НОД воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Земля-живая планета»

Олеся Огаркова
НОД воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Земля-живая планета»

Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Здоровье", "Социализация".

Цель: развитие связной речи у детей, закрепление знаний о животном мире Земли.

Задачи:

уточнить, закрепить, обобщить элементарные представления детей о Солнечной системе;

дать представление об уникальности Земли –на ней есть жизнь!;

закрепить представления детей о роли солнечного света, тепла, воздуха, воды в жизни человека, животных, растений;

уточнить, закрепить, обобщить знания детей о животном мире Земли, об особенностях приспособления животных к среде обитания;

развивать все компоненты устной речи детей: лексической стороны, грамматического стоя речи; произносительной стороны речи;

продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

воспитывать культуру речевого общения;

учить любить, не разрушать, содержать в чистоте, беречь Дом всего человечества – планету Земля.

Материалы и оборудование:

• глобус;

• мультимедийная аппаратура (экран, проектор, компьютер);

• картинки с изображением природы Арктики, Антарктиды, пустыни, леса, джунглей, океана;

• картинки животных разных районов Земли, нарисованных и вырезанных детьми;

• костюм Марсианина;

• костюм вертолётчика;

• подарки Марсианину: моржовый клык, сосновые и еловые шишки, раковины и ракушки морей и океанов, перья павлина, перья страуса, яйцо страуса (настоящие);

• маски, изображающие животных: белого медведя, пингвина, синего кита, белки, черепахи, слона;

• импровизированный "вертолёт", построенный из мягкой мебели;

• магнитная доска с магнитами.

Предварительная работа.

1. Отработанны лексические темы:

"Животные Арктики и Антарктиды",

"Животные жарких стран",

"Животные морей и океанов",

"Космос".

Сюда входили: рассказы воспитателей, беседы, составление описательных рассказов детьми по мнемотаблицам, чтение художественной литературы, предметное и сюжетное рисование, аппликация, пластилинография, лепка, оригами и другое.

2. Дидактические, коррекционные игры по темам на классификацию, звукопроизношение, грамматическую правильность речи, на развитие памяти и мышление.

3. Проведена познавательно-исследовательская и экспериментальная образовательная деятельность:

"Какая бывает вода?"

"Вода – растворитель. Очищение воды"

"Берегите воду"

"Воздух"

"Свойства воздуха"

"Солнце дарит нам тепло и свет"

"Солнце, Земля и другие планеты"

"Звёзды светят постоянно"

"Что такое огонь?"

"Если хочешь быть здоров"

"Доктора природы"

"Почему Земля кормит?"

"Кто такой человек?"

"Как беречь природу?"

4. Сюжетно-ролевые игры:

"Путешествие на вертолёте"

"Мы летим в Антарктиду"

"Прогулка в зоопарк"

"Больница Айболита" и др.

I. Организационный момент

Дети заходят в зал, становятся лицом к гостям, здороваются со всеми, садятся на стульчики.

II. Воспитатель. Я загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать:

• Ну - ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печёт.

• По небу гуляет маляр без кистей,

Краской коричневой красит людей.

• В дверь, в окно стучать не будет,

А войдёт и всех разбудит.

Дети. Это Солнце.

Воспитатель. Да, это Солнце. А что такое Солнце?

Ответы детей.

Воспитатель. Посмотрите на экран. Это Солнце. Солнце – это огромный, раскалённый, горячий шар, имеет очень высокую температуру, такую огромную, что там, на Солнце, всё кипит, бурлит, полыхает. И от Солнца во все стороны расходится очень много света и тепла. Солнце – это звезда.

На экране – Солнечная система.

Воспитатель. Ребята, кто знает, что это такое?

Ответы детей.

Воспитатель. Солнце и планеты, которые вращаются вокруг него – это Солнечная система. А какие планеты Солнечной системы вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель. Сколько всего планет в Солнечной системе?

Ответы детей.

