Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство с родным городом

Людмила Печерских
Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство с родным городом

МКДОУ Куртамышского района

«Куртамышский детский сад №2

общеразвивающего вида»

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С РОДНЫМ ГОРОДОМ

(Из опыта работы воспитателя

второй квалификационной категории

Лихалит Н. М.)

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа. Всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе я считаю, должны занять мы педагоги.

В качестве эпилога своего выступления предлагаю посмотреть небольшой фильм.

                 Город детствапоказ фильма)

Тема моей работы.

«Нравственно патриотическое воспитание через знакомство с родным городом»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

   В широком понимании  патриотизм трактуется как олицетворение любви к современной жизни, её достижениям и проблемам.

  Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общение, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения.

  Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольника необходимы следующие условия: подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семей, в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, вовлечение членов семей в педагогический процесс, создание в детском саду и семье предметно развивающей среды.

  Таким образом, «С чего начинается Родина?» - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу.

Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты земля. Идти надо от близкого к далёкому. Поэтому свою работу мы начали с ознакомления детей с родным городом.

  

Цель проекта: Нравственно-патриотическое воспитания детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с их прошлым и настоящим.

Какие задачи при этом решаются:

1. Пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям.

2. Учить видеть  историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц)

3. Воспитывать у детей любовь к родине, родному краю, природе через непосредственное обращение к ней, восприятие её красоты и многообразия.

4. Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.

5. Знакомство с земляками, знаменитыми поэтами, писателями, художниками.

6. Формирование знаний о родном городе-труженике.

Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через взаимосвязь разных видов деятельности:

Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры» Дом», «Детский сад» «Профессия моих родителей», дидактические игры:

«Моя семья, моя родословная», «Путешествие по городу».

Речевое развитие: составление рассказов на тему «С кем я живу», «Моя улица», сочинение стихотворений «О маме», «О друге», сотворчество детей и родителей.

Художественная литература: загадки,  заучивание стихотворений, чтение познавательной литературы о родном городе.

Изобразительная деятельность: рисование на тему «Мой город», «С кем я живу», «Портреты членов семьи».  Оформление выставок: «Моя улица», «Мой детский сад». Сотворчество детей с родителями «Встреча гостей», «Мой дом»

Трудовая деятельность: посильная трудовая деятельность дома, дежурство по столовой, трудовые поручения в группе и дома.

Познавательная деятельность: целевые прогулки по нашему микрорайону,  природа нашего города, встречи с интересными людьми, экскурсии по памятным местам города,  посещение библиотеки, музея, рассматривание карты города,  встреча с работниками пожарной охраны.

Музыкальная деятельность: проведение совместных праздников, разучивание песен: о детском саде, доме, городе.

Для реализации проекта  было необходимо создать развивающую среду.   Мной подобран и систематизирован необходимый демонстрационный материал. В группе оформлена фотовыставка: «Люби и знай — родной свой край», организовала выставку рисунков «Мой город», создана полочка умных книг, где подобраны  книги о нашем городе, тематические папки: «Земляки-герои»,  «История города».

Систематически проводятся экскурсии и целевые прогулки:

«Улицы нашего микрорайона»,  «Природа нашего города»,  «Памятные  места родного города». Использовала такие формы работы как встречи с интересными людьми, посещение библиотеки, музея.

Расширение воспитательного пространства определило необходимость постоянного контакта с родителями. Для чего мною составлен план работы с родителями своих воспитанников, который помог заинтересовать и привлечь родителей к реализации проекта. План предполагает следующие формы работы:

- Родительское собрание «Прошлое и настоящее нашего города»

- Анкетирование, тестирование.

- Папки -передвижки «Из истории нашего города», «Знакомьтесь знаменитые люди нашего города»

- Папки-раскладушки «Забытый Куртамыш»

- Встречи с интересными людьми.

- Участие в подборе краеведческого материала.

- Выставки рисунков.

- Фотовыставки

- Встреча с родителями «Моя профессия»

Проблема патриотического воспитания через знакомство с родным городом ; актуальна не только для родителей, но и педагогов.

Анкетирование выявило, что 60% педагогов интересуются историей родного края, либо хотели бы знать историю родного края.

Исходя из этого, была организована  встреча с работником музея,

проведена консультация: «История возникновения нашего города». В результате этой встречи пополнилась копилка методического  материала, которой можно воспользоваться.

По результатам проделанной работы была проведена диагностика, которая показала достаточно широкий запас знаний  детей о родном крае, по сравнению с началом работы над проектом. У дошкольников  сформированы представления о природном своеобразии родного ; края,  о его достопримечательностях,  о знаменитых людях нашего города.

Результаты показали, что мой проект действует, что он познавателен и полезен.   Дошкольники получили возможность другими глазами посмотреть на знакомые места, осознать их необычность.

Таким образом, через взаимосвязь различных видов деятельности  с опорой на развитие совместного творческого потенциала процесс формирования у детей патриотических  чувств  к  своей малой родине значительно  интенсифицируется.

Публикации по теме:

Осенняя фантазияОсенняя фантазия Каждую осень в нашем детском саду проходит выставка "Осенняя фантазия". В ней принимают участие дети, родители, педагоги. Сколько необычных.

С 1 сентября! С новым учебным годом! .

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство с родным городом
Опубликовано: 17 сентября 2011 в 16:38
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
Мастер-класс «Елочка из фоамирана»
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...