НОД воспитателя с детьми старшей группы «Ниточки из прошлого»

НАДЕЖДА АНТОНОВА
НОД воспитателя с детьми старшей группы «Ниточки из прошлого»

Предлагаю конспект занятия: «Ниточки из прошлого».

Цели. 1. Приобщение детей к богатому культурному наследию русского народа.

2. Знакомство с жизнью и бытом русского народа: прялкой, веретеном и с тем, какое место они занимали в жизни женщины.

Задачи: 1. Воспитывать интерес и уважение к русским народным традициям, истокам русской культуры.

2. Развивать интерес к старинным играм, забавам.

3. Развивать познавательную деятельность детей.

Активизация словаря: печь, изба, веретено, прялка и т. д.

Ход занятия. Дорогие, ребята! Я предлагаю вам, отправится в гости в «русскую избу». А отправимся в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках, с бубенцами.

Воспитатель (звучит русская – народная музыка). Светит, светит месяц

Высоко, не низко.

Где же гости,дорогие

Далеко ли? Близко?

(Подхожу к двери). Слышу, слышу бубенцы. Это гости пожаловали мои.

Воспитатель. Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в русскую избу. Рада гостям, как добрым вестям. Добро пожаловать! Всех приглашаю, со всей душой встречаю. Проходите, гости! Гостю почёт, хозяину - честь!

Ребёнок. Дома сидеть ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть и себя показать.

Хозяйка (приглашает всех присесть, дети садятся).

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно? Всем ли слышно?

Всем ли хватило место?

Дети. Да.

Воспитатель. В моей избе уютно и тепло. Давно вас поджидала, праздник не начинала. Да не просто вас ждала, а готовилась к встрече с вами.

Давно я припасла для вас забавушек на всякий вкус: кому правду, кому сказку. И ещё мои друзья угощенье испекла.

- Как вы думаете, что я для вас приготовила?

Дети. Пироги.

Воспитатель. Издавна на Руси гостей встречали с пирогами и чаем. Вот такой самовар всегда для гостей чаёк подогревал (показываю). А я гостей встречаю. вкусным, пышным караваем (дети встают в круг исполняют песню: «Каравай»).

Воспитатель. Вот какой замечательный каравай у нас получился.

Дети, давайте с вами вспомним в какой вам знакомой сказке шла речь о самоваре и чаепитии.

Дети: «Муха – Цокатуха».

Воспитатель. Правильно, дети.

- А кто может рассказать эту сказку? (дети рассказывают сказку).

- Молодцы!

Но сегодня я хочу познакомить с предметами быта русской избы: «прялка» и «веретено». Так повелось на Русси, что не одно орудие труда, не было, столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью как прялка. Прялка была в каждой русской избе. Раньше в крестьянской семье начинали прясть с детства. Прялка была одним из самых распространённых и почитаемых предметов в доме. Отец заказывал для своей дочери ко дню свадьбы в подарок прялку у лучшего деревенского мастера. Прялки передавались из поколения в поколения.

Давайте сейчас подойдём и рассмотрим прялку.

(дети рассматривают прялку, воспитатель рассказывает).

Русская прялка состоит из стояка с гребнем и лопастью, к которому прикрепляется кудель. А так – же донце, на которую садилась пряха.

Красота форм, узоров и красок на прялке радует глаз. Просто удивляешься мастерству простого человека сделавшего эту прялку. Прялка и веретено служат для изготовления пряжи, для того, чтобы вязать изделия (носки, варежки, перчатки и т. д. и показать изделия).

Веретено – женский инструмент женского рукоделия, который неуклонно следовал за прялкой (показать веретено). На веретено наматывается нить, когда жужжит и крутиться.

Воспитатель. Дети, кто из вас хочет посидеть за прялкой или покрутить веретено.

(Дети подходят, садятся за прялку и крутят веретено, потягивая шерсть из кудели).

Воспитатель. Понравилось вам, дети сидеть за прялкой и крутить веретено?

Дети. Да.

Воспитатель. Прялка и веретено были необходимыми житейскими принадлежностями, так – же оберегали от злых сил и неурядиц.

Попробуйте отгадать загадку, что это может быть.

Загадка. Чем больше я верчусь, тем больше я толстею (Веретено).

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный клубочек».

(Предлагаю детям несколько клубочков ниток, разматывая, ребята находят сюрприз, спрятанный в клубочке).

Воспитатель. На Русси люди вечерами любили играть, танцевать в свободное время. Вот и я предлагаю вам, поиграть в игры, в которые играли наши предки.

Игра: «Золотые ворота»

Тра – та – та

Отворяем ворота

Золотые ворота

Проходите господа!

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй раз разрешается

А на третий раз

Не пропустим вас.

Игра: «Молчанка».

Чок, чок, чок,

Зубки на крючок.

Кто словечко скажет,

Тому в лоб щелчок.

Игра: «Ручеёк».

Воспитатель. Вот и подошла наша встреча к концу.

Ребёнок. Вот и здорово мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать.

Мы славно гуляли на празднике нашем

Нигде не видали мы праздника краше!

Воспитатель. Дети, а сейчас я, предлагаю, давайте встанем в круг, образуя хоровод, покажем свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? Дети (тепло). Вот это тепло мы подарим друг другу.

Воспитатель. – Ну, что ребятки, понравилось у меня в гостях?

- А что вам больше всего понравилось?

- Что вы нового узнали, посетив русскую избу?

Ну, что ж, ребята, пришла пора прощаться. Ведь не красна изба углами, а красна пирогами. И я вам на дорожку испекла пирогов.

До свидания, мои дорогие, дети!

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Знакомство детей с жизнью и бытом русского народаЗнакомство детей с жизнью и бытом русского народа Как и во многих детских садах, в нашем ДОУ есть своя "Изба", в которой детки знакомятся с историей русского народа, его жизнью и бытом.

Автор публикации:
НОД воспитателя с детьми старшей группы «Ниточки из прошлого»
Опубликовано: 27 октября 2013 в 21:31
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...