Нормативы речевого развития детей от 2 до 3 лет.

Елена Матева
Нормативы речевого развития детей от 2 до 3 лет.

Нормативы речевого развития детей от 2 до 3 лет.

Нормативы речевого развития детей от 2 до 3 лет.

На снимке воспитатель МАДОУ №37 Захарова А. А. проводит занятие по активизации словаря детей 1 мл. группы по теме "Домашние животные" Третий год в жизни ребенка очень важный год, т. к. является уже младшим дошкольным возрастом. Теперь Вам нужно еще больше общаться со своим ребенком, потому что ему хочется знать очень-очень много. В этом возрасте ребенок задает множество разнообразных вопросов. Так что настройте себя на терпеливое отношение к малышу, давайте ответы короткими фразами, доступными пониманию ребенка. Ваша речь должна быть эталоном для ребенка, не сюсюкайте, употребление лепетных слов, звукоподражаний («ням», ав-ав, би-би) в этом возрасте нежелательно.

В этом возрасте малыши проводят достаточно много времени на улице. Используйте это время для дальнейшего развития словарного запаса. Рассмотрите птиц, насекомых, деревья, здания, опишите их. Дети очень любят собирать красивые листья. Дома можно сделать из них гербарий. Так ребенок скорее запомнит название деревьев, ему будут понятны относительные прилагательные («Это лист дуба. Дубовый лист. Подай мне дубовый листик.». Не забывайте употреблять существительные во множественном числе и с суффиксами уменьшительности (дубовые листики, черные вороны).

Не забывайте объяснять ребенку не только названия предметов и действий с ними, но и обозначения составных частей предмета: у платья есть воротник, рукава, поясок, карманы, у дома – крыша стены, дверь, окно и т. д.). Сравнивайте предметы по величине, форме, цвету, вводя новые прилагательные со значением противопоставления: это дерево высокое, а кустик низкий; эти окна большие, а эти маленькие; это полотенце широкое, а это узкое; тот дом далеко, а этот близко; мяч круглый, а кубик квадратный и т. д. Постепенно можно вводить элементарные временные понятия: вчера, сегодня, завтра, рассказывайте ребенку о текущем времени года, сезонных изменениях в природе. Например, «Сейчас зима. На улице холодно. Надо одеваться тепло, чтобы не замерзнуть. На земле и на деревьях снег.» Не стоит попутно сразу рассказывать о весне, когда начнут проявляться ее признаки, тогда и поговорите об этом. В противном случае все новые знания смешаются. Когда ребенок усвоит понятия вчера, сегодня, научите его использовать глаголы прошедшего времени: вспомните, что он делал вчера, куда вы вчера ходили, кого видели и т. д.

Организуйте малышу общение с другими детьми. В игре дети порой демонстрируют богатство речи, неожиданное для родителей, т. к. ребенку приходится сравнивать свои действия с чужими, он старается привлечь других к игре, советуется.

Дома можно поиграть в различные игры: «Гости пришли», «Маленькая хозяйка», «Парикмахер», «Врач», «Водитель» и др.

Воспитатель Самоделова И. М. расширяет словарь детей по теме "Игрушки", отрабатывается употребление прилагательных (мишка мягкий, пушистый, коричневый, машина твёрдая, пластмассовая, цветная,

Показывайте на игрушках или картинках детенышей животных: у кошки- котята, у собаки-щенки, у коровы-телята, у овцы-ягнята, у курицы-цыплята, у лошади-жеребята. Придерживайтесь того же принципа постепенности, не давайте сразу много слов, не то ребенок не сможет их запомнить. Сначала просите ребенка показать на картинках или игрушках: "Где щенок?». Не заставляйте повторять эти слова. Когда ребенок будет готов к произнесению этих слов, он сразу же это сделает.

К 2 г. 6 м. обычно ребенку доступно понимание предлогов «за», «по», «до», «над», к 3 годам добавьте предлоги «через», «около», «перед». Предлагайте ребенку выполнить различные инструкции в игровой форме: «спрячься за стульчик», «пройди по ковру как солдат», «дойди до двери», «посади мишку около куклы», «поставь машину перед гаражом», «перешагни через веревочку» и т. д.

Примерный словарный запас, который ребенок должен понимать к 2 г. 6 м.:

- игрушки: кукла, мишка, мяч, юла, зайка;

- посуда: чашка, тарелка, ложка;

- одежда: шапка, пальто, платье, штаны, рубашка;

- мебель: стул, стол, шкаф, кровать;

- части тела: голова, руки, ноги, шея;

- части лица: глаза, рот, нос, щеки, лоб;

- домашние животные: собака, кошка, петух, лошадь, корова;

- транспорт: машина, автобус, поезд, самолет;

- фрукты: яблоко, апельсин, слива;

- части тела животного: голова, ноги, хвост, глаза, усы;

- действия: одеваться, есть, пить, улыбаться, играть, строить, кататься, мыть, гладить, лечить;

- качественные прилагательные: большой, маленький, длинный, короткий, красный, синий, желтый, зеленый, сладкий, кислый;

- наречия: близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно, светло.

- В этом возрасте уже доступно понимание простых загадок, отгадка на которые прячется в самой загадке: «Кто нам молоко дает и мычит «му»? если ребенок не может отгадать. Предложите несколько картинок, чтобы ребенок мог выбрать из них необходимую.

