Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Зухра Аминова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Растим юных патриотов

Югра! Югра! Югра!

Прекрасна ты! Твои леса, твои речушки,

Твои равнины и холмы мы любим искренней любовью.

Посмотри, как природа мила и добра,

Как готова согреть добротою.

Как красиво звучит это – «ХМАО- Югра»,

И возносится небо душою.

Тема патриотизма очень жгучая и больная для нашей страны, потому что в наше время всё больше распространяется погоня за удовольствиями, эгоизм, расчёт, потребительство. Без патриотизма не может быть никакого духовного становления личности. Как же пробудить в ребёнке чувство патриотизма? Как же воспитать любовь к Отечеству? Воспитательные традиции Руси насчитывают более 2000 лет. А ДОУ – начальное звено системы образования и воспитания. Воспитание патриотического чувства, чувства Родины начинается у ребёнка – дошкольника с отношения к семье – проводнику норм, правил, традиций и обычаев, к родному дому. Позже это родной город, родной край, многонациональная Россия и, наконец, наш общий родной дом – планета Земля.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины. А в будущем хочется услышать из уст маленького гражданина своей Родины с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Главной целью работы нашего ДОУ №15 «Росинка» является формирование дошкольника как члена гражданского общества, сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой, здоровой, полной сил и энергии личности, способной строить, созидать наше государство.

Сейчас в стране действует программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Задача «формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу» красной нитью проходит через основную образовательную программу, по которой работает наш детский сад. Эта задача актуальна особенно, когда во многих семьях родителей волнуют только проблемы готовности детей к школьному обучению, а вопросы воспитания патриотизма и гражданственности не считаются важными. Сотрудничество с семьями воспитанников помогает родителям осознать важность приоритета семейного воспитания и стать активными участниками нравственно – патриотического воспитания. Семья – это первые жизненные университеты малыша. Атмосфера каждой семьи с её жизненным укладом, интересами воздействует на это крохотное существо. В семье со скупыми проявлениями эмоций, где с детьми не играют, не целуют, а «готовят к суровым будням жизни», растёт замкнутое, скупое, неуверенное маленькое существо. А если родители не давят на ребёнка своим авторитетом, а мудро понимают тонкие истины детства, проявляют нежные чувства, мгновенно реагируют на мельчайшие нюансы поведения ребёнка, растёт в такой семье малыш счастливым, распахнутым навстречу добру, чувствуя себя равноправным членом дружного коллектива.

Как от мощности корня зависит жизнь маленького деревца на протяжении нескольких десятилетий, так и чувство безграничной любви к Родине зависит от заложенных в дошкольном детстве патриотических чувств. Чтобы детский сад мог привить ребёнку нравственно – патриотические чувства, важно, чтобы ребёнок чувствовал себя в нём хорошо, комфортно, чувствовал ласку, защищённость, свою необходимость, полюбил свой детский сад как родной дом. Для реализации этой важной задачи каждым педагогом разработан «Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию», а в ДОУ созданы все условия: педагоги используют разнообразные формы учебно –воспитательного процесса: интегрированные занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление творческих рассказов, игры, викторины, развлечения. Для расширения представлений о родном крае, о замечательных людях Югорской земли в методическом кабинете собран богатый материал: конспекты, разработки игр, литература, буклеты о писателях округа, о природе, для знакомства с достопримечательностями региона и страны в группах создана предметно – развивающая среда, уголок с патриотическими символами. С целью поддержания интереса к событиям, происходящим в стране, организуются тематические выставки, для закрепления знаний о флаге, гербе и гимне России зал к праздникам оформляется символикой государства и округа, стоя исполняется гимн. В рамках преемственности с МОУ СОШ № 5 очень интересно прошла игра – викторина «Знатоки Югорской земли», наши воспитанники – частые гости детской библиотеки, ведётся тесное сотрудничество с городским этнографическим музеем, регулярно организуются совместные выставки поделок, рисунков родителей и детей, чтение и обсуждение детских книг, конкурсы стихов, организуются различные мастерские. Родители принимают активное участие в музыкальных и театрализованных представлениях. Надолго запомнится детям День народного единства, где взрослые и дети представили интересные концертные номера, оформлены буклеты с фотоматериалом. Ко Дню Матери музыкальные руководители, творческая группа ДОУ и мамы подготовили и провели литературно - музыкальную композицию «Сердце матери – в детях» с приглашением работников телевидения города. С целью воспитания уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов организуем возложение детьми цветов к памятнику маршалу Жукову, приглашаем ветеранов на праздник в ДОУ, вручаем самодельные подарки детей. Для расширения представлений об истории семьи, закрепления домашнего адреса, имён и профессий родителей в группах оформлены семейные альбомы. С целью решения природоохранных задач изготавливаем кормушки, скворечники, в каждой группе оформлен уголок природы, вместе с родителями высаживаем деревья. С ранней весны и до глубокой осени ведётся работа в огороде, дети наблюдают за ростом цветов и овощей, учатся ценить труд взрослых. Для углубления и уточнения знаний о родной стране, воспитания уважения к людям труда в каждой группе создан мини – музей на разные темы и с разнообразным развивающим материалом. Главным подспорьем в обучении и воспитании наших детей является краеведческий музей нашего детского сада, где собран богатейший материал с символикой округа и страны, есть портреты руководителей, предметы труда, быта разных народов, редкие экспонаты, творческие работы педагогов, детей и родителей. Детям объясняем, что каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Педагоги проводят беседы о том, что Земля – наш общий дом, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. В конце ноября прошёл педагогический Совет, на котором был подведён итог работы по нравственно – патриотическому воспитанию за первые три месяца учебного года. Педагоги подготовили интересные презентации, отчёты, буклеты, во время блиц – опроса показали прекрасные знания истории родного края и любимой страны, которые они с успехом вкладывают в своих воспитанников.

Наша задача состоит в том, чтобы не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. В этом педагогам помогает комната, оформленная в стиле «русской избы» с домашней утварью, русской печкой, самоваром и вышитой скатертью. Личное становление детей Севера происходит в экстремально сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности. Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Наша страна дала миру великих полководцев, освободителей, Толстого и Пушкина, первопроходцев космоса. Нашим детям есть чем гордиться, и мы приложим все силы, чтобы они выросли настоящими патриотами, а не «Иванами, не помнящими родства».

Публикации по теме:

Краеведение. Презентация «Ханты — коренной народ Земли Югорской» Автор: Корженевская Наталья Александровна, воспитатель ДОУ ХМАО – Югра, г. Радужный. Презентация "Ханты - коренной народ Земли Югорской".

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 17:15
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...