Воспитатель. Какая планета получает больше всего солнечного тепла и света? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Конечно, Меркурий. Он находится ближе всего к Солнцу и получает много тепла, там очень жарко. А вторая планета солнечной системы как называется?

Ответы детей.

Воспитатель. Венера кажется серебристым, блестящим шаром. За блеск и красоту Венеру часто называют утренней звездой. Но Венера – не звезда, а планета. А видна она с Земли рано-рано утром. Как называется четвёртая планета Солнечной системы?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, это Марс. На Марсе очень-очень мало кислорода, газа, который нужен для дыхания всему живому. На Марсе очень высокие горы. Ребята, а на какой планете Солнечной системы есть жизнь?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, только на третей планете Солнечной системы, на Земле, есть жизнь. На этой планете мы с вами и живём. А почему на Земле есть жизнь, а на других планетах её нет?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, только на Земле есть условия, необходимые для жизни растений, животных и человека. На Земле есть воздух, много воды, достаточно тепла и света. Человек, растения, животные не могут жить без воздуха, воды, тепла, пищи. Земля – наш дом, который надо любить и беречь!

III. Воспитатель показывает глобус. А что это такое? Что такое глобус?

Ответы детей.

Воспитатель. Это модель Земли, уменьшенная копия нашей планеты. Посмотрите на глобус и скажите, чем занята большая часть Земли?

Ответы детей.

Воспитатель. Почему суша на глобусе изображена разными цветами: здесь видна и жёлтая, и зелёная, и коричневая окраска?

Ответы детей.

Воспитатель. На Земле есть равнины, пустыни, леса, горы, пески и т. д. Наша Земля очень красива. Об этом рассказывают и космонавты, которые видят Землю из космоса в иллюминаторы космических кораблей. Такой сверкающий голубой шар!

На экране – планета Земля из космоса.

Воспитатель. Голубой наша планета кажется из-за воздуха, которая её окружает. Белоснежные полюса Земли сверкают в отражении солнечного света! Из космоса видны и высокие горы, и зелёные пространства лесов, и жёлто-песчаные пустыни. Наша Земля разноцветна и очень красива. Все могут жить на планете Земля, так как есть подходящие условия: не так жарко, не так холодно, есть воздух – можно дышать, есть пресная (несолёная) вода – можно пить, есть чем питаться.

IV. На экране: к Земле летит космический корабль.

Воспитатель. Ребята! Смотрите, к Земле летит неизвестный космический корабль! Корабль всё ближе и ближе! Вот он уже вошёл в атмосферу и, наверное, уже приземлился!

Стук в дверь. В зал заходит инопланетянин.

Инопланетянин. Здравствуйте! Я прилетел с планеты Марс. На Марсе холодно, там нет воды и воздуха, жить совсем не возможно, поэтому я хочу поселиться на другой планете. Уже был на Венере, Меркурии, но там такая жара, что я едва не сгорел. Вот и решил посетить Землю. Здесь условия для жизни хорошие. Только я не знаю, где мне поселиться?

V. Воспитатель. Ребята! Давайте облетим Землю, покажем Марсианину разные места на нашей планете и расскажем о животных, которые населяют их. А вы, Марсианин, сами выберете себе место для жизни. Сначала я предлагаю посетить Северный полюс Земли, Арктику. Каких животных мы там можем встретить?

Ребята подходят к столу, на котором лежат картинки животных, нарисованных и вырезанных детьми, отбирают нужные картинки, называют животных, показывая Марсианину (картинки крепятся к магнитной доске).

Воспитатель. А сейчас сядем в "вертолёт" и полетим в Арктику!

Выбираем "вертолётчика", одеваем его в "форму". Ребята вместе с Марсианином садятся в "вертолёт".

На компьютере – звук вертолёта.

Воспитатель. Вот мы и прибыли в Арктику. Давайте выйдем из вертолёта, одевайтесь теплее, здесь очень холодно.

На экране – картинка с Арктическим пейзажем.

Воспитатель. Нас встречает белый медведь. Ярик, будешь белым медведем? Одень маску и расскажи о "себе".

