Открытая НОД «Волшебный лес» в старшей логопедической группе

Нина Романова
Открытая НОД «Волшебный лес» в старшей логопедической группе

Программные задачи.

Коррекционные (речевые) задачи:

1. Лексические задачи:

Расширять и активизировать словарь существительных, прилагательных и глаголов.

2. Грамматические задачи:

Учить образовывать притяжательные и относительные прилагательные.

Образовывать сложные слова.

Учить подбирать синонимы.

Учить подбирать прилагательные к существительным.

Образовывать глаголы множественного числа настоящего времени. Употреблять существительные в разных падежных формах.

Учить подбирать слова – родственники.

3. Задачи по развитию связной речи:

Учить отвечать на вопросы полными предложениями.

4. Формирование психических процессов:

Развивать логическое мышление и воображение. Развитие тактильного восприятия. Развитие мыслительной деятельности.

5. Развитие координационно - двигательных навыков:

Развитие физиологического дыхания, координации движения, мелкой моторики.

Обучающие задачи:

Закреплять и расширять знания детей о многообразии растений и животных в лесу.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение детей к природе, птицам, животным; чувство доброты, сопричастности ко всему, что нас окружает. Умение заниматься сообща. Воспитывать интерес к играм с сыпучими материалами.

Речевой материал:

Существительные:

Птицы; заяц, зайчиха, зайчонок; волк, волчица, волчонок; лис, лисица, лисенок; белка, бельчонок. Изба - дом; горница – комната; похлебка – еда; миска – тарелка; печка – плита; шаль – платок; деревянная ложка – металлическая ложка; лавка – стул. Лес, лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок. Снегопад, снеготранспортер, снегокат, снегоход, снегопогрузчик, ледоруб, ледокол.

Прилагательные:

Заячий, лисий, волчий; заячья, лисья, волчья, беличья. Березовая, дубовая, сосновая. Лесные, зимующие.

Глаголы:

проснулся – проснулись; потянулся – потянулись; умылся – умылись; оделся – оделись; обулся – обулись; расчесался – расчесались; убрался - убрались.

Наглядный материал:

Макеты: деревья, избушка, латки с сыпучим материалом (песок, манка).

Картинки: следы животных и птиц. Снежинки. Изба -дом; горница – комната; похлебка – еда; миска – тарелка; печка – плита; шаль – платок; деревянная ложка – металлическая ложка; лавка – стул. Животные и их детеныши.

Герои: Снеговик, Гном.

Предварительная работа:

Чтение сказок. Рассказ о празднике Новый год, изготовление приглашения для Деда Мороза. Изучение лексических тем: Дикие животные, Зимующие птицы, Лес, Зима.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети сидят на стульях в зале.

– Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года? (Зима).

- А какие признаки зимы вы знаете? (Лежит снег. На улице холодно.)

2. Ведение в тему.

- Вы знаете, что скоро наступит праздник Новый год и у вас будет новогодний утренник. А кто приходит на праздник? (Дед Мороз.)

- Чтобы Дедушка Мороз про нас не забыл вы приготовили приглашение для него. Мы с вами отправимся в волшебный лес, и передадим это приглашение его помощнику - Снеговику. Чтобы найти дорогу и не заблудиться, нам необходимо правильно выполнять все задания. Вы готовы? (Да.)

Дети встают и закрывают глаза.

- Закрываем мы глаза - происходят чудеса:

Вот в лесу мы очутились – посмотрели, удивились.

3. Изучение нового.

3. 1. Игра: «Чей след». Образование притяжательных прилагательных.

-А вот и следы, по ним мы должны идти. Кто здесь прошел? Какие животные захотели нам помочь? (Лиса, волк, заяц).

- Ребята, а чей след оставила лиса? (Лисий).

- Давайте повторим вместе.

3.2. Игра: «Какая роща?» Образование относительных прилагательных.

- По следам мы зашли в лес, здесь растут деревья. Какие деревья растут в волшебном лесу? (Береза, ель, дуб). Как мы назовем лес, если в нем растут и лиственные и хвойные деревья (смешанный). Но бывают небольшие лиственные леса, где растет только один вид деревьев. Такой лес называется рощей. Ребята, как будет называться роща, если в ней растут только березы? (Березовая роща.)

- Если в роще растут только дубы? (Дубовая роща).

- Если в роще растут только сосны? (Сосновая роща).

- Ребята, давайте повторим вместе как называется небольшой лиственный лес, где растет только один вид деревьев. (Роща).

3.3. Игра: «Какой, какая?». Подбор прилагательных к существительным.

Играет звукозапись ветра.

- Ребята, какой сильный ветер! Он сдул весь снег с деревьев. Но разве можно зимой деревьям стоять голыми? (Нет).

- Зачем деревьям нужен снег? (Снег служит им покрывалом. Снег греет деревья. Им холодно без снега).

- Давайте поможем деревьям. Мы будем подбирать слова - признаки и вешать на деревья снежинки. За каждый правильный ответ - на дереве вновь появится снежинка.

Подбирают прилагательные к словам: снег (какой, зима (какая, лед (какой).

- Молодцы ребята, укрыли деревья снегом, теперь они не замерзнут.

3.4. Игра: «Птицы». Развитие словаря по теме: Птицы.

- Ребята, пока мы помогали деревьям, к нам прилетали птицы. Они улетели, но оставили свои тени. Давайте отгадаем, какие здесь были птицы. (Дятел, ворона, снегирь, сова).

- Как можно назвать этих птиц, если они живут в лесу? (Лесные птицы).

Эти птицы не улетают в теплые края, они живут с нами зимой, значит они какие? (Они зимующие).

3.5. Игра: «Что мы делали?». Образование глаголов множественного числа настоящего времени.

- Вы устали, давайте сядем и отдохнем на полянке.

Дети садятся на ковер.

- Ой, ребята, посмотрите, кто это спрятался под деревом? Это гномик.

Гномик выходит и рассказывает стихотворение.

- Ну что ребята, поиграем с гномиком, развеселим его? (Да).

- Гномик скажет, что он делал сегодня, а мы повторим за гномиком, что мы делали.

Гном: - Я проснулся. (Потянулся, умылся, расчесался, оделся, обулся, убрался.)

Дети: (Мы проснулись).

Гном: - Спасибо ребята, повеселили меня.

- А мы пойдем дальше.

3.6. Игра: «Чья семейка?». Образование притяжательных прилагательных, развитие словаря по теме: Животные.

– Ребята, мы вышли на поляну, где любят бывать дикие животные всей семьей и фотографироваться. Когда был ветер, фотографии разлетелись на части. Назовите, кто на них изображен? (Зайчонок, заяц, зайчиха).

- Составьте общую фотографию семьи. Чья семья у вас получилась? (Заячья).

- Молодцы ребята, а теперь давайте животным пальцем на песке нарисуем подарки. Подойдите к лоточкам с песком.

4. Физкультурная минутка.

Дыхательная гимнастика «Ци-гун», под музыку.

- Сейчас мы превратимся в лисичек. Давайте покажем, как лиса двигается и дышит.

5. Закрепление.

- Ребята мы с вами вышли к избе, изба встречается в сказках.

5.2. Игра: «Разное название». Подбор синонимов.

- Ребята, посмотрите, в окне избушке показались картинки. Давайте вспомним и назовем эти предметы так, как их называют в сказках и так, как мы называем их сейчас. В сказках едят - похлебку, а мы едим - суп.

(Изба – дом. Горница – комната. Миска – тарелка. Печка – плита. Шаль – платок. Плед – одеяло.

5.3. Игра: «Слова – родственники». Подбор родственных слов.

- Вот мы с вами и вышли из леса. А вы знаете, что у слова лес много слов – родственников. Давайте попробуем подобрать такие слова. (Лес, лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок).

- А вот и наш снеговик.

Снеговик: - Ребята, что вы тут делаете?

(Мы пришли передать приглашение Деду Морозу на праздник).

Снеговик: - А как же вы нашли дорогу? (У нас были задания – подсказки, и мы их все выполнили)

Снеговик: - Вы наверно очень сообразительные и умные?

5.4. Игра: «Сложи словечко». Образование сложных слов.

- Конечно, снеговик и мы тебе это докажем. Ребята, давайте сыграем в игру «Сложи словечко» и покажем снеговику ваши знания.

Логопед произносит по два слова, дети складывают и называют одно.

Снегопад, снеготранспортер, снегокат, снегоход, снегопогрузчик, ледоруб, ледокол.

Снеговик: - Ну, молодцы ребята, я обязательно передам Деду Морозу приглашение и расскажу какие вы сообразительные, умные и старательные.

- Сейчас ребята нам пора в сад.

Закрываем мы глаза – происходят чудеса,

Каждый будет очень рад, возвратиться в детский сад.

Дети садятся на стулья.

- Ой ребята вот и первые подарки от Деда Мороза, угощайтесь.

6. Итог.

- Ребята давайте вспомним, что мы сегодня делали, кого встретили в лесу.

Публикации по теме:

Памятка для воспитателей по развитию словотворчества у детей Главная задача в словотворчестве – овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных.

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: - уточнить и активизировать словарь по теме "Фрукты" - сформировать обобщающее понятие "Фрукты" - сформировать умение образовывать.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Открытая НОД «Волшебный лес» в старшей логопедической группе
Опубликовано: 23 сентября 2013 в 10:09
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...