Если Ваш ребенок уже хорошо усвоил понятия «много»-«мало» и различает существительные единственного и множественного числа можно начинать обучать ребенка различению прилагательных во множественном числе. Показывайте на игрушках, на реальных предметах: например, красный кубик-красные кубики, большая ложка-большие ложки и т. д., затем переходите к рассматриванию картинок: «покажи, где синие машины? теплые носки и др.»

Научите ребенка фразам с отрицательным значением. Возьмите несколько предметов, назовите их, а затем спрячьте. Затем показывайте по одному и называйте с частицей –не. («Это не чашка. Это не вилка. А где же вилка? Вот вилка.» Будьте веселы, эмоциональны, детям очень нравятся такие игры.

На 3 году жизни у ребенка появляются фразы из 3 слов, которые тоже носят по преимуществу характер просьб, требований, зова. Наряду с фразами, выражающими потребности, в это же время у ребенка появляются фразы, отражающие какие-то наблюдения, соображения. Побуждайте ребенка связывать в одном предложении слова «дай», «на» и указываемый предмет. Учите ребенка употреблять в своей речи притяжательные местоимения, прилагательные. Задавайте вопросы и сами на них отвечайте: «Чья это игрушка? Твоя? Это твоя игрушка. А чей это тапок? Папин? Это папин тапок» и т. д.

Самоделова И. М., воспитатель 1 мл. гр. классифицирует знания детей по теме "Игрушки"

Что касается звукопроизношения, оно остается пока еще недостаточно сформированным: часто твердые звуки произносятся как мягкие («тям» вместо «там», шипящие «ш», «ж» заменяются на «с», «з».

Звуки «ч», «ц» нередко заменяются на мягкие «т» или «с», звук «к» может заменяться на «х», а «ы» звучать как «и». Но зато «а», «о», «и», «у» затруднений не вызывают, так же как «б», «п», «д», «т», «в», «ф», «г», «к», «х», «м», «н». Кроме того, ребенку еще трудно произносить сложные слова, поэтому дети часто допускают пропуски звуков или слогов. Не беспокойтесь, большинство этих недостатков ребенок самостоятельно исправит, если Вы поможете ему развить мышцы языка, губ, научите правильному речевому дыханию.

Вы уже знаете, что может помочь дутье на ватку, бумажку, одуванчик, кораблик, сделанный из спичечных коробков, задувание свечки. Следите, чтобы малыш выдыхал через рот. Можно вырезать из цветной бумаги бабочек, самолетики и закрепить их на нитку. Попускайте с малышом мыльные пузыри, пусть он дует в воду через трубочку.

Для развития мышц языка, губ необходима гимнастика. С основными моментами Вы уже знакомы. Научите ребенка сплевывать с губ крошки, бумажки. Губы и язычок будут двигаться активнее, если смазать небо вареньем или чем-нибудь сладким. Давайте вылизывать ложки, блюдца – для этого потребуется напряжение всех мышц языка.

Для развития речевого слуха используйте картинки с изображением предметов, названия которых отличаются одним звуком: мышка-мишка, санки-танки, миска-мишка, крыса-крыша, рак-лак, рожки-ложки, гроза-глаза, кости-гости, корка-горка, суп-зуб, косы-козы, горка-горько и др. можно предложить для различения картинки символы: например, для звука «с» – водичка бежит, «з» – комарик звенит, «ж» – жук жужжит, «ш» – мышонок шуршит, «ч» – тихо, «ц» – кузнечик стрекочет, «п» – дождик капает, «б» – барабан звучит и т. д. Предложите ребенку 2-4 картинки-символа, назовите звук и попросите ребенка отгадать какую картинку Вы назвали.

Для общего психического развития ребенка полезно предлагать ему задания на соотнесение предметов по величине: сложить 5 стаканчиков один в другой. Обычно такие стаканчики-формочки выпускаются в наборах для игры с песком. Научите ребенка разбирать и составлять 4-составную матрешку, пирамидку из 4 колец, приобретите игрушки с прорезями различных геометрических форм и вкладышами к ним. К 3 годам ребенок может соотносить и называть 3-4 цвета, 4 пары предметных картинок. Для развития ориентировки в пространстве и целостного восприятия научите ребенка собирать целую картинку, предварительно разрезанную на 3 части. Эти картинки не должны быть с большим количеством деталей. Сначала предъявите ему целую картинку, затем части перемешайте и попросите снова сделать.

Дети старшей логопедической группы на фронтальном занятии

Публикации по теме:

Предметно развивающая речевая среда группыПредметно развивающая речевая среда группы В своей группе, мы большое внимание уделяем речевому развитию ребёнка. Наши занятия по развитию речи призваны обогащать и всесторонне развивать.

Памятка для педагогов по анализу речевых занятий в современном ДОУ. МБОУ НШ ДС №42 Широкова С. А. воспитатель первой квалификационной категории. Памятка для педагогов. Памятка по анализу речевых занятий в.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Нормативы речевого развития детей от 2 до 3 лет.
Опубликовано: 10 января 2013 в 19:01
+43
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «В гостях у бабушки»
С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском саду с 21 ноября по...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в Москву».
Образовательные области: социально - коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая Цель: дать элементарные представление о главном...