Белый медведь. Я – белый медведь. Живу на Севере, в Арктике. Здесь холодно, но у меня густая, тёплая шерсть, даже подошвы моих лап покрыты шерстью. Летом мы охотимся за рыбой и тюленями, едим ягоды грибы. А зимой спим в снежных берлогах. Зимой у нас долгая полярная ночь, всё время темно. В это время бывает Северное сияние. Летом – долгий полярный день, всегда светло. Поселяйтесь здесь, мы научим вас ловить рыбу, делать в снегу берлогу. А вот вам подарок на память о наше встрече – настоящий клык моржа.

Воспитатель. Клык моржа – какой клык?

– Моржовый.

Воспитатель. Спасибо тебе, Медведь. Теперь Марсианин знает, как ты живёшь. Но нам пора дальше в путь. Сейчас мы полетим в лес. Каких животных мы можем встретить в лесу?

Ребята выбирают картинки животных леса, показывают их Марсианину, называют, прикрепляют к магнитной доске.

Воспитатель. Садитесь в "вертолёт". Полетели.

Звук вертолёта.

На экране – лес.

Воспитатель. Вот мы и в лесу. К нам спешит белочка, прыгая с ветки на ветку, с дерева на дерево. Танечка! Будешь белочкой? Одевай маску и расскажи нам о "себе".

Белочка. Я – белка. Живу в лесу. У меня очень цепкие лапки, пушистый хвост, на ушках – кисточки. Зимой я – серая, а летом – рыжая. Очень люблю грибы, орехи, ягоды, шишки. На зиму я делаю себе запасы, так как зимой не сплю. Своё гнездо строю в дупле или плету из веток. Оставайтесь жить у меня, а эти шишки ели и сосны – вам в подарок.

Воспитатель. Шишка сосны – какая? Шишка ели – какая?

– Сосновая, еловая.

Воспитатель. Спасибо, Белочка. Но нам пора в путь! Полетим дальше. Занимайте свои места. Мы летим к океану!

Звук вертолёта.

На экране – картинка с изображением океана.

Воспитатель. Вот мы и на берегу океана. Выберите рисунки животных, обитающих в морях, океанах, покажите Марсианину, назовите их и прикрепите к доске.

А к нам плывёт кит! Давайте его послушаем. Мирослав, будешь большим синим китом? Расскажи нам о "себе".

Кит. Я – синий кит, самое большое животное на планете. Живу в океане. Здесь рождаются мои дети, которых я кормлю своим молоком. Плаваю я легко и быстро, как рыба. Питаюсь рачками, мелкой рыбкой. Рот у меня огромный, я его открываю и заглатываю много воды, всё что в ней попадается, я съедаю, а лишнюю воду фонтаном выбрасываю. Мои фонтанчики можно видеть издалека. Живите со мной, место всем в океане хватит. Я – мирное животное, не смотрите, что я огромный, а эти раковины я для вас достал со дна океана на память.

Воспитатель. Раковины из океана – какие раковины?

– Океанические.

Воспитатель. Спасибо тебе, Кит! Но нам пора в дорогу. До свидания.

Дети садятся в "вертолёт".

Звук вертолёта.

На экране – картинка тропического леса.

Воспитатель. Мы – в тропическом лесу, в джунглях. Здесь жарко и влажно. Какие животные здесь живут? Выберите картинки, назовите животных и поместите их на доску.

А нас встречает слон. Данечка, иди, будешь слоном. Расскажи нам о "себе".

Слон. Я – слон. Живу в тропическом лесу. У меня нет шерсти. Тропические леса – очень густые, очень жаркие, шерсть нам, слонам, просто мешала бы. У меня есть хобот– это удлинённый нос. Я могу хобот сжать, вытянуть. С помощью хобота я поднимаю предметы, огромные и очень маленькие. Хобот помогает мне во время купания: я им набираю воду и купаюсь. Питаюсь я только растениями. вот вам в подарок перья павлина, очень красивой птицы.

