Ножкотерапия — ступенька к здоровью!

ГАЛИНА ЧЕРТЕНКОВА
Ножкотерапия — ступенька к здоровью!

«Стопа — это фундамент, на котором стоит здание - наше тело», - утверждал Гиппократ.

Стопу можно сравнить с картой всего организма: нет таких мышц, желез, органов, которые не имели бы своего «представительства» на ней. Известно, что восточная медицина с большим вниманием относится к ступне человека, утверждая, что именно там находятся важнейшие чувствительные точки организма, которые оказывают влияние как на физическое, так и на психическое состояние организма. Не случайно у каждого восточного владыки был специальный слуга, который перед сном «чесал ему пятки». Да мы сами часто в борьбе с насморком растираем подошвы ступней. А если уж решили закаливаться, то начинаем с ходьбы босиком. Экстрасенсы утверждают, что ступни ног, соприкасаясь с землей, обеспечивают человеку правильный космический энергообмен и позволяют считывать «дополнительную информацию земли».

К сожалению, у современных детей «с фундаментом» возникает все больше проблем. Современный ребенок не имеет возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе.

Я хочу познакомить вас с одной из форм оздоровления в нашем дошкольном учреждении - «Ножкотерапией». Что такое «Ножкотерапия»? Это серия разнообразных занятий с использованием упражнений на координацию движений, развитие и формирование стопы у детей. В творческо-перспективный план «Ножкотерапии» вошли занятия с нестандартным оборудованием (различные массажные дорожки, предметы для захвата пальцами стоп, степы, кочки-следочки). На таких занятиях дети обязательно ходят босиком по разнообразным поверхностям. Такую возможность предоставляет, нехитрая в изготовлении, массажная дорожка, которая очень эффективно стимулирует стопу и предупреждает плоскостопие. Такая дорожка сделана самими педагогами. Она используется как на физкультурных занятиях, так и в групповых комнатах после дневного сна и в течение дня.

У детей пользуется спросом «дорожка здоровья». Комплекс упражнений для работы на ней предполагает использование природного материала. Дети с удовольствием собирают ягодки в корзину пальцами ног, устраивают соревнования – кто быстрее. Выкладывают из шишек и желудей разные предметы: пирамидки, веселые рожицы, солнышко. Выполняют танцевальные упражнения на сухой траве, на камнях, на сухих листьях. На островке с песком устраивают вернисажи рисунков, выполненные большим пальцем ноги.

Для детей полезно знать, «что умеют пальцы их ног«. Во-первых, потому, что любые новые возможности телесной самоорганизации сказываются на развитии пространственной ориентации. Во-вторых, использование упражнений с ногами создает так необходимый в обучении эффект новизны. В-третьих, это очень полезно для гиперактивных детей, которые нуждаются в движении больше, чем обычные дети.

Чтобы сделать такие занятия эффективными, занимательными и оригинальными мы рисуем при помощи ног. Большим пальцем правой или левой ноги рисуем «понарошку», намечая на ковре без следа, контуры букв, цифр, геометрических фигур. Иногда раскатываем по полу рулоны обоев и рисуем при помощи всей стопы, предварительно «окрашенной», причем все, что угодно; от коллективных абстракционистских композиций до детективных историй в «следах». Этот вид работы очень грязный. Его реально проводить только с малой подгруппой детей. К тому же по окончании нужно иметь возможность вымыть ноги. Такие занятия приводят детей в восторг и остаются в памяти как праздник. Очень нравится детям «писать» ногами, зажимая карандаш между большим пальцем ноги и остальными четырьмя. Такие упражнения особенно полезны детям, не только как профилактика плоскостопия, но и способствует гармонизации работы обоих полушарий мозга. «Ножное письмо» - это игра, в которой никто не будет ругать за неточную линию. Представим себе, что мы — маленькие обезьянки, живущие в джунглях. Будем действовать задними конечностями так же ловко, как и передними. Дети мгновенно включаются в игру: собирают «яблоки», палочки для своего жилища, обнимают друг друга, делают друг другу массаж стопы, меряются силой.

Одна из форм «Ножкотерапии» - степ-аэробика. Сначала разучиваем шаги на скамейку, потом добавляем движения руками. Упражнения на силу чередуются с упражнениями на гибкость. Шаги на скамейку сопровождаются значительным увеличением частоты пульса, поэтому лучше, например, два упражнения делать, поднимаясь на скамейку, одно - на полу. Для гармоничного развития обеих частей тела все упражнения выполняются в одну и другую сторону. Нагрузку нужно повышать постепенно. Скамейку-степ можно использовать на занятиях физической культурой, для индивидуальной работы, в самостоятельной двигательной деятельности детей. Музыка, которую мы используем, не только создает радостный настрой, но и активизирует движения, содействует развитию двигательных навыков путем «подсказывания», вызывания соответствующих реакций.

В процессе занятий «степ-аэробикой», улучшается координация движений, укрепляется свод стопы, совершенствуется чувство ритма, пластика, гибкость, у детей появляется уверенность и непринужденность, обусловленная сознанием власти над движениями своего тела в пространстве.

В общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста «Ножкотерапия» занимает маленькую ступень на пути к оздоровлению. Но именно из таких ступеней и состоит большая лестница здоровья. С помощью именно таких ступеней укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Ягоды и фрукты». Нестандартное оборудование по физкультуреМастер-класс «Ягоды и фрукты». Нестандартное оборудование по физкультуре В нашем детском саду №21 "Гнёздышко" мы используем физкультурное нестандартное оборудование,изготовленное своими руками или родителями.

Спортивно-физкультурный лабиринт в нашем детском садуСпортивно-физкультурный лабиринт в нашем детском саду Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Ножкотерапия — ступенька к здоровью!
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 10:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....