Папки-передвижки

Нравственное воспитание детей на традициях своего народа

Юлия Кияметдинова
Нравственное воспитание детей на традициях своего народа

Сегодня я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по теме «Нравственное воспитание дошкольников на традициях своего народа».

Эта тема сейчас актуальна для всех нас. Все чаще нам стараются навязать иностранные обычаи и образы жизни. Это кухня, праздники, политический строй, неформальные течения.

Такая культурная интервенция привела к утрате традиционного российского сознания.

Публикация «Нравственное воспитание детей на традициях своего народа» размещена в разделах

Мною проводился опрос детей и их родителей с целью выяснить уровень компетенции в области русской культуры. Все показатели были отражены в диаграмме.

Опрос показал, что:

наши дети не имеют представления о русских промыслах,

мало кто из детей знает и может назвать и рассказать русские народные сказки, потешки, песенки,

дети не знают народные праздники.

Уровень знаний по тем же показателям у взрослых не так уж высок.

Мы видим, что связь между нашим настоящим и богатым культурным наследие теряется.

Моя цель, как педагога, вызвать интерес детей и их родителей к русской культуре, протянуть и укрепить связующую нить из нашего культурного прошлого к настоящему сознанию молодого поколения.

Для работы в данном направлении мною были поставлены следующие задачи. Их вы видите на экране (смотреть слайд) :

1. Пробудить интерес к истории и культуре России.

2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

3. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, обрядах.

5. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.

6. Создавать предпосылки к формированию чувства национального достоинства.

7. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей.

Работа по данной теме проводилась в 3-х направлениях (смотреть слайд) :

-работа с детьми.

-работа с родителями,

-методическая работа.

В работе с детьми я выделила 5 разделов (смотреть слайд) :

1 раздел - создание развивающей среды

2 раздел - использование народного фольклора в разных видах деятельности

3 раздел — приобщение детей к народным обычаям и традициями

4 раздел — знакомство с народными играми

5 раздел — участие детей в народных и Российских праздниках.

Я кратко остановлюсь на каждом разделе.

1 раздел - создание развивающей среды

В детском саду оборудовали мини-музей в виде уголка «русской избы», где разместили предметы, часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики, макет русской печи. Все предметы потрогать, поиграть сними, рассмотреть. В мини-музее проводятся тематические занятия по ознакомлению с бытом на Руси.

В группе организовывались выставки домашней посуды, игрушек с декоративной росписью Гжельских, Городецких, Хохломских и Дымковских мастеров. Были приобретены чистые деревянные заготовки для декоративного рисования. Дети сами могли расписать дощечки, яйцо или матрешку. Также в группе размещен тематический уголок «Народное творчество» с предметами народных промыслов России. Были приобретены книги, наглядные и дидактические пособия по ознакомлению с бытом и традициями Руси.

2 раздел - использование народного фольклора в разных видах деятельности

Русский фольклор – богатый источник для развития детей. Для ребят организовывались тематические вечера загадок, например: «Загадки с грядки», «Природные явления в загадках», «Кто в лесу живет?».

Дети выполняли рисунки и аппликации к русским песенкам и потешкам, сказкам, участвовали в инсценировках сказок, делали куколок из ткани.

Дети узнали значение и происхождения устаревших слов: кокошник, косоворотка, кольчуга, булава, заслонка, чугунок, ухват и много других. Это способствовало обогащению словарного запаса и расширению их кругозора.

3 раздел — приобщение детей к народным обычаям и традициями (не читать)

Приобщение детей к народным обычаям и традициям я проводила через этические беседы:

«Почитай родителей своих»,

«За труд говорят спасибо»,

«Доброе дело — говори смело»,

«Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам»,

Были организованы тематические занятия:

«Хлеб - всему голова»,

«Урок мужества»,

«Что мы Родиной зовем?»,

«Вся семья вместе, так и душа на месте».

С особым интересом прошло спортивное развлечение «Богатырские забавы».

Это помогло создать у детей образ русского человека - он трудолюбивый, заботливый, почитает своих родителей, гостеприимный и хлебосольный, готов отдать жизнь за свою Родину в трудную минуту.

4 раздел — знакомство с народными играми

Русские народные игры имеют нравственную и дидактическую направленность на развитие личности ребенка. Дети знакомились с традиционными русскими игрушками : матрешками, волчками, свистульками. Особый интерес вызвала игра в бирюльки.

Совместно с инструктором по физкультуре в детском саду был организован фестиваль народных подвижных игр. Дети с удовольствием разучивали такие игры, как: Горелки, Пятнашка, Краски, Заря, Ручеек.

Наши дети научились быть сдержанными, действовать по правилам. Они самостоятельно стали объединяться в группы для подвижных игр и научились выбирать водящего с помощью считалок.

5 раздел — участие детей в народных и Российских праздниках

Участие детей в праздниках помогает получить больше знаний о родной культуре, понимать зависимость деятельности людей от природных условий.

В нашем детском саду мы отмечаем как народные праздники, так и общегосударственные.

Обязательно организуется Праздник осени, что символизирует окончание сбора урожая и смену сезонов.

Новый год и Рождество – любимые праздники всех детей. Это праздники волшебства, символизирующие начало нового времени.

В преддверии Сочинской олимпиады мы провели «Новый год в Олимпийской деревне».