Воспитатель. Перья павлина – какие перья?

– Павлиньи.

Воспитатель благодарит "слона", все прощаются с ним и летят дальше.

Звук вертолёта.

На экране – пустыня.

Воспитатель. Мы прилетели в пустыню. Ой, какая жара! Снимайте тёплые вещи, надевайте панамки! Выходите из "вертолёта". Выберите картинки тех животных, которые живут в пустыне, покажите Марсианину и назовите этих животных, поместите картинки на доску.

А к нам ползёт черепаха. Дашенька, надень маску и расскажи нам о черепахах.

Черепаха. Я – черепаха, одна из древних обитателей Земли. Мы, черепахи, очень выносливые, можем несколько месяцем обходиться без пищи. Наше тело покрыто толстым панцирем. При опасности мы прячемся в панцирь. Едим только растительную пищу. В подарок от меня примите яйцо и перья страуса.

Воспитатель. Яйцо и перья страуса – какие?

– Страусовые.

Воспитатель. Спасибо, Черепаха! Но мы спешим. Пора отправляться дальше. Все – в "вертолёт".

Звук вертолёта.

На экране – картинка Антарктиды.

Воспитатель. А это – Антарктида, Южный полюс нашей планеты! Хотя полюс Южный, но здесь очень холодно, кругом льды и снега. Одевайтесь теплее, выходите, выбирайте картинки с животными Антарктиды, называйте их и прикрепляйте к доске.

А Лиза будет пингвином и расскажет о "себе".

Пингвин. Я – пингвин, живу в Антарктиде. Питаюсь рыбой, морскими рачками. Я хорошо плаваю, в этом мне помогают крылья. Но я совсем не умею летать по воздуху. Я могу жить только возле моря, так как там я добываю себе пищу. На суше мы откладываем яйца и выводим птенцов. Ноги у нас сильно отросли назад и служат рулём управления при нырянии и плавании. На суше, чтобы не упасть, мы держимся только прямо, поэтому и кажемся неуклюжими. Я вам дарю ракушки и камешки, которые собрал у моря.

Воспитатель. Ракушки и камешки из моря - какие?

– Морские.

Воспитатель. Спасибо, Пингвин! Нам пора возвращаться в детский сад, у вертолёта заканчивается горючее, его хватит только на обратную дорогу. Хотя мы могли ещё очень много показать животных Марсианину и рассказать о них.

Звук вертолёта.

VI. Воспитатель. Ребята! Мы побывали в разных уголках нашей планеты: и в пустыне, и в лесу, на Северном и Южном полюсах, в тропическом лесу, на берегу океана. Повстречались с разными животными. Такой разнообразной жизни нет ни на одной планете Солнечной системы, потому что нигде нет таких условий для жизни.

Где бы ты хотел поселиться, Марсианин?

На экране – Земля из космоса.

Марсианин. Я видел много разных мест на вашей планете. Земля очень красивая и разнообразная, но мне больше подойдёт лес. Там не так жарко, как в пустыне, не так холодно, как в Арктике и в Антарктиде, там много растительности, разных животных. Там мне будет лучше всего. Я сейчас туда и отправлюсь. Спасибо вам, ребята, за интересное путешествие, за подарки. До свидания.

Марсианин уходит.

VII. Воспитатель. Ребята! Вы молодцы! Много знаете о нашей планете Земля! Послушайте прекрасное стихотворение В. Орловой "Дом под крышей голубой":

Словно крыша над Землёй – голубые небеса.

А под крышей голубой реки, горы и леса,

Океаны, пароходы, и поляны, и цветы,

Страны все и все народы, и конечно, я и ты.

Вместе мы с тобой в ответе за чудесное жильё,

Потому что на планете всё твоё и всё моё.

И пушистые снежинки, и река, и облака,

И травинки, и тропинки, и вода из родника.

Дом кружится возле Солнца, чтобы было нам тепло,

Чтобы в каждое оконце заглянуть оно могло.

Чтобы жили мы на свете, не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи или добрые друзья.

