Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем внедрения регионального компонента в образовательную программу ДОУ

Ирина Аршавская
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем внедрения регионального компонента в образовательную программу ДОУ

Здравствуйте! В настоящее время каждое ДОУ работает над написанием Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГТ, программа должна содержать региональный компонент. Наш детский сад находится в городе Новосибирске. Это молодой, но очень большой город, со своей историей и традициями. К сожалению, я не знаю ни одной опубликованной и одобренной программы по краеведению для дошкольников. Кто знает, подскажите! Приходится каждому ДОУ работать над ней самостоятельно, изучая опыт работы других садов страны, сотрудничая с музеями города и беседуя с его жителями. Я хочу представить мою презентацию по обобщению опыта работы нашего детского сада по темеНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через внедрение регионального компонента в Образовательную программу ДОУ»

Далее текст к данной презентации:

"Текст выступления на районном конкурсе «Ярмарка педагогических идей – 2013» в номинации «Наша Родина – Россия», Аршавской И. Л., старшего воспитателя МКДОУ д/с № 150 к презентации «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через внедрение регионального компонента в Образовательную программу ДОУ»

Слайд №1

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще. Модернизация образования, выстраивая образовательные модели, отмечает необходимость проводить их с учетом регионального опыта и местных условий.

Слайд №2

О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации «Об образовании», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» включает целый ряд мероприятий, направленных на эффективное использование традиционной народной культуры, музейной педагогики с целью совершенствования патриотического воспитания детей в ДОУ.

Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Формирование гражданственности неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста. И коллектив детского сада определил что, именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса. Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно- образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания.

Слайд № 3

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Краеведение разнообразно, многолико и охватывает все отрасли знаний. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности патриота. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо-экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Концептуальным подходом в разработке данного блока является раннее формирование культуры ребенка, его личности, начиная с дошкольного возраста.

Слайд № 4

Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.

Цель разрабатываемого краеведческого направления в том, чтобы дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к окружающей их природе, городу, в котором они живут, помочь им осознать значение города Новосибирска, как крупнейшего промышленного российского центра.

Слайд № 5

Каждый момент ознакомления с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку- труженику, защитнику города, достойному гражданину. Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

1. Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему.

2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране.

3. Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.

4. Развивать бережное отношение к городу, природе.

5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Слайд № 6

Принципы построения педпроцесса.

Вследствие осознания актуальности проблемы патриотического воспитания нами разработана система работы по ознакомлению с родным городом с учетом следующих принципов:

- принцип системности представлен в поэтапном познании города ребенком за счет рассмотрения города с новых позиций на каждом этапе изучения;

- принцип природосообразности позволяет учитывать возрастные особенности дошкольников младшего, среднего и старшего возрастов;

- принцип историзма реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (наши дни);

- принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, а также ориентироваться на общечеловеческие понятия;

- принцип синтеза интеллекта, эмоций и действия как условие активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту;

- принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, пола, опыта, особенностей эмоционально-познавательной сферы и др.

- принцип постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам;

- принцип субъектности как предпосылки развития способности ребенка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» (В. И. Слободчиков, т. е. повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

- принцип интегративности как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности и реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п. ; в естественном включении материала в базовые программы дошкольного образования;

- принцип преемственности определяет содержание краеведческого материала в условиях непрерывного образования (т. е. в связи с начальной школой).

Пути решения поставленных задач.

Слайд №7

Приступая к работе по ознакомлению детей с родным городом, мы определили следующие пути решения поставленных задач: (таблица на слайде)

-подготовка педагогического коллектива

-введение и освоение новых форм работы с детьми по данному направлению с учетом доминирующих целей базовой программы, разработка перспективных планов

- взаимодействие с родителями под девизом: их знания и любовь к Новосибирску должны передаваться детям;

- взаимодействие с социумом включает в себя тесный контакт с культурно-образовательными учреждениями социума: музеем Октябрьского района, краеведческим музеем, библиотекой и др.

- создание микро- и макроразвивающей среды по данной теме, как то: уголки природы и города в группах, мини – музей истории и архитектуры г. Новосибирска, мини-музей русского быта, пособия и материалы для родительского стенда, подбор наглядного материала по теме, электронные презентации и банк данных.

Слайд № 8

- подготовка педагогического коллектива началась с работы по изучению истории и культуры г. Новосибирска. В связи с чем возникла необходимость создания творческой группы и разработке плана по повышению педагогической грамотности педагогического коллектива (таблица на слайде)

Слайд №9

Работа по повышению педагогической грамотности шла параллельно с разработкой вариативной части Образовательной программы ДОУ

Слайд № 10

Методические формы работы.

Методы работы по ознакомлению с городом известны.

Слайд № 11

Они направлены, прежде всего, на повышение познавательной и эмоциональной активности детей и осуществляются в рамках деятельностного подхода, т. е. в условиях выбора детьми той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном.

Слайд № 12

При этом ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно входить в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

Слайд № 13

Тематическая карта по ознакомлению с родным городом (слайд «Распределение тем по возрастам»)

Нам представляется наиболее целесообразным организация педпроцесса на основе тематического планирования, что позволяет:

- видеть разные аспекты явлений;

- объединять различные виды деятельности детей на основе единого содержательного поля;

- четко выделять этапы познания города;

- определять тематические блоки работы воспитателя с детьми.

При работе необходимо учитывать, что круг тем подвижен. Это означает интеграцию содержания темы с любым этапом познания города ребенка за счет рассмотрения дома, улицы, района, города с новых позиций и установления новых связей с другими темами путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка.

