Нравственно-патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования (из опыта работы)

Мария Акишева
Нравственно-патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования (из опыта работы)

Любовь к Родине можно заменить словом «патриотизм», а понятие «патриотизм» произошло от латинского слова PATRIS, что означает «земля, отечество, любовь к Родине». Это понятие классово-историческое, т. к. со сменой общественных классов оно изменялось. Так, понятие «патриотизм» в буржуазных и пролетарских классах различно. Патриотизм в большинстве стран приобретает интернациональный характер. Слово «интернационализм» произошло от латинских слов «между» и «народ», что означает «дружба, помощь, согласие» между народами, живущими в разных странах. Интернационализм носит действенный характер, что выражается в помощи экономической, в подготовке кадров.

Патриотические чувства – это сложное моральное чувство человека, и они не даются при рождении, а формируются в процессе развития. Это подчеркивала еще Н. К. Крупская на 1 съезде по дошкольному воспитанию: «Нам надо воспитывать не человека вообще, а гражданина своей республики». В. А. Сухомлинский отмечал, что именно в дошкольные годы закладываются гражданские чувства. Основным принципом сообщения знаний в области общественных явлений является учет возрастных возможностей плюс концентричность расположения материала, т. е. постепенное наращивание представлений об одном и том же явлении.

В зависимости от задач, будет изменяться и содержание работы в разных возрастных группах, будут изменяться методы и приемы воздействия на чувства детей.

В среднем дошкольном возрасте у детей более отчетливо проявляется интерес к явлениям общественной жизни, поэтому и более целенаправленно знакомим детей со своим городом. Для этого используем целевые наблюдения во время прогулок. Знакомим не только с ближайшей к детскому саду улицей, но и даже улицей с переходом дороги. При этом показываем общественные здания: магазин, почта, парикмахерская, школа, детский сад, аптека, т. е. что есть на улице; но каждый раз для осмотра и пояснения берем только одно общественное здание и еще дорогу: есть мостовая, по которой передвигается транспорт (машины) и есть тротуар. Знакомить начинаю с правил перехода дороги. В течение года надо детям показать 2-3 улицы. При осмотре зданий и транспорта показываю их общественное назначение (кому и для чего нужны). При знакомстве с транспортом стараюсь использовать разнообразные методы:

- экскурсия (целевая прогулка).

- рассматривание картины «Улицы города» с транспортом,

- рассматривание иллюстраций «Транспорт»,

- дидактическая игра «Какая машина для чего?»,

- игра-драматизация сказки А. Седугина «Разговор машин».

Свои знания о транспорте, о городе дети должны отражать в сюжетно-ролевых играх в вечернее время и на прогулке. Дети вместе со мной строят булочную, детский сад; транспорт могут построить из крупного строительного материала. Для постройки зданий мы используем коробки, оформленные аппликацией, и в такой постройке дети упражняются в выполнении правил дорожного движения.

К теме «Ознакомление с транспортом» относится и знакомство с рекой (пруд, озеро) в городе. Здесь во время экскурсии надо показать речной вокзал, берега реки, что есть на берегу и на воде (маяк, буйки). Экскурсию к реке приурочить к тому времени, когда к пристани приходит речной транспорт (или отбывает). Отметить, какой транспорт передвигается по реке, для чего и кому он нужен. При ознакомлении с транспортом отмечаем, кто управляет транспортом, поэтому вводим понятие «машинист» - в рассказе о поезде, «летчик» - о самолете, «капитан» - о пароходе.

Если есть возможность, то наблюдать труд милиционера-регулировщика – тоже показ и объяснение.

Сообщая знания о труде взрослых, надо придерживаться схемы:

1. ввести название профессии;

2. что делает человек по этой профессии;

3. что надо ему для работы;

4. какие машины помогают ему трудиться;

5. как он работает (отношение к работе);

6. кому нужен его труд (общественная значимость).

Усугубление представлений о родной стране у детей происходит, когда начинаем знакомить с явлениями за пределами своего города. А именно в средней группе предусмотрено ознакомление с Москвой – главным городом нашей большой страны, главный город среди всех городов. Воспитателю необходимы иллюстрации, слайды, фотографии, открытки – «Москва – столица нашей Родины». Москве посвящаем несколько занятий:

1. Москва – большой и красивый город (демонстрируем 2-3 улицы Москвы, а на улицах рассматриваем здания различных конструкций – почему красивые; дворец, фонтаны, сквер для отдыха, парк с аттракционами, театр). Детей привлекаем к разговору по наглядности + познавательный рассказ педагога.

2. Транспорт в Москве. Рассматриваем улицы Москвы – много разного транспорта, много людей.

3. Красная площадь, Кремль.

4. В Москве есть метро.

В средней группе даем представления о Российской Армии. Разговор о ней ведем перед праздником 23 февраля – вносим картину из набора «Дошкольникам о Советской Армии», «Наша Армия родная». Через иллюстрации, картины знакомим детей с разными родами войск (танкисты, летчики, моряки, пехота + чтение рассказа Л. Кассиля «Наша пехота», стихотворения С. Маршака «Мы – военные»).

В старших группах знакомство с общественными явлениями приобретает более серьезный характер, но принцип «от ближнего к далекому» сохраняется. Поэтому необходимо вести работу по знакомству со своим городом. Знакомство со своим городом приобретает тематическую направленность:

1. Первые микрорайоны и дома города Старый Оскол. Первостроители.

2. Музеи города (художественный, краеведческий, литературно-мемориальный музей Василия Ерошенко).

3. Город трудовой, знакомство с промышленными предприятиями города – Старооскольский завод строительных материалов (СЗСМ, Старооскольский кирпичный завод (ОСМиБТ, Кондитерское объединение «Славянка», Оскольский завод металлургического машиностроения (ОЗММ, Оскольский электрометаллургический комбинат (ОЭМК, Агропромышленная корпорация «Стойленская Нива», Стойленский горно-обогатительный комбинат (СГОК).

4. Улицы города носят имена героев (Г. К. Жуков, Н. Ф. Ватутин).

5. Памятные места города (отцам-основателям города: Ивану Мясному, Ивану Солнцеву-Засекину и Михаилу Нечаеву; А. С. Пушкину в парке А. С. Пушкина; В. Я. Ерошенко; памятный знак «Скорбящая мать»; русским космонавтам в парке Космонавтики; Мемориал Славы; стела «Город воинской славы», «Аллея славы» героев Советского Союза; Мемориальный комплекс "Атаманский лес"; скульптурная композиция «22 июня 1941 года».

6. Город строится и хорошеет (новые микрорайоны, новые достопримечательности).

7. Детство старооскольцев: Дворец спорта им. Святого Александра Невского; стадион; Центр развития творчества детей и юношества; Детская школа искусств № 1 им. М. Г. Эрденко; Детская художественная школа; музыкальная школа; СДЮСШОР «Золотые перчатки»; крытый картодром «Вираж»; плавательный бассейн; Дворец спорта; Оскольский театр для детей и молодежи.

8. Родная природа (лес, река Оскол, река Убля, зоопарк, дендрологический парк, экологическая тропа «Восьмое чудо света»).

К этим темам проводим не только экскурсии и целевые наблюдения, но и НОД «Рассказ воспитателя о городе». Эти темы и будут темами обобщающих бесед по накопленным знаниям.

9. Мой город – Старый Оскол (обобщающая беседа в подготовительной группе в конце года). В этой беседе фрагментами должны пройти материалы из всех бесед.

По мере знакомства с городом заполняется альбом «Мой город- Старый Оскол».

В старших группах предусмотрено расширение представлений о труде взрослых, знакомим с промышленными предприятиями города, с трудом строителей, металлургов и закрепляем то, о чем говорили в средней группе. Важно показать не количество видов труда, а общественную значимость, взаимоотношения людей разных профессий в труде; показать, какие изменения происходят в результате труда (строителей, металлургов, хлеборобов).