Кружит в небе голубом наш огромный круглый дом.

Под одной голубой общей крышей мы живём.

Список используемой литературы:

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад №106 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

2. Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подг. гр.) Учебное пособие. - М., Педагогическое общество России, 2006.

3. Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательной деятельности у дошкольников. Из опыта работы. - СПб: ООО "Издательство"Детство-ПРЕСС"", 2013.

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб: "Детство - ПРЕСС", 2009.

5. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: "Детство- ПРЕСС", 2003.

6. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ "Сфера", 2010.

7. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Коррекция и развитие речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. - М.: ТЦ "Сфера", 2010.

8. Тихонов А. В., Туров А. А. Жизнь во льдах. -М.: "Махаон", 2009.

9. Шорыгина Г. А., Парамонова М. Ю. Детям о космосе и Юрии Гагарине - первом космонавте Земли. Беседы, досуги, рассказы. -М.: ТЦ "Сфера", 2011.

10. Васильева С. А., Мирясова В. И. Тематический словарь в картинках: Мир животных. Дикие звери и птицы жарких и холодных стран. - М.: "Школьная пресса", 2005.

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия «Мой дом-планета Земля» в подготовительной группе Конспект комплексного занятия: «Мой дом – планета Земля» в подготовительной группе. Цель: Развитие и совершенствование познавательного,.

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы Тема: «Моя земля-моя планета» Задачи: *Используя слайдовую призентацию, создать условия ля формирования у детей элементарных представлений о нашей земле – как планете,.

Конспект НОД по развитию речи «Наша планета Земля во Вселенной» для подготовительной логопедической группы Цель: Закрепить представления о нашей планете Земля, в целом о Вселенной. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Расширение и активизация.

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы с использованием интерактивных технологий «Наш общий дом — Земля» Задачи: -формировать и углублять представления детей о планете Земля, о роли и желании человека делать нашу планету еще красивее, расширить.

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Планета Земля» Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, физическая культура,.

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Живая Земля» Конспект занятия с детьми старшего возраста по теме “Живая земля” Цель: знакомство детей с составом земли. Задачи: • формировать у детей.

Мастер-класс «Живая Земля» (средствами экспериментальной деятельности) с детьми средней группы Образовательные задачи: - Познакомить детей с почвой, ее составом на основе опытов. -Вызвать у детей познавательный интерес к почве, через.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы «Открытка маме к 8 Марта»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы «Открытка маме к 8 Марта» «Открытка маме к 8 Марта» Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста подготовительной к школе группы Цели:.

Рисование в подготовительной группе «Наша планета Земля» Рисование в подготовительной группе. Тема: «Наша планета Земля» Задачи: Продолжать рисовать на фоне, задумывая содержание своей работы.

Занятие для детей средней группы «Планета Земля-дом, где мы живём» Цель: формировать представление детей о планете Земля. Учить делать простые выводы (земля круглая, на земле живут все люди). Расширять кругозор.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
НОД воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Земля-живая планета»
Опубликовано: 9 мая 2016 в 12:21
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Наблюдение за майским жуком в средней группе
Наблюдение за майским жуком. Цель: Расширить представление о внешнем виде жука. Познакомить с особенностями жука. Воспитывать любовь и бережное отношение ко...
Проект «Сказка в гости к нам пришла» в 1 й младшей группе
Тип проекта : познавательно - творческий По числу участников: групповой По продолжительности: краткосрочный Сроки реализации: с 19 февраля - по 2...
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Юные звездочёты».
Цель: закрепить полученные знания детей за год. Программные задачи: *Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры ( круг, квадрат,...
Великий праздник — День Победы!
Как и все патриоты, мы чтим память нашим прадедам, благодаря которым над нами чистое и мирное небо. В нашем детском саду прошел открытый урок, посвященный...
«Театр теней» в старшей группе.
Театр теней - это вид театра из Китая. Теневой театр является очень интересным и зрелищным видом театра, с помощью которого можно устроить волшебное...