Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края

Кристина Ванатова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края

Тема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из самых важных и значимых для нашей страны, а именно, для людей, живущих в ней. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Мы, педагоги постоянно задаемся этим вопросом.

Человек, как личность, формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно- нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность,как основа патриотизма, не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. Нельзя заставить человека бережно относиться к окружающей природе, любить людей, Родину. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Мы можем воспитать любовь и уважение к Родине, если сами помним и чтим традиции и обычаи родного края, знаем историю и фольклор своей страны.

Наш детский сад № 81 постоянно и кропотливоработает над вопросами нравственно-патриотического воспитания. .В течение долгих лет был накоплен богатейший материал по данному направлению, основа которого составляет воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций. Руководством в работе нравственно – патриотического воспитания нашего ДОУ являются слова В. А. Сухомлинского:

«Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно,

настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так,

в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».

Работа по патриотическому воспитанию включает следующие задачи:

Основные задачи:

1. дать первоначальное представление о народной культуре во всем ее многообразии через развитие исторической памятии с помощью творческих способностей воспитанников.

2. способствовать воспитанию целостной эстетической культуры художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта через ознакомление с традициями, через изучение истории и культуры родного города.

Решаются так же сопутствующие задачи:

-Развивать интерес и воспитывать чувство любови к национальной культуре родного края, народному творчеству, обычаям.

-формировать умение видеть историю вокруг себя (в домах, улицах, в предметах быта, в традициях и обычаях)

-воспитывать у детей любовь к родине, родному краю, природе, через непосредственное обращение к ней, восприятие ее красоты и многообразия

- воспитывать у детей любовь и уважение к своей семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, стране.

-Познакомить с интересными людьми города, прославившими его (поэты, музы-канты, художники)

Решение поставленных задач повлекло за собой поиск разных форм работы через совместную творческую деятельность педагогов, детей и родителей. В работе затронуты все образовательные области и все адекватные возрасту формы работы с детьми.

1. Социально-личностное развитие.

Задачи реализуются в игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные) «Мой дом – моя крепость», «Экскурсия по городу» и т. д.

Ручной труд: изготовление атрибутов для подвижных игр, театрализованных – фольклорных игр.

2. Познавательно-речевое развитие:

Целевые прогулки по нашему микрорайону, природа нашего города, экскурсии по памятным местам города, посещение музеев города (Мордовский Музей Изобразительных Искусств им. С. Д. Эрьзи, Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945г,.Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. И. Д. Воронина,Музей мордовской народной культуры.

Дети старших и подготовительных групп составляли рассказы на темы:

«Моя семья самая дружная», «Мой любимый город», «Лето в деревне».

Знакомство с малыми фольклорнымиформами; чтение познавательной ли-тературы о родном городе.

Тема «Народная культура и традиции». В рамках темы были реализованы проекты «Светлая Пасха», «Хор села Теризмерга», «Горжусь тобой, моя Мордовия!», «Березовый край России», «Блюда мордовской кухни»

Для внимания детей и родителей была предоставлена презентация на тему: «Прославленные художники Мордовии», в которую вошли работы, пожалуй, самого известного и знаменитого мастера Федота Васильевича Сычкова, чье творчество так понятно и дорого как взрослому, так и ребенку. Для создания слайдов были проработаны книги М. И. Суриной «Улыбки солнца и земли», «Знаменитые художники Мордовии» под редакцией Н. Осяниной.

В проекте, посвященном Дню Победы участвовал весь коллектив детского сада. Мы учили детей хранить память о павших во время ВО, уважать людей старшего поколения, заботиться о них. ; формировали представления о героях войны и о том как сейчас люди помнят и чтят ныне живущих. Вместе с воспитателями, музыкальный руководитель организовала концерт ко дню Победы для ветеранов и тружеников тыла нашего микрорайона «Никто не забыт, ничто не забыто», где дети дарили свои выступления людям старшего поколения, а затем с большим удовольствием смотрели концерт хора ветеранов г. Саранск. Вместе с родителями воспитанники нашего сада принимали участие в параде Победы и в шествии «Бессмертный полк».

Музыкальное развитие

Благодаря талантливому музыкальному руководителю Сурковой Людмиле Николаевне, были организованы развлечения и праздники с фольклорной тематикой, она знакомила детей с народными инструментами, играми, песнями, плясками,, инсценировала хороводы, песни. С детьми разучила песню «Край мой, край» В. Баркова и Л. Ганиной, вместе с воспитателями подготовительной группы разработала сценарий мероприятия «Я песнь тебе пою, Мордовия моя!

