Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу

Ирина Спасенникова
Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу

НОД: «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство».

(образовательная область «Коммуникация»)

Цель: Познакомить детей с новым поэтическим произведением.

Задачи:

1. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу,с помощью кодирования слов картинками и символами.

2. Развивать у детей поэтический слух, умение понимать и воспроизводить образный язык, интонационную выразительность речи.

3. Упражнять детей в умении классифицировать, подбирая слова по рифме; подбирать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей.

Материалы: мяч, игрушка-Петрушка, карточки со слоговыми схемами слов и соответствующие им предметные картинки, дидактическое пособие «Что лишнее?» с предметными картинками на подбор слов по рифме, портрет И. З. Сурикова, мнемотаблица к стихотворению «Детство», карточки-солнышки для рефлексии.

План-конспект НОД:

1. Огрмомент игра с мячом

«Скажи ласково»

Мяч волшебный, помоги! Звук нам в слово позови!

Скажем ласково, и вот звук к нам в слово и придёт.

Каждый должен мяч поймать,

Слово ласково сказать.

Воспитатель надевает на руку игрушку- петрушку

-Здравствуйте девочки и мальчики!

Вы узнали меня? Кто я?

-Здравствуй, Петрушка! Конечно, мы тебя узнали.

Ребята, давайте поздороваемся с Петрушкой по-разному, с разным выражением, с разными эмоциями!

Дидактическое упражнение «Эмоции»

Цель: развитие эмоциональной сферы детей, выразительности речи

-Какие вы молодцы!

К вам пришел я неспроста

Поиграть хочу, друзья!

На картинки мои посмотрите:

«Что лишнее?» найдите.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: развитие умения детей классифицировать слова, подбирая их по рифме.

Петрушка:

-Рифма, рифма.

А что такое рифма, объясните мне, пожалуйста! (ответы детей)

- Рифма очень нужна, чтобы сочинить, написать какое-нибудь стихотворение, например, о зиме.

Петрушка:

-А вы знаете стихи о зиме? Прочтите мне, пожалуйста, какое-нибудь стихотворение. Я так люблю стихи!

Дети по желанию читают знакомые стихи о зиме.

Петрушка:

- Молодцы!

Только я забыл: как называется человек, который сочиняет, пишет стихи? (поэт)

Воспитатель:

-Правильно, ребята, стихи пишет поэт. И сегодня я хочу познакомить вас с одним очень известным и знаменитым поэтом и разучить его стихотворение. Вы согласны! Приглашаю пройти в литературную гостиную. Вот по этим билетикам (демонстрирует карточки) вы найдёте своё место в литературной гостиной.

Петрушка:

-Ой, а что это нарисовано на билете и как я найду своё место?

- Ребята, помогите, пожалуйста, Петрушке! (Объяснения детей)

Дидактическое упражнение «Найди своё место»

Цель: упражнять детей в деление слов на слоги, работать со слоговой схемой и соотносить схему с нужным словом.

Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу

2. Рассказ воспитателя.

- Вот портрет Ивана Захаровича Сурикова.

Иван Захарович родился в деревне Новоселовка Ярославской губернии. Поэт-самоучка. Он очень любил читать книги, художественную литературу, особенно ему нравилось читать стихи русского поэта А. С. Пушкина. И вот Иван однажды попробовал написать собственное стихотворение, и у него это получилось. Конечно, признание и успех пришли к молодому поэту Сурикову не сразу. Но теперь стихотворения Ивана Захаровича Сурикова любят читать и взрослые и дети. Вот одно такое произведение этого поэта, известное вашим мамам и папам, мы сегодня и разучим.

А поможет нам в этом деле вот эта мнемотаблица (выставляет на мольберт мнемотаблицу произведения).

Итак, Иван Захарович Суриков. Стихотворение «Детство»

Я вам его сейчас прочитаю, послушайте внимательно, а после поделитесь, пожалуйста своим впечатлениями: какие чувства у вас вызвало это стихотворение.

Короткая беседа с детьми о стихотворении. Проводится работа над непонятными детям словами и выражениями.

Воспитатель,читая последнее четверостишие, голосом подчеркивает несерьезность горя и обращает на это внимание детей. Выслушивает мнения детей.

3. Физминутка «Вот так холод, вот мороз» (музыкальная,Екатерина Железнова)

1. Вот так холод, вот мороз,

Больно щиплет нос. Больно щиплет нос.

Чтоб согреть его скорей,

Надо потереть сильней.

Чтоб согреть его скорей, потереть сильней.

2. Будем ножки согревать,

Прыгать и скакать. Прыгать и скакать.

Очень холодно стоять, ножки стали замерзать.

Очень холодно стоять, стали замерзать.

3. Крепче стал мороз никак,

Мерзнем стоя так, Мерзнем стоя так

Нам пора бежать бегом.

Нам нельзя идти пешком.

Нам пора бежать бегом, нельзя идти пешком.

4. Чтобы ручки согревать,

Будем их махать. Будем их махать.

И в ладоши будем бить.

И локтями шевелить.

И в ладоши будем бить, локтями шевелить.

5. Мы на месте не стоим,

Мы бежим, бежим, Мы бежим, бежим

Чтоб согреться поскорей,

Надо побежать быстрей.

Чтоб согреться поскорей, побежим быстрей.

4. Разучивание стихотворения по мнемотаблице.

Чтение стихотворения сначала хором, потом индивидуально. Петрушка тоже старается прочитать выразительно наизусть стихотворение.

5. Подведение итога. Рефлексия.

- Скажи, Петрушка, чье выразительное чтение стихотворения из детей тебе больше всего понравилось?

Петрушка делится своими впечатлениями и просит ребят тоже определить, чья декламация была убедительнее.

Воспитатель:

-Наша литературная гостиная закрывается. Понравилось ли вам гостить здесь? Если да- то возьмите улыбающееся солнышко, если нет -то грустное солнышко. Выбери и ты,Петрушка, солнышко настроения!

Дети делают свой выбор.

Петрушка:

-Спасибо, ребята, что пригласили меня в литературную гостиную. До новых встреч!

-До свидания, Петрушка! Приходи к нам еще!

Спасибо и вам, ребята! Вы были внимательными, вежливыми посетителями литературной гостиной.

Источники:

1. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2010.

2. http://er3ed.qrz.ru/surikov.htm

3. Аудиозапись Екатерины Железновой «Вот так холод, вот мороз»

Публикации по теме:

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР. • Заучивание стихотворения И. Сурикова “Зима”. • Рисование “Морозные.

Перспективный план по художественной литературе «Социум» (старшая группа) 1. Тема: Пересказ рассказа Льва Толстого «Лгун». Цель: Учить пересказывать близко к тексту. Понимать смысл прочитанного, правильно отвечать.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу
Опубликовано: 31 января 2014 в 16:11
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...