Вместе с детьми я разучивала рождественские колядки, рассказывала о святках.

Праздник Масленицы прошел в виде развлечения с веселыми шутками, играми со скоморохами, угощением детей блинами и прощанием с чучелом Масленицы. Дети соревновались в «Петушиных боях» и «Битве подушками». Обязательной традицией в этот день стало перетягивание каната.

К празднику Пасхи в группе для детей была организована продуктивная деятельность с познавательными беседами, росписью яиц.

Еще одна добрая традиция прижилась у нас в ДОУ – День матери. Ведь почитать своих родителей - обязанность всех людей на Руси. Дети изготовили сувениры для своих мам и устроили для них концерт.

В День защитника Отечества и 9 ребята встретились с участниками ВОв, офицерами Российской армии, заранее приготовили для них праздничный концерт и подарки.

Работа с детьми по приобщению к народной культуре не возможна без участия семьи. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа.

В работе с родителями я использую разнообразные формы: (смотреть на слайд)

1) Доклады на родительском собрании:

«Нравственно-патриотическое воспитание в семье и ДОУ»,

«Традиции нашей семьи»,

«Патриот воспитывается с детства».

2)Организация детских концертов для родителей.

3) Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми:

Конкурсы и выставки семейных поделок «Осенняя фантазия», «Игрушка на елку от нашей семьи», «Подарок саду к юбилею»,

Выставка семейных газет «Героям Великой Отечественной войны посвящается», «Наш любимый детский сад», «Поздравления нашим мамам».

4) Совместная организация фотовыставок:

«Отец. Сын. Внук», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Как мы любим отдыхать», «Лучшие семейные фото», «Наши милые мамы».

5)Участие родителей в играх с детьми на праздниках и развлечениях.

Все это способствовало установлению доверительных отношений с родителями в группе. У родителей появился интерес к проводимой работе. Дети и родители заметно сблизились, что повлияло на воспитание нравственных чувств у детей по отношению к своим близким людям.

Систематизированная работа по приобщению детей и родителей к истокам русской народной культуре привела к положительным результатам (диаграмма) :

детей расширились знания о народных праздниках и традициях; сформированы первые представления о культуре своего народа;

-обогатился словарный запас; дети знают и применяют считалки, объясняют пословицы и поговорки, рассказывают сами сказки;

детей сформированы двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы;

детей формируются представления о морально-нравственных ценностях : доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;

детей развиты социальные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма;

Мои воспитанники приняли участие в Международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы» и в Международной акции «Кормушка для пичужки» (Организатор акций Международный образовательный портал МААМ. ru). Они были участниками Всероссийского детского творческого конкурса для дошкольников «Иллюстрации к русской народной сказке» (организатор интернет-магазин «Жили-были» на Международном образовательном портале МААМ. ru) и районного конкурса детского рисунка на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус.» посвященному «Празднику труда» в Московской области.

На этом моя работа в данном направлении не заканчивается. В перспективе на будущее я наметила совместно с педагогами нашего детского сада организовать мини-музей деревни Таширово. Ведь воспитание к своей Родине начинается с любви к тому месту, где родился, где ты живешь, где живет твоя семья.

Опытом своей работы я делилась с педагогами и специалистами нашего детского сада и педагогами детских садов Наро-Фоминского района.

Я участвовала в Аукционе творческих талантов среди педагогов нашего ДОУ; провела консультации для воспитателей по темам : «Ознакомление с социально значимой трудовой деятельностью», «Знакомство детей с символикой России», «Моя малая Родина».

Для педагогов детских садов Наро-Фоминского района провела открытое занятие «Сошьем Маше сарафан», принимала участие в районном конкурсе педагогов на лучшую разработку календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми.

В этом году я приняла участие в конкурсе на Премию Губернатора Московской области «Наше Подмосковье».

Имею публикации в электронных СМИ. Они перед вами на слайде (смотреть слайд) :

1. https://nsportal.ru/node/417679, Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Что мы Родиной зовем?» 2012 г. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/11/15/konsultatsiya-dlya-pedagogov-oznakomlenie-s-sotsialno, Консультация для педагогов «Ознакомление с социально значимой трудовой деятельностью» 2012 г. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

3. https://www.maam.ru/detskijsad/referat-ispolzovanie-ruskih-narodnyh-podvizhnyh-igr-v-rabote-pedagogov-dou.html Реферат «Использование русских народных подвижных игр в работе педагогов ДОУ» 2013 г. образовательный проект МАААМ. ru

4. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-mladshei-grupe-po-formirovaniyu-celostnoi-kartiny-mira-soshem-mashe-sarafan.html Конспект НОД в младшей группе по формированию целостной картины мира «Сошьем маше сарафан»,2014 г. Международный образовательный портал МААМ. ru

5. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-vo-vtoroi-mladshei-grupe-po-komunikaci-sunduchok-s-zagadkami.html Конспект театрализованной НОД во второй младшей группе «Сундучок с загадками» 2014 г. Международный образовательный портал МААМ. ru

Публикации по теме:

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание.

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Хочу предоставить вашему вниманию проект по патриотическому воспитанию дошкольников, эта тема актуальна и значима в условиях современной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание детей на традициях своего народа
Опубликовано: 18 января 2015 в 22:30
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД