Лучший педагог года

Опыт нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Наталья Добрынина
Опыт нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Земля даёт для жизни силы,

Ласкает трелью соловья.

О! Как рассветы здесь красивы.

Всё это – Родина моя.

Н. Подвигин.

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех она является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - все. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звезды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа. Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок",это совокупность наследства оставленного нам предками, это живая легенда и бабушкины сказки, рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это опыт хозяйственного освоения края и его вековой культуры. Это то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь как зеницу ока, развивая и распространяя её среди потомков.

Публикация «Опыт нравственно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, он постоянно рассказывает о красоте и богатстве родного края? Разумеется, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма.

Рассказывая детям об истории поселка и края, традициях, культуре, природных ценностях, замечательных людях, живущих рядом с нами, мы обогащаем их познавательную сферу, расширяем кругозор, развиваем любознательность и самое главное - воспитываем любовь, чувство привязанности к малой Родине и гордость от того, что мы являемся гражданами России.

Мы знаем, чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее чем то, что нас окружает с детства: семья, друзья, любимый поселок, родная природа.

Общеизвестно, что наиболее эффективно решать задачи развития детей дошкольного возраста в контексте специфических дошкольных видов деятельности, преимущественно в игровой форме. Обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по её законам, то есть отвечает возрастным особенностямдошкольников. Игра для ребенка это учеба, игра для него - труд и развлечение, а между тем игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения детей, и самостоятельной деятельностью, и средством всестороннего воспитания. Теоретическое и практическое исследование этой проблемы, а также отсутствие в магазинах игр по краеведению, натолкнуло меня на мысль о самостоятельном изготовлении таких игр. Игры направлены не только на развитие представлений о родном поселке и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса.

Созданные мною дидактические игры способствуют формированию краеведческих знаний и воспитанию патриотических качеств. Изготавливая дидактические игры я, руководствовалась несколькими принципами:

- игра должна нести научные знания, хотя и элементарные, доступные ребёнку дошкольного возраста.

- быть привлекательной своим внешним видом, вызвать в ребёнке желание поиграть в неё.

- многофункциональной - использоваться в организованной и самостоятельной деятельности детей.

- обязательно присутствие нескольких вариантов игровых действий с одной и той же игрой.

При использовании представленных игр я учитывала:

1. Уже имеющиеся у детей знания;

2. Следила за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;

3. Поддерживала интерес и разнообразие игрового действия;

4. Постепенно усложняла задачу и игровые действия;

5. Конкретно и четко объясняла правила игры.

Вот несколько игр:

ГЕРБ ПОСЕЛКА

Цель: закрепить представление детей о гербе родного поселка; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон – образец с изображением герба поселка; “мозаика” герба поселка в разобранном варианте.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб поселка и отметить отличительные особенности. Дети попри помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб поселка.

ГЕРБ ОБЛАСТИ

Цель: закрепить представление детей о гербе Белгородской области; уметь выделять герб родного края из других знаков.

Материалы: шаблон – образец с изображением герба Белгородской области; шаблон этого же герба; “мозаика” герба в разобранном варианте.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб Белгородской области и отметить отличительные особенности. Дети попри помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб Белгородской области.

ФЛАГ ОБЛАСТИ

Цель: закрепить представление детей о флагеБелгородской области; уметь выделять флаг родного края из других знаков.

Материалы: шаблон – образец с изображением флагаБелгородской области; шаблон этого же флага; “мозаика” флага в разобранном варианте.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть флагБелгородской области и отметить отличительные особенности. Дети попри помощи шаблона – образца, собирают из мозаики флагБелгородской области.

ДУМАЕМ О СВОЕМ КРАЕ

Цель: закрепление правил поведения в поселке и в природе, развитие экологических представлений.

Оборудование: мяч.

Ход игры.

Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, человек любит свой поселок. Если ребенок считает, что человек любит поселок, он ловит мяч, а если нет – не ловит и объясняет почему.

• Человек вернулся заповедника леса с букетом ландышей.

• Человек сажает возле своего дома деревья.

• Человек моет в реке Ворскле свою машину.

• Человек выбросил мусор в канаву возле дома.

• После отдыха нав лесу человек собрал весь мусор.

• Человек выгуливал свою собаку в возле ДК и т. д.

Затем выбирается ведущий из числа детей. Выбранный ведущий сам придумывает ситуации.

МОЙ ПОСЕЛОК

Цель: развивать познавательный интерес к изучению родного края. Обогатить знания о родном поселке, его истории, достопримечательностях. Закрепить умение сравнивать характерные особенности старого и современного поселка, находить сходства и различия. Воспитывать интерес к настоящему и будущему родного поселка.

Материал: фотографии достопримечательных мест и зданий поселка; фотографии из прошлого Яковлево.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть выбранную фотографию и отметить её отличительные особенности. Дети по очереди рассказывают по фотографиям о прошлом и настоящем поселка.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Центр нравственно-патриотического воспитания в средней группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в средней группе Нравственно-патриотический уголок. В настоящее время важным направлением в воспитании подрастающего поколения является нравственно-патриотическое.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Учебно-игровое пособие для нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Поле боя»Учебно-игровое пособие для нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Поле боя» Великая Отечественная война, это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества,.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в средней группеУголок нравственно-патриотического воспитания в средней группе Совместно с родителями мы организовали в группе уголок нравственно-патриотического воспитания. Актуальность: Д. С. Лихачев : «Любовь к.

Уголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группеУголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группе В нашем детском саду прошел смотр-конкурс уголков по нравственно патриотическому воспитанию. Цель смотра- конкурса: -активация деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 28 июля 2023 в 21:39
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД