МААМ-картинки

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Ольга Викулина
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,

к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости

это доказывать.

Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д. С. Лихачёв

Нравственно-патриотическое воспитание

Публикация «Консультация „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

В 2015 учебном году я взяла тему по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

          В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков,  А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.   В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова,  Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родине.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей стали искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. А нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Наш современник Д. С. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стране - будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати-поле».

Я считаю, что нравственно-патриотическое воспитание является приоритетным. Тема патриотического воспитания также близка и мне, как педагогу, т. к. я очень люблю свою Родину, свой город, где родилась и работаю. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная система изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» К. Д. Ушинский.

В своей работе я постоянно обращаю внимание на воспитание патриотических чувств детей.

В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие детского сада, и разностороннее развитие дошкольника продолжается уже в триаде семья-педагог-ребенок. Уровень знаний по темам «Ребёнок в семье и обществе» и «Ознакомление с социальным миром», а так же анкетирование по теме «Какое место занимает патриотическое воспитание в вашей семье». Анкетирование проводилось с целью выявить, какое место в семье занимает воспитание патриотических чувств. Анкетирование показали, что родители крайне мало рассказывают детям о городе, где родились, о достопримечательностях родного края, поселка, не водят детей в краеведческие музеи. Чтение художественной литературы о Родине, о ее защитниках заменяются компьютерными играми.

Поэтому главной целью моей работы является формирование сознательного человека, любящего свою Родину, место, где он родился и рос, гордящегося историей своего народа, его культурой. Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия. Создание условий для формирования правового мировоззрения и нравственных представлений.

Исходя из этого, я поставила целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад.

- формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России; о ее столице;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются как в непосредственно – образовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности с детьми — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, а также и во взаимодействии с родителями.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:

1. Александрова Е. Ю. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий» г. Волгоград: Учитель,2005

2. Виноградова Н. Ф. «Наша Родина». М., Просвещение, 2002

3. Жариков А. Д. «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001

4. Зеленова Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) : М., Просвещение, 2007

5. Кодрикинский Л. А. «С чего начинается Родина?» : М., Просвещение, 2007

6. Корнеева Е. И. «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» М., Просвещение, 2007

7. Логинова Л. В. «Что может герб нам рассказать» : М., Просвещение, 2007

8. Подрезова Р. И. «Планирование И конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» (Патриотическое воспитание) : М., Просвещение, 2007

9. Ривина Е. К. «Государственная символика России» М., Просвещение, 2005

В качестве наглядного материала в время НОД, бесед, досугов использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, ИКТ. Наглядный материал известен детям, дидактические игры разнообразны.

Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народным фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в нашей группе значительное место занимают учебно-развивающие игры. Создан центр родного края, который постоянно пополняется в зависимости от возрастных потребностей ребят.

В 2016 году было проведено мероприятие, посвященное 350 лет нашему городу - «350 добрых дел».

Были оформлены презентации и показаны детям: «По улицам нашего города», «Наш детский сад», «Моя мама лучше всех», «Наш родной Байкал»

Были созданы коллажи совместно с ребятами: «Какие мы маленькие», «Это моя комната», «Моя любимая игрушка», «Вот где я живу», «Как я провел лето», «Мой Байкал».

Рисовали, лепили, апплицировали на темы: «Дом, в котором ты живешь», «Золотая хохлома», «Река – чистая вода», «Салют в день города», «Новогодняя елка», и т. д.

Я стремлюсь к тому, чтобы в результате моей работы у ребенка появилась, в дальнейшем укрепилось сознание собственной индивидуальности. Появилась адекватная самооценка, чтобы он чувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.

Мои ребята растут, а с ними и растут их знания, возможности и стремление, соответственно расту Я – воспитатель.

Публикации по теме:

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством метода проектов» «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством метода проектов»В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это любовь к своей.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в семье» Цель: патриотическое воспитание дошкольника в семье. Задачи: -Приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи, своего.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» “Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы.

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия: - эвристическая среда в.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников 1 слайд Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Воспитатель: Богданова Г. Н. 2 слайд Быть патриотом своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников Проект: «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников» Вид проекта: групповой, краткосрочный, познавательный. Участники проекта:.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 25 апреля 2018 в 17:37
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД