Новые направления лечебно-оздоровительной работы

Ляйсира Басырова
Новые направления лечебно-оздоровительной работы

«Какими мы, родители и педагоги, хотим видеть своих детей? Прежде всего - здоровыми, умными, послушными, успешными, хорошо развитыми физически. Список можно продолжить до бесконечности, и мы готовы прикладывать

титанические усилия для его претворения жизнь. Мы создаем и внедряем новые программы и технологии, развиваем, закаляем, водим и возим детей на всевозможные мероприятия, на конференциях обсуждаем достигнутые успехи.

Главное - за всем этим не забыть: прежде всего, дети должны расти счастливыми. Только счастливый ребенок может быть здоров физически и душевно, гармонично развиваться, в полной мере разворачивая свои возможности.» Эти строки я выписала из журнала «Здоровье дошкольника» № 1. 2008г, автор А. Дробинская, врач-психолог кандидат психологических наук.

Свое отношение к здоровью народ давно и метко отразил в пословицах, где говориться: «Здоровье - всему голова» И действительно, в нашей жизни практически все зависит от здоровья: своих детей, близких нам людей, друзей, коллег по работе - всех тех, кто окружает нас и вместе снами идет по жизни. Каждый знает, что здоровье - это настроение, мечты, желания, силы и возможности для их выполнения. А еще в народе говорят: «Береги платье снову, а здоровье смолоду», т. е с детства. Здоровье маленького ребенка - дошкольника- бесценное богатство, которого хотелось бы иметь как можно больше. Того, что закладывается в первые годы, нам должно хватить на всю оставшуюся жизнь. Именно по этому в вопросах, касающихся здоровья малышей, мы должны быть «жадными» (в хорошем смысле слова): стремиться много узнать о здоровье ребенка, многому научиться и понять, разобраться с проблемами и волнующими нас вопросами, и конечно, очень много сделать реально позитивного на благо здоровья детей.

Вспомним стихотворение Агнии Барто «Веревочка». Его героиня Лидочка, преодолев многочисленные трудности, научилась прыгать через скакалку (что нелегко дается детям). Главная трудность Лидочки - запрет взрослых. Удивительно, но факт: все взрослые знают, дети любят бегать, прыгать, кувыркаться, в то же время они всегда запрещают: «Не бегай!», «Сядь, посиди», «Успокойся, сколько можно прыгать!». Нам бы, взрослым, «эти замечания взять да отменить», но что - то никак не получается.

Если подобные указания детям дают родители, их еще можно понять. Далеко не все родители обучались в педагогических вузах и колледжах, поэтому могут не знать, что физическая активность является важным фактором сохранения и укрепления здоровья. Хуже, когда двигательную активность детей ограничивают педагоги. Им так спокойнее, в группе порядок, тишина. «Сидячий режим» в детских садах преодолевается с трудом, хотя все понимают, что двигательная активность обеспечивает человеку выживание. На каждом возрастном этапе она наполняется разным содержанием, но быть должна всегда.

Проблема воспитания здорового ребенка сегодня актуальна как никогда ранее. Наибольшую тревогу вызывают дошкольники, уровень заболеваемости которых за последние годы возрос.

Многочисленные научные исследования свидетельствуют: рост отклонений в состоянии здоровья происходит в период пребывания детей в дошкольных учреждениях. С этим возрастом связано большинство критических периодов, что делает дошкольника наиболее уязвимым к воздействию неблагоприятных внешних акторов.

«Ребенок - это не модель взрослого человека в миниатюре, поэтому особенности детского организма необходимо знать педагогам, родителям - всем взрослым, принимающим участие в воспитании и развитии ребенка». В вопросах, касающихся

здоровья и развития детей, не может быть важных и не важных моментов. Несоблюдение режима, неправильная организация режимных процессов, неадекватное возрасту и функциональным возможностям ребенка питание, гиподинамия, нарушение санитарных норм и правил и многое другое могут нанести серьезный вред здоровью ребенка.

Когда ребенок заболевает, это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: стараемся обеспечить ему покой, уложить в постель, создать тишину. Это все правильно при сложном течении заболеваний. Но беспокойство, озабоченность, психо - эмоциональные проблемы родителей (а именно в таком состоянии мы прибываем,

когда болеют дети, мешают выздоровлению ребенка. Ограничение движений негативно сказывается не только на больном органе (так как приток крови осуществляется слабо, но и на нервной, эндокринной медиаторной системах в целом. Ограничение движений влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращение. В результате этого могут развиться расстройство ЦНС и внутренних органов, понижается эмоциональной тонус, ослабляется нервно мышечной аппарат, слабее работают сердечно - сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к частым заболеваниям (ребенок становится хроническим больным).

Рост хронических заболеваний у детей отмечается во всем мире, причем независимо от уровня экономического развития государства и различных слоев населения в целом. В состоянии здоровья детей - хроников положительный эффект наблюдается только во время лечения. Через не продолжительное время снова наступает ухудшение, поэтому лечение хронического больного необходимо проводить непрерывно, в том числе и в стадии ремиссии.

Согласно международной классификации, существует 21 группа заболеваний дошкольников, из них 15 групп допускают возможность занятий физкультурой лечебной целью. Различные виды физической активности оказывают лечебное или профилактическое воздействия. Так, занятия хореографией необходимы при нарушении осанки и плоскостопии, настольный теннис и бадминтон - при миопии, игрой на духовых инструментах - при бронхиальной астме; игры, соревнования дают лечебно - оздоровительный эффект при гипотонии, неврозах.

Занятия физкультурой и спортом часто являются основным, а иногда

единственным методом лечения таких болезней, как ожирение, гипотония, миопия, инсулинозависимые формы сахарного диабета, неврозы, заболевания органов дыхания.

Только правильно организованная двигательная активность помогает организму справиться с недугом. Многие выдающиеся люди (например, В Дикуль) смогли вернуть себе здоровье, когда таблетки и уколы уже не действовали.

Однако психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие - либо, даже самые полезные, упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Именно поэтому мы должны применять адаптированные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний.

Именно радость и эмоциональный подъем, интерес соответствуют потребностям растущего организма в движении. В результате использования правильно подобранных игр мы не только лечим детей, но и способствуем гармоничному физическому и умственному развитию. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.

Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искренний смех детей. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости. Это и есть мощнейший терапевтический фактор. Задания с использованием разнообразных изобретательных техник не только помогут снять нервное напряжение, но и разовьют фантазию, увеличат творческий потенциал ребенка.

Публикации по теме:

Отчёт о «Неделе здоровья» в первой младшей группе Все родители хотят видеть своих малышей здоровыми, весёлыми, физически развитыми. Что же для этого нужно? С момента рождения ребёнок стремиться.

Презентация «Развивающая среда физкультурного зала» С недавнего времени наше дошкольное учреждение перешло в статус автономного. Возникла проблема самостоятельного заработка денежных средств.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Новый год
  • Новый год
Автор публикации:
Новые направления лечебно-оздоровительной работы
Опубликовано: 13 октября 2013 в 22:35
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в Москву».
Образовательные области: социально - коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая Цель: дать элементарные представление о главном...
Фотоотчет Мы изучаем «черное» золото — нефть.
В рамках реализации программы «Академия дошкольных наук» в подготовительной «Б» группе прошло знакомство с полезными ископаемыми Оренбургской области. На...