Нравственно-патриотическое воспитание детей при ознакомлении с культурой народов Самарской области

Наталья Тимонова
Нравственно-патриотическое воспитание детей при ознакомлении с культурой народов Самарской области

Актуальность проекта

Концепция модернизации российского образования заявляет в качестве одной из приоритетных задач достижение нового современного качества дошкольного образования, которое гарантирует защиту прав детей, их эмоциональную защищенность, безопасность и направлено на воспитание у ребёнка основ культуры.

Большое значение в связи с этим придаётся региональному компоненту содержания образования, более полному использованию нравственного потенциала искусства, народной культуры, как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности ребёнка.

В условиях поликультурного региона, каким и является Самарская область, образование должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Самарскую область можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. Исходя из многолетнего опыта дошкольного образования, можно утверждать, что дошкольникам доступны патриотические чувства, поэтому начинать работу в этом направлении необходимо уже в детском саду. Только, воспитав в маленьком гражданине любовь к своей Родине, мы воспитаем в нем толерантное отношение к другим народностям.

В настоящее время накоплен достаточно большой опыт по патриотическому воспитанию дошкольников, разработаны научно – обоснованные методики по данной проблеме, но недостаток методических пособий по национально – региональному компоненту общеобразовательной программы дошкольного образования определил выбор темы проекта «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и культурой народов Самарской области».

В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении должен основываться на комплексно-тематическом принципе, которому отвечает такая форма организации образовательной деятельности, как проектирование. Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике.

Проект ценен тем, что дошкольники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и коммуникативной деятельности. Недаром пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Эти аргументы явились основанием для выбора проектной деятельности как формы образовательной работы по данной теме.

Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Самарской области.

Задачи проекта:

• знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Самарской области;

• вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;

• формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;

• взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно – патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Проект реализуется в 3 этапа:

1. организационно-подготовительный этап;

2. этап реализации;

3. заключительный этап.

На организационно-подготовительном этапе были проведены:

1. Анализ специальной и методической литературы по разрабатываемой проблеме.

2. Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Самарской области.

3. Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности, направленных на решение выявленных проблем.

4. Разработка проекта.

5. Налаживание взаимодействия с родителями, привлечение членов семьи к совместной работе над проектом.

На этапе реализации проекта поставлены следующие задачи:

1. Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.

2. Создание образовательно – культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом «Декоративно-прикладное искусство народов Самарской области», «Национальный костюм народов Самарской области», «Национальный орнамент», «Сказки поволжских народов», «Пословицы и поговорки народов Самарской области», «Игры народов Самарской области»; создание галереи детского творчества; оформление фотоотчета, отражающего работу по проекту.

3. Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Самарской области.

4. Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

Заключительный этап работы над проектом включает в себя презентацию проекта (совместные итоговые творческие мероприятия в конце учебного года в старшей и подготовительной группах).

Содержание проекта обеспечивает возможность получения ответов на вопросы: что такое патриотизм, гражданственность, каково их назначение и роль в усвоении дошкольниками нравственных норм жизни в обществе, через знания о культуре народов Самарской области.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Образовательный проект «Откуда азбука пошла» СПДС «Колобок» с Пискалы Тема проекта: «Откуда азбука пошла» Руководитель проекта: Евграфова Лариса Алексеевна, воспитатель первой квалификационной.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Времена года и погода
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание детей при ознакомлении с культурой народов Самарской области
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 15:59
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...