о воде. О воде вы узнаете много нового, интересного и познавательного. Вы узнаете, дети, что вода как добрая волшебница умеет превращаться, может быть разной.

Основная часть

Воспитатель: И у меня к вам есть вот какой вопрос: а для чего нам нужна вода, как она нам помогает?

Ответы детей: (Мы пьём воду, моем руки, моем игрушки, купаемся, стираем вещи, моем пол и посуду, поливаем растения и грядки, купаемся в бассейне, отдыхаем на берегу реки, вода нужна животным и рыбкам).

Воспитатель: Вот видите, вода нужна всем живым существам. Вода даёт жизнь и человеку, и животным, и рыбкам. Сейчас мы с вами на конкретном примере попробуем убедиться, как вода даёт жизнь растениям. Рассмотрим веточки тополя: одна веточка без воды. Что с ней произошло?

Ответы детей: Она без воды засохла и погибла.

Воспитатель: А вот другая стоит в воде, чем она отличается от первой?

Ответы детей: она живая, у нее появились почки.

Дети делают вывод о том, что вода необходима для жизни растений.

Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас, нам предстоит побывать в гостях у капельки жидкой воды. Но для начала, нам надо набраться сил и выполнить упражнение.

Физ. минутка:

Дети совершают звукоподражательные движения.

Для здоровья, для порядка,

Дружно делаем зарядку.

Головою два кивка: раз – два, раз – два!

И в ладоши два хлопка: раз – два, раз – два!

Вот мы к тучке потянулись,

Вот присели, разогнулись.

Влево – вправо наклонились,

И на месте покружились.

На носок,

Потом на пятку,

Вот и сделали зарядку!

Далее, все проходят в лабораторию №1, где детей встречает плакат с изображением жидкой капельки воды.

Воспитатель: В лаборатории мы будем проводить разные опыты.

Проводится опыт №1: перед каждым ребёнком два стаканчика: один с водой – другой с молоком. В оба стаканчика предлагаю положить палочки или ложечки. Дети сравнивают - в каком из стаканчиков видно ложечку.

Воспитатель: Давайте сделаем вывод.

Ответы детей: вывод: вода чистая, прозрачная, а молоко – не прозрачное.

Опыт №2: предложить детям через соломинку попробовать воду. Для сравнения дать попробовать сок.

Воспитатель: Если у воды вкус?

Если дети не убедятся, что у воды нет вкуса, то пусть ещё раз попробуют воду после сока.

Воспитатель: Давайте сделаем вывод.

Ответы детей: У воды нет вкуса

Воспитатель: А если добавим в воду, например варенье?

Дети: У воды появится вкус.

Опыт №3: предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).

Дети делают вывод, что вода запаха не имеет.

Опыт №4: предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола.

Воспитатель: Дети, что происходит?

Дети отмечают, что вода не имеет форму, а принимает форму того предмета, той ёмкости, в которой находится, а на ровном месте расползается лужицей

Опыт №5: Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. И предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Воспитатель: Вода льётся? Почему?

Ответы детей: Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и озёрах и ручейках, не текла бы из крана.

Подвести итог, что нового о воде узнали в лаборатории.

Дети:

- Вода прозрачная.

- Вода не имеет вкуса.

- У воды нет запаха.

- Вода не имеет формы.

- Вода жидкая, может течь.

Воспитатель: Ребята, а где мы можем встретить такую чистую, прозрачную воду в окружающем нас мире? (Это реки, моря, озёра, ручейки. Это дождь, капельки росы, лужи и т. д.).

Воспитатель: Дети! А дома где живёт жидкая вода? (В водопроводном кране).

Уходя из лаборатории, дети получают на память картинку с изображением жидкой капельки воды.

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию №2. Детей встречает плакат с изображением твёрдой капельки воды.

Воспитатель: Дети! Посмотрите, что это у меня? Показываю разной формы и цвета замороженные ледышки.

Ответы детей: Это лёд.

Воспитатель: А лёд – это вода?

(Вода).

Воспитатель: Лёд – это твёрдая вода. Мы сейчас попробуем определить, какой лёд?

Дети обследуют лёд и сообщают, что он скользкий, холодный, гладкий, мокрый, он хрупкий – его можно растопить.

Обратить внимание детей на то, что лёд имеет замёрзшую форму в отличии от жидкой воды, пока не растает в тепле.

Проследить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить внимание детей на то, как постепенно уменьшаются кубики льда. Что с ними происходит?

Дети: вывод: лёд – это тоже вода (твёрдая вода). Ребята!

Воспитатель: А где такая твёрдая вода встречается в природе?

Дети: (Это замёрзшие реки, лужи, озёра. Это каток, град, сосульки).

Воспитатель: А снег – вода? (Это тоже твёрдая вода).

Воспитатель: А дома где живёт лёд?

(В холодильнике, а зимой – на замёрзшем окне). Вывод: Вода не только жидкая, но и бывает твёрдая.

Уходя из лаборатории, дети получают на память картинку с изображением твёрдой капельки воды.

Дети вместе с воспитателем приходят в лабораторию №3. На столе стоит термос.

Воспитатель: Дети! Кто догадался, что это такое? (Термос).

Воспитатель: А что прячется в термосе? (Горячая вода).

Дать детям возможность понаблюдать, как из термоса выходит пар.

Воспитатель: Что выходит из термоса?

Ответы детей.

Воспитатель: А пар – это вода или нет?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы сейчас с вами проделаем опыт и узнаем: пар – это вода или нет.

Опыт: Возьмём сухое зеркальце и подержим его над паром. Что мы видим? Зеркальце запотело, на нём маленькие капельки воды. Если провести по запотевшему зеркальцу пальчиком, - они станут влажными. Оказывается, пар – это тоже вода, это очень-очень маленькие капельки воды. Они легче воздуха, поэтому водяной пар всегда поднимается вверх. Лёгкое, газообразное облачко поднимается вверх, и очень быстро испаряется.

Воспитатель: Когда можно увидеть больше всего пара? (Когда вода кипит).

Воспитатель: Горячий пар очень опасен. А почему? (Им можно ожечься).

Воспитатель: Ребята а в природе можно встретить парообразную (или газообразную) воду?

(Это туман, облака, тучи. В морозный день над рекой – пар. Мы дышим на улице зимой – и изо рта идёт пар, мороз забирается в тёплое помещение газообразным облаком).

Воспитатель: А дома где прячется пар? (В чайнике, когда он кипит, в кастрюле, в бане).

Воспитатель: Ребята! Оказывается пар бывает и невидимым, его не всегда можно увидеть. Мы сейчас с вами проделаем опыт: Все сделаем глубокий вдох и выдох – кто-нибудь видит пар? – нет. Но на улице, в морозную погоду, его можно без особого труда увидеть.

Предложить детям подышать на зеркальце.

Воспитатель: Что видим? (На зеркальце кружок пара).

Воспитатель: Вывод: оказывается, человек выдыхает воздух, в котором есть пар. Этот пар всегда тёплый, так как тело человека всегда тёплое. Чтобы нам с вами убедиться в том, что пар не всегда можно увидеть, - предлагаю проделать следующий опыт: мы оставим в группе банку с водой, ежедневно будем отмечать уровень воды. Что с водой будет происходить? (Она будет испаряться).

Воспитатель: Что бывает с паром на морозе? (Он превращается в иней).

Воспитатель: Вот видите, насколько таинственной и разнообразной бывает парообразная вода. (Она бывает видимой, невидимой и замерзает на морозе, превращаясь в иней).

Воспитатель: Дети! Мы сегодня с вами убедились, какой разной бывает вода. Она как добрая волшебница, умеет превращаться.

Уходя из лаборатории, дети получают картинку с изображением капельки водяного пара.

Воспитатель: А сейчас мы с вами отдохнём и поиграем.

Проводится подвижная игра «Вода – не вода»

Воспитатель: Дети! Будьте внимательны! Я буду называть разные слова. В одних словах будет встречаться вода, а вы будете прыгать, как весёлые капельки. А в тех словах, где вода не встречается – вы будите приседать.

Воспитатель: Чтобы ещё лучше запомнить, где вода путешествует в природе, и какой она бывает, нам поможет стихотворение. Слушайте внимательно, а после мне перечислите, какой она бывает, что она умеет делать – наша вода?

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Речкой серебристой вьётся.

На плите у нас кипит,

Паром чайника кипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода –

С нами рядышком всегда.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

Путешествует всегда,

Наша спутница – вода!

После выясняем, где вода путешествует, какой бывает.

Воспитатель: Вывод: Без воды нам не прожить. Не умыться, не наесться, не напиться. Дети! Давайте попробуем себе представить, что бы случилось, если бы вдруг вода исчезла?

(Без воды растения погибнут, люди и животные не смогут утолить жажду. Мы не сможем умыться, без воды нельзя выстирать бельё, вымыть посуду, пол. Без воду погибнут рыбы, растения и животные, которые живут в воде).

Воспитатель: К воде – бесценному дару природы нужно относиться бережно и экономно. Давайте поразмыслим: как нужно беречь воду?

Дети: (Не загрязнять водоёмы и реки – это дом рыбок. Нельзя кидать в воду бутылки, банки. Нельзя стирать порошком и мылом бельё в реке. Нельзя в реке мыть машину, мотоцикл, велосипед. Грязь попадает в речку – рыбки умирают. Люди не могут пить грязную воду).

Показать детям знаки, напоминающие о бережном отношении к воде.

Воспитатель: А сейчас, дети, вы все будете капельками дождя.

Дети получают бумажные короны с рисунками капельки. Под музыку исполняется «танец дождя».

Воспитатель: (тучка) Милые капельки, пора вам в путь отправиться. Отправляю вас на землю. Пролейтесь весёлым дождиком, напоите землю, деревья, цветы, вымойте чисто улицы. Да смотрите не балуйтесь, ведите себя хорошо. Прохожим за воротник не залезайте, не брызгайтесь!

После танца тучка хвалит.

Воспитатель: Молодцы, капельки! Хорошо себя вели, славно танцевали и путешествовали. А теперь я хочу узнать, кого вы напоили, кого спасли от засухи, как путешествовали по земле? Пусть каждый начнёт свой рассказ так: «Я маленькая капелька дождя …».

Дети по желанию (2 – 3 человека) составляют небольшие рассказы из 2-3 предложений.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребят! Вы большие молодцы, вы старались, не ленились и поэтому узнали много нового и интересного. Я хочу надеяться на то, что вернувшись вечером из детского сада, вы обязательно поделитесь со своими близкими и родными впечатлениями о том, что узнали сегодня.

Воспитатель, задавая вопросы, подводит итог:

1. О каких свойствах воды вы сегодня узнали?

2. Где можно встретить воду в природе и в быту, в разных ее проявлениях?

3. Могут ли растения, животные и люди обойтись без воды?

4. Как нужно беречь воду?

Определение перспективы (для педагога): продолжать работу по теме «Волшебница вода».

1. «Ходит капелька по кругу» (Дать элементарные знания о круговороте воды в природе).

2. «Что растёт в воде?» (Знакомить с некоторыми видами водных растений, с их особенностями).

3. «Кто живёт в реке?» (Знакомить с представителями водных животных).

4. Выяснить «Почему вода мокрая?» - журнал из серии «Хочу всё знать» автор Майлен Константиновский.

Публикации по теме:

ФИЗО характеристика программ Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой) Программа составлена по возрастным группам: ранний возраст.

Задачи воспитания и обучения детей с 2–3 лет («Программа воспитания и обучения» Васильевой») Вашему вниманию представлена презентация, в основе которой лежит "Программа воспитания и обучения детей с 2-3 лет в детском саду" Васильевой.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Деревья и листья
Автор публикации:
НОД «Волшебница водица»
Опубликовано: 22 января 2013 в 06:07
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
Сценарий развлечения «Доброта нужна всем людям»
Развлечение проводилось в "День психологического здоровья" в детском саду. Задачи: воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания, дружеского...