Нравственно — патриотическое воспитание на основе музейной педагогики.

Любовь Селяхина
Нравственно — патриотическое воспитание на основе музейной педагогики.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Такая проблема существует во многих регионах России. Именно поэтому мы решили создать собственный мини-музей, так как считаем, что музейная педагогика способствует развитию патриотических чувств у юных граждан.

«Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его»(В. Гюго).

Актуальна ли сегодня проблема патриотического воспитания подрастающего поколения? Актуальность как необходимость – очевидна. В современном обществе утеряны общие цели, а без них любое «общество обречено на вымирание» (А. Герцен). нравственно – патриотическое воспитание является одной из основных задач МБДОУ, поскольку патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Данная проблема подразумевает решение целого ряда задач: воспитание у ребёнка любви и привязанности к дому, семье, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; ознакомление детей с Государственными символами России (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к традициям других народов.

Данные задачи мы стараемся решать во всех видах детской деятельности: в непосредственной образовательной деятельности, в играх, в быту и т. д. Помимо занятий по нравственно – патриотическому воспитанию в группе организуются патриотические досуги и праздники («День защитника Отечества», «В нашем садике чудесном», «Бом-бом, открывается альбом» т. д., фотовыставки («Это улица моя», «Любимый сердцу уголок», «Моя семья», экскурсия по памятным местам города. С целью ознакомления детей с историей родного города, страны, воспитания чувства патриотизма, мы совместно с родителями и детьми оформили в группе «Уголок гражданского воспитания».

Патриотическое воспитание подразумевает использование народного опыта непосредственно в жизни детей, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, близкими.

Особую значимость в рамках обсуждаемой проблемы имеют формирование у детей толерантности, умение уважать мнение других, терпеливо относится к их проблемам и т. п.

Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности. Культура родного края для детей – контекст их развития.

Воспитание детей в духе толерантности – это: приобщение к культуре своего народа; формирование уважения к иной культуре; формирование взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия.

Прежде всего, мы знакомим наших воспитанников с культурой и традициями своего народа. Так, путешествуя по русским народным сказкам (музейное занятие «Бабушкины сказки», дети познакомились с предметами крестьянского быта, ощутили радость от общения с прошлым.

В мини – музее «Народное рукоделие», организованном в нашей группе, воспитанники знакомятся с разными видами народных кукол, подлинными предметами народного быта, с народным творчеством, обрядами разных народов России. Здесь же размещены различные корзиночки, коробочки с лоскутами ткани, бумагой и другими материалами из которых можно сделать куклу. Зачастую в музее мы проводим «посиделки» с чтением русских народных сказок.

Также интересны детям и тематическая непосредственная образовательная деятельность, в ходе которых они знакомятся с рукоделием русских крестьян, с технологией изготовления крестьянской одежды, с основным занятием крестьян – земледелием, с традиционной бытовой культурой русского народа. Мы считаем, что в процессе усвоения культурного наследия нашего народа у дошкольников формируются нравственно – патриотические чувства.

В непосредственно образовательной деятельности, помимо знакомства с русским народным творчеством, ведётся работа и по раскрытию всего многонационального богатства культуры России, так как на наш взгляд, одной из главных задач воспитания толерантности является приобщение детей к культуре и традициям народов разных национальностей.

Работа в данном направлении включает себя: ознакомлении детей с обычаями и традициями народов России, особенностями национальных костюмов, с национальной кухней, песнями и художественными произведениями, народными играми.

Чтобы донести до детей красоту и духовность народных традиций, необходимо научить их видеть и уважать традиции в собственных семьях. Дети должны осознать, что семейные традиции живы до тех пор, пока они передаются из поколения в поколение. В этом нам помогают родители наших воспитанников, рассказывая о своих семейных традициях, участвуя в фотовыставке «Моя семья», творческом конкурсе «Новый год в моей семье», «Семейный логотип». Таким образом, на основе знакомства с предметами старины и традициями народов России мы воспитываем у детей патриотизм, интерес к истории и культуре своего народа, уважение и бережное отношение к семейным ценностям.

Литература

1. Ветохина А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов/ А. Я. Ветохина и др. – Спб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 192с.

2. Логинова В. И. и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова и др. – СПб.: Детство Пресс, 2007. – 244с.

3. Рыжова Н. А. и др. Мини – музей в детском саду/ Н. А. Рыжова и др. – М.: Линка-Пресс,2008. – 256с.

4. Дошкольное воспитание / Научно-методический журнал. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2006. – Выходит ежемесячно.

5. Ребёнок в детском саду / Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2001. – Выходит раз в два месяца

Публикации по теме:

Проекты в детском саду 8 Проекты в блогах коллег Блог: Инны Борисовны Проект программы "С чего начинается Родина" ЦЕЛЬ: воспитание гражданина и патриота своей.

Экскурсия в краеведческий музейЭкскурсия в краеведческий музей * * * Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и быта ребенка находящегося в рамках конкретной среды. Дети с момента.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Нравственно — патриотическое воспитание на основе музейной педагогики.
Опубликовано: 1 марта 2013 в 19:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...