2 Пополнилась копилка танцевального мастерства новой танцевальной зарисов-кой «Масторава» под мордовскую народную песню.

3. Художественно-эстетическое направление:

Благодаря тесному сотрудничеству детей, воспитателей и родителей было оформлено огромное количество выставок, организовано участие в различных конкурсах таких, как «Бабаньпарь», «Сияжар»

/Рисование, аппликация, нетрадиционные техники рисования/ на тему «Цвети мой край, Мордовия моя!», «Река Мордовии», «Моя улица», «Дню Победы – Слава!»

Для реализации задач нравственно - патриотического воспитания в нашем детском саду созданы необходимые условия.

В группах оформлены уголки по нравственно-патриотическому воспита-нию, фотовыставки: «Знай историю своего города», выставки рисунков «Мой Саранск», подобраны книги о нашем городе, тематические папки «Животный и растительный мир нашей республики», «Люди, которыми мы гордимся», в группах для родителей оформлялись стенгазеты «Пасха» «Рождественская карусель», «Мордовия и Россия едины навек»

Работа в данном направлении и расширение воспитательного пространства определило необходимость постоянного контакта с родителями воспитанников. Для этого мы составили план работы, благодаря которому старались привлечь и заинтересовать родителей внедрением разнообразных форм работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию:

-Провели анкетирование

-Родительское собрание «Гордимся успехами нашей республики» -Вниманию родителей на группах были представлены информационные стенды (папки-передвижки, стенгазеты) «Из истории нашего города», «День Победы», консультации Я, как воспитатель, подготовила презентацию по истории одного из сел Мордовии Новотроицка. В моей работе мне помогла книга «Край отшумевших ярмарок и базаров», авторами которой являются В. И. Рогачев и В. В. Руженков. Бесценная копилка нашего исторического прошлого, не-отъемлемая часть краеведческого материала, которая благодаря талантливым составителям дает уникальную возможность прикоснуться к прошлому села и воспитанию патриотических чувств подрастающего поколения.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музея, библиотеки, школы и т. д.) можно гово-рить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.

По результатам анализа работы в направлении нравственно-патриотического воспитания, можно сделать вывод: наши дети достаточно хорошо информированы о культурно-исторических ценностях нашего края; у дошкольников сформированы представления об историко-культурных, нацио-нальных, географических, природных особенностях родного города. И с полной уверенностью можно сказать, что наши дети любят свой город.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию будет продолжаться.

Для нас это не столько самоцель, сколько образ жизни. И мы стараемся, что бы и для наших воспитанников и их родителей данная работа стала одной из главных составляющих их жизни.

Мы гордимся своим родным городом Саранск. Педагогический коллектив будет продолжать работу по нравственно- патриотическому воспитанию в тесном содружестве с родителями, работниками библиотек и музеев.

Много дел еще ждет впереди…

Прикреплённые файлы:

nravstvenoe-vospitanie_h9vi0.pptx | 1778,35 Кб | Скачан: 7
 
Публикации по теме:

Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через приобщение к традициям и быту кубанских казаков 1. Литературный обзор состояния вопроса 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося.

Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края Аннотация. В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края
Опубликовано: 23 октября 2017 в 22:02
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Конструирование из бумаги с элементами рисования и аппликации «Собачка и...
Прошедшая неделя прошла под лексической темой"Домашние животные". Завершая неделю, мы с ребятами учились складывать из бумаги собачку, строить для неё домик...
Макет «Горная местность»
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что для организации познавательной деятельности в ДОУ используются разные методы: практические ( опыты, эксперименты,...
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Мозг-начальник всех органов»
Задачи: Дать знания о головном мозге, в частности его роли в жизни каждого человека. Мозг находится в голове и упорядочивает работу всех других органов. Он...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «К нам пришел Лесовичок»
Программное содержание: Закрепить знания детей о деревьях, растущих в нашем посёлке. Уточнить и расширить знания детей о редких и охраняемых растениях ,...
Сценарий квест — игра «Защитники природы»
КВЕСТ – игра «Защитники природы» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Лымарь Ирина Сергеевна Должность: Воспитатель Место работы: МБДОУ...