Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Светлана Борисенко
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

В настоящее время проблема межличностных отношений в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также неустойчивостью нравственных критериев общества. Поэтому в воспитательно-образовательной работе с детьми, начиная с дошкольного возраста, следует уделять особое внимание формированию нравственных ценностей.

Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. Культурно-речевое воспитание имеет большое развивающее, образовательное и воспитательное значение.

Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать и формировать у ребёнка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе – поступки, соответствующие нормам поведения.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Руководя деятельностью детей, мы формируем у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать им, активность и самостоятельность в самостоятельной деятельности.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают: формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

В воспитании ребёнка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Так, малыш рассматривал картинку, на которой изображён ребёнок, отнимающий мяч у сверстника и замахивающийся на него кулачком. Увидев потом плачущего сверстника, он гладит его по головке, (как это делает мама, утешая его самого) и отдаёт игрушку, с которой только что сам играл.

Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Мы формируем у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение к взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.

С первых лет жизни дети усваивают представления о нормах морали общества. Воспитывая у них нравственные навыки и привычки поведения, мы проводим большую разъяснительную работу, направленную на осознание детьми целесообразности, справедливости и правильности тех или иных поступков, которые мы предлагаем им совершать. Перед нами стоит задача развития у детей нравственных представлений, на основе которых формируются мотивы поведения. На конкретных примерах мы разъясняем, как следует поступать. Например: «Заботливые дети – это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть».

Такие конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др., которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Мы заботимся о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни в обществе сверстников. Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребёнка, понять причину того или иного поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.

Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек, мотивов поведения осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание осуществляется в процессе воспитательно-образовательной работы педагога с детьми. Руководя самостоятельной деятельностью дошкольников, организуя труд, игры, образовательную деятельность, он придаёт им воспитывающий характер. Так, наблюдая за играми, мы анализируем их содержание, уделяем внимание характеру взаимоотношений между участниками; намечая образовательную деятельность по рисованию, продумываем тему таким образом, чтобы дети, выполняя задание, могли отразить в рисунке своё отношение к окружающей действительности; руководя трудом детей, мотивируем его значение для окружающих людей.

Даже в каждодневных обычных ситуациях мы всегда воспитываем, причём наше воздействие носит многослойный характер. Например, обучая ребёнка раздеваться после прогулки, мы способствуем формированию у него умения самостоятельно обслуживать себя, аккуратно складывать одежду и вместе с тем формируем у него бережное отношение к вещам, аккуратность, целенаправленность действий, а также внимание к сверстникам, находящимся рядом, предупредительность и заботливость по отношению к ним.

Определяя средства и принципы воздействия на детей, мы руководствуемся принципом требовательности к ребёнку в сочетании с уважением к его личности. Применение этого принципа в практике выражается в умении воспитателя сочетать доброту с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет формировать у них основы нравственного поведения, дисциплинированности, не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить уважительно относиться к установленному в группе порядку.

Воспитатель часто ставит детей в условия, в которых они сами решают, как следует поступить, или облегчает это решение, давая не прямо выраженный совет, а как бы подсказывая: обращается к детям с вопросом о том, как можно порадовать заболевшего товарища (нарисовать общий рисунок, послать письмо).

Педагогу нужно понимать мотивы детских поступков и правильно их оценивать. Под его влиянием у дошкольников формируется способность самостоятельно решать, как поступать в той или иной ситуации.

В нравственном воспитании активным средством воздействия являются произведения литературы и искусства (книги, картины, скульптура, музыка). Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая у них разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни.

Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства и недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются отрицательные поступки и явления, - всё это находит живой отклик у детей, способствуя формированию у них нравственных понятий и способности воздерживаться от отрицательных поступков.

Ни один метод воспитания не может быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые возникают в работе с детьми. Воспитатель сочетает разные методы, учитывая при этом особенности возраста, индивидуальные проявления, уровень воспитанности каждого ребёнка и всей группы в целом.

Публикации по теме:

Исследовательско-познавательный проект: «А мы к звездам полетим» В истории России много позитивных, героических событий, которыми можно и нужно гордиться. Дети дошкольного возраста способны воспринимать.

Презентация на тему «Приобщение к занятиям спортом старших дошкольников в ДОУ и семье» Уважаемые коллеги! Проблема спортивного воспитания детей дошкольного возраста многие десятилетия оставалась без должного внимания, поэтому.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Тело, организм, эмоции
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 октября 2013 в 13:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Стихи о летних цветах
На этот раз предлагаю авторские стихи о летних цветах из цикла "Милые цветы": "Золотые шары" и "Флоксы", в которых, как мне кажется, переданы краски лета и...
Фотоотчёт «Как мы встретили Яблочный спас»
19 августа отмечался день Преображения Господня, или Яблочный Спас. Этот православный праздник, как многие другие, крепко переплёлся с древними языческими...