Получи документы

Нравственное воспитание детей раннего возраста

Татьяна Плотникова
Нравственное воспитание детей раннего возраста

У трёхлетнего ребенка, поступающего в детский сад, формируется первая форма общения со сверстниками – эмоционально-практическая. Она заключается в том, что дети ждут от ровесников совместного участия в шалостях, забавах, стремятся к самовыражению. Их общение раскованно и непосредственно. На начальном этапе это – беготня, веселые крики, смешные движения, главное для малыша – процесс совместных действий, а не результат. И хотя ребенок стремится подражать сверстнику и интересуется им, у него не возникает четкого образа партнера, потому что их общение поверхностно и носит эпизодический характер.

Публикация «Нравственное воспитание детей раннего возраста» размещена в разделах

Дети раннего возраста любят играть одни, а для установления контактов со сверстниками используют мимику, позы и жесты. Младшие дошкольники чаще говорят о том, что видят и что имеют. Стараясь привлечь внимание сверстника, они выставляют напоказ предмет, которым обладают, чтобы утвердить собственное «Я».

Кроме того, в процессе развития контактов между сверстниками в раннем возрасте наблюдаются конфликты и если их вовремя не устранить, они будут сильно влиять на психическое и эмоциональное благополучие малышей. Отрицательные эмоции понижают жизненный тонус человека и ведут к эмоциональной отстраненности, т. е. к разрыву межличностных отношений. Поэтому учет данного состояния ребенка лежит в основе любого педагогического воздействия. В раннем возрасте в центре внимания детей находимся мы – взрослые. Возникающая у младенца потребность в нашем внимании и доброжелательности не исчезает с возрастом, в 2 года ребенку необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов помочь ему, поддержать и защитить. Кроме того, дети этого возраста стремятся делать то же самое, что в данный момент делает близкий им взрослый (воспитатель, мама, папа) : мыть посуду, сгребать снег, играть с куклой, строить башню из кубиков.

Чтобы сформировать у малышей комплекс культурных эмоций, грамотно и бережно скорректировать недостатки эмоциональной сферы, мы поставили такие задачи:

• развивать умение играть и заниматься со сверстниками рядом и вместе;

• формировать опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии друг к другу;

• закрепить умение проявлять внимание, сочувствие к сверстнику (делиться игрушками, лакомством, уступать, отзываться на просьбу, помогать;

воспитывать отрицательное отношение к грубости и жадности;

• учить здороваться и прощаться со сверстниками, просить и благодарить.

Мы не только прививаем детям правила хорошего тона, но прежде всего анализируем и контролируем свои действия, работу и поведение, чтобы создать в группе атмосферу психологического комфорта, без которого сойдут на нет все усилия по обучению и принципиально невозможно воспитание. Ведь для детей раннего возраста в центре мира – взрослый, от которого они зависят практически во всем. Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений, ему неоткуда ждать понимания и похвалы, кроме как от взрослого.

Третий год жизни – самый благоприятный период для того, чтобы заложить у детей потребность и привычку к мирному сосуществованию. В это период складывается стереотип коллективного поведения в группе, именно тогда необходимо заложить традиции терпимости, доброжелательности, которые будут сопутствовать ребенку всю его жизнь.

Организуя работу в группе по этому направлению, мы создаем нормы и традиции, которые включают определенную систему запретов и добрые обычаи. Запреты немногочисленны, но дети должны их четко усвоить: ни при каких условиях нельзя бить других людей; нельзя портить чужую игру и игрушки; нельзя причинять боль живым существам. Познакомив детей с тем, чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах, мы требуем обязательного соблюдения этих правил. О запретах сообщаем родителям, чтобы они были едины как в группе, так и дома. Лучший способ добиться их выполнения – наша собственная убежденность в том, что это недопустимо, и мы этого не потерпим.

Для создания атмосферы равных прав в группе раннего возраста у нас существуют добрые традиции, которые начинают работать с первым появлением ребенка в детском саду. для этого изготовлена сюрпризная коробка с красивыми картинками, ленточками, фантиками и т. д., она постоянно пополняется педагогами и родителями. И если подарок получает новичок, то и другие дети не остаются с пустыми руками. Еще одна добрая традиция, которая сплачивает детский коллектив, воспитывает заботу и отзывчивость – это поздравление в день рождения с обязательным подарком и угощением. Дети дарят очередному имениннику песенки, стихи и игрушки, а тот потчует их сладостями. Кроме того, виновник торжества получает от воспитателя дружеский шарж – рисунок и стихотворение, посвященные именно ему.

Традиция деления лакомства не менее значительна, чем раздача маленьких сувениров. Часто дети приносят из дома фрукты, конфеты и т. д. В группе создается такая ситуация, что ребенок добровольно с удовольствием угощает сверстников, которые вместе с педагогом усаживаются в кружок. Перед тем как разделить лакомство, педагог читает стихотворение или сказку на эту тему и вызывает малышей на разговор. Таким образом, полученная от воспитателя конфетная обертка, яркая картинка, коробочка, такая же как у всех, долька апельсина или яблока показывают, что здесь ребенка любят и ценят не меньше, чем других детей. Подобные ситуации деления подарков создаются в группе как можно чаще 1 – 2 раза в неделю.

Традиция похвалы детей за поступки прошедшего дня практикуется ежедневно, обычно перед ужином. Педагог предлагает малышам сесть в кружок и поговорить о том, чем хорошим отличился каждый ребенок: Павлик быстро оделся после сна, Полина съела кашу, которую терпеть не может, Любаша переодела куклу в чистое платье и т. д. Внимание обращается не только на действия и поступки, но и на внешний вид детей : у Катюши чистые ручки, у Максима рубашка аккуратно заправлена в шорты, у Алисы – красивые косички и т. д. Самое главное, чтобы все дети услышали про себя что-то приятное и другие узнали, какие они замечательные. Затем педагог берет специально изготовленные из цветного картона отличительные знаки и прикрепляет их на детские шкафчики. Таким образом, каждый ребенок получает поощрение и похвалу за то, чем он порадовал окружающих: Артем уснул быстрее всех – ему звездочка синего цвета, он – звезда сна; Андрей быстрее всех оделся после сна – ему зеленая звезда; Настя была самая аккуратная и чистая весь день – ей звездочка желтая; красной звездой награждается Петя, который кушал лучше всех. В итоге в группе устанавливается атмосфера взаимопонимания и самоуважения, повышается самооценка детей.

Традиция сохранения личной собственности касается не только одежды ребенка, но и других мелочей, которые он принес из дома. Детям прививается убеