Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

ирина рябова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Об актуальности патриотического воспитания подрастающего поколения в современных условиях говорится в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ: «Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов»

Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота, добропорядочного гражданина своей страны.

На данном этапе задача педагога состоит в отборе из массы детских впечатлений наиболее доступных ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, быт и свои люди, порой, с уникальными способностями. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

На каждом возрастном этапе дошкольного детства ребенок получает новые сведения и усваивает понятия о родном городе:

• Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

• Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

• Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В гражданско- патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо своей семьи (например, знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т. д.) На

конкретных фактах из жизни старших членов семьи (участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания гражданско – патриотических чувств.

Продолжением данной работы является знакомство детей с городами – героями России (стран СНГ, со столицей нашей родины, с гимном, флагом и гербом государства.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКОЙ РОССИИ

Многие современные вариативные программы воспитания, развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами: флагом, гербом страны, мелодией гимна.

Герб и флаг государства – явления сложные и многогранные, они имеют строго определенную специфику, ряд взаимосвязанных компонентов, таких

как правовой, знаково – символический, национально – культурный и

эстетический.

Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России.

Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками. Формирование таких представлений тесно связано с задачей: воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображенной на гербе России. Символика несет в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено не гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России.

• Белый цвет означает МИР и чистоту души;

• Синий цвет – верность и правду;

• Красный цвет – отвага и любовь.

Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснять, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными, отважными, любить своих близких и свою Родину. *

Работа в ДОУ:

В научно – методической системе Н. М. Крыловой «Детский сад – дом

радости» первостепенное значение отводится совместной деятельности, направленной на приобщение ребенка к основам духовной культуры и интеллигентности, как основе нравственно –патриотического воспитания. Одной из наиболее эффективных форм является работа с материалами

«полочки красоты», представляющей творчество детей, и «познавательной полочки», на которой размещаются средства производства.

Публикации по теме:

«Не забудем Ваш подвиг Великий» — презентация по нравственному патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание детей – тонкое, деликатное явление в социальном развитии подрастающего поколения. Дошкольное учреждение, как начальное.

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 3 марта 2014 в 14:31
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Облако. Мастер класс.
Очень часто, мы воспитатели, используем различные природные явления в интерьере и оформлении различных помещений. Самыми, наиболее часто используемыми,...
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...