Со знакомством с трудом связана и тема о народных умельцах. Это рассказ о богородских, дымковских, хохломских, кировских и др. мастерах.

В старших группах расширяем представление детей о Москве. Работу ведем через несколько занятий:

1. Москва – большой и красивый город. В Москве есть Красная площадь, Кремль.

2. Транспорт в Москве. Метро. Связываем с тем, что в Москве живет много людей; 20 городов, как Старый Оскол.

3. Москва-река как место отдыха москвичей и гостей столицы (парки, стадионы, дворцы – это все места отдыха).

4. Диафильмы, слайды, презентации о Москве, Красной площади, о метро, т. е. материал от всех предыдущих занятий объединен в одном.

В старших группах рассказываем и о Ленинграде – Санкт-Петербурге, о крейсере Аврора, как музее на реке Неве. Эту тему связываем с разговором о дне рождения нашей страны. В работе по этой теме тоже используем разнообразную наглядность. После разговора о Москве, Санкт-Петербурге хорошо составить альбом «Города нашей Родины» и поместить в речевую зону.

5. Детей знакомим с флагом Российской федерации, рассказываем, что обозначает символика на флаге, гербом, гимном, рассказать, кто президент Российской федерации.

6. Надо познакомить детей с севером нашей страны, использовать картину «Дети Севера» из набора «Наши маленькие друзья». На этом занятии вносим куклу в национальном северном костюме и даем ей имя Окся. Читаем рассказ «Окся-труженица» Емельяновой. Здесь же читаем рассказ о людях, которые работают на Северном полюсе писателя Членова «Знакомьтесь – СП» (рассказ о полярниках).

7. Юг нашей страны. Рассказ о климате севера и юга сочетать с рассказом о труде людей; показывать. Что труд людей зависит от климата; читаем рассказы о труде людей; показываем слайды, презентации; говорим о быте людей: есть своя красивая одежда, какую носят только на юге (севере) – вносим куклу в национальном костюме. И на севере, и на юге у детей есть свои сказки (детей знакомим с одной из сказок этого народа: север – «Айога» - нанайская, «Кукушка» - ненецкая; юг – «Коза, кудрявые ножки»).

К рассказу о своей стране надо использовать серию пейзажных картин и свои познавательные рассказы о природе края. Сопровождать показом картин Левитана, Шишкина, Остроухова; читать тексты о природе.

После знакомства со своей страной в старших группах знакомим с одной из соседних стран – Украиной, а в подготовительной группе еще с двумя странами – Белоруссией, Узбекистаном. По поводу каждой страны строим примерно 3 занятия:

1. Рассказ о национальном колорите (флаг, одежда, национальные сказки, народные игры, музыка, песни, танцы).

2. Рассказ о труде колхозников – что выращивают и для кого с показом продуктов.

3. Рассказ о труде рабочих с показом иллюстраций результатов труда.

4. Сказки. Большую роль в системе интернационального воспитания играет национальная кукла, поэтому после знакомства с ней ее вносим в речевую зону. С этой куклой связывать чтение, рассказывание сказок этого же народа, разучивание подвижных игр этого же народа. Итогом такой работы может стать занятие-путешествие по нашей стране и сюжетная игра «Путешествие по стране».

5. В старших группах продолжаем работу по знакомству с Российской армией.

6. Народные умельцы.

7. Флаг, герб, гимн, президент.

Публикации по теме:

Богатыри земли русской Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали.

Презентация опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» из опыта работы :"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" Выбор моей темы связан с целью глубже изучить методы, приёмы, через.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования (из опыта работы)
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 20:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...
Сценарий осеннего утренника в средней группе «В осеннем лесу»
В ОСЕННЕМ ЛЕСУ. ( средняя группа) Дети под осеннюю песенку забегают в зал. Становятся полукругом. Ведущая: Наступила снова Осень, Птицы в теплый край...