При повторном обращении к теме содержание следует наполнять новыми понятиями, смыслами, ценностями. Так, например, дом для малышей может рассматриваться как место жизни или труда взрослых, а для старших детей – как место, связанное с жизнью известного человека, как исторический объект, памятник культуры.

При «погружении» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разных групп, педагог получает возможность объединить их общими чувствами, переживаниями на совместных утренниках, вечерах досуга, выставках. При этом старшие дети получают возможность поделиться с младшими своим опытом, подготовить необходимые материалы, сделать подарки и т. п. Так создается детское сообщество.

Слайд № 14

Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. На этапе посещения ребенком дошкольного учреждения семья не должна уходить на второй план, передавая все приоритеты социальной адаптации, образования и развития детей педагогам. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.

В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д.

Опыт работы педагогов детского сада по данному направлению показывает, что в системе руководства патриотическим воспитанием, одним из наиболее эффективных и приемлемых является интегрированный метод, или метод проектов, так как он позволяет сочетать интересы всех его участников: педагогов, родителей, детей. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей с одной стороны использование разнообразных методов обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем мире. Совместное творчество не только расширяет кругозор ребенка, но и воспитывает чувство любви к родному краю, уважение к людям другой национальности.

В соответствии с перспективно-тематическим планированием по краеведению ежегодно в детском саду проводятся разнообразные совместные проекты, конкурсы, акции краеведческой направленности, многие из которых стали традиционными:

раздел «Природа Сибири»

слайд № 15

- выставка поделок из овощей и природного материала «Осенняя фантазия»

- выставка поделок из бросового материала «Зимняя сказка»

- совместная акция «накормите птиц зимой»

Слайд № 16

- смотры-конкурсы «Лучшая клумба», «Лучший участок»

слайд № 17

раздел «Народы Сибири»

- традиционная акция «Рождественские забавы»

- совместные праздник «Масленица»

Слайд № 18

- конкурс ко Дню Победы «Моя семья в огне войны»

Слайд № 19

- творческий конкурс «Мои истоки. История моей семьи»

- конкурс ко Дню города «Моя семья в истории города»

- конкурс рукодельниц «Бабушкины руки не знают скуки».

раздел «Ознакомление с городом»

- познавательно-творческий проект «Новосибирск – моя малая Родина», в его рамках конкурсы макетов «Дом, где мы живем», «Мой любимый детский сад» и др.

Слайд № 20

- конкурс рисунков и плакатов «Мой город – Новосибирск»

- презентация проектов «Музеи города Новосибирска», «Театры города Новосибирска»

- конкурс рисунков «Улицы нашего города», по правилам поведения на улицах города.

На наш взгляд, такое сотрудничество не только помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию, развитию и обучению дошкольников, но и способствует всестороннему и гармоничному развитию личности, обогащению социального опыта, позволяет развивать творческие способности у педагогов, детей и их родителей.

Разработка Образовательной программы ДОУ и внедрение регионального компонента в образовательный процесс осуществляется в детском саду с 2011 года. За данный период коллектив детского сада провёл большую работу:

Слайд № 21

- был разработан комплексно-тематический план по данному направлению, в настоящее время разрабатывается мониторинг;

- в ДОУ появился мини-музей «Наш город»,

Слайд № 22

- развивающая среда ДОУ пополнилась фото галереей памятников горда и зданий театров

- оформлена «Космическая комната»,

Слайд № 23

- был оформлен зелёный уголок с искусственным прудом и фонтаном,

- в группах оборудованы «Уголки безопасности»

Слайд №24

- оборудованы «исследовательские лаборатории»

Слайд «25

- заключен договор о сотрудничестве с музеем Октябрьского района

Слайд № 26

- был обобщён опыт работы по данному направлению педагога ДОУ Распопиной О. В., которая стала участником профессионального конкурса «Воспитатель года – 2012»,

- были оформлены гербарии лекарственных трав, альбомы по архитектуре города быту первых переселенцев, «Музеи города», «Памятники города Новосибирска», детьми изготовлена карта Новосибирской области с условными обозначениями мест обитания диких животных, залежей полезных ископаемых, собрана небольшая коллекция электронных презентаций по изучаемым темам,

- детский сад принимал участие в районном этапе городского конкурса ««Мои истоки. История моей семьи»,

- команда детей детского сада принимала участие в интеллектуальной игре «Мы живём в России», которая проходила на базе нашего детского сада,

- в 2012 году был реализован общесадовский проект «Мы – Россияне»,

- увеличилось количество семей посещающих музеи и театры города

Но для полноценной работы ещё не достаточно разработан методический материал, дидактические пособия, чем сейчас и занимается коллектив ДОУ (на слайде план работы по направлению «Краеведение» на 2012 – 2014 учебный год).

Слайд № 27

План мероприятий на 2013 год:

Доработать мониторинг по данному направлению

Обогатить методическую базу конспектами, дидактическими играми, аудио и видео материалом, методической литературой

Приобрести необходимую видеотехнику

Создать в ДОУ комнату русского быта

Активизировать работу на экологической тропе ДОУ, через создание метеорологической площадки, альпийской горки, облагородить уже имеющиеся объекты (огород, лекарственную грядку)

Продолжать работу по расширению связей с социумом

Слайд № 28

Прикреплённые файлы:

prezentacija-microsoft-office-powerpoint-2_fiont.ppt | 13343,5 Кб | Скачан: 889
 
Публикации по теме:

Создание условий для реализации регионального компонента с учетом ФГТ. Выступление на педагогическом часе В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего.

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем внедрения регионального компонента в образовательную программу ДОУ
Опубликовано: 5 августа 2013 в 19:48
+19
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Презентация проекта «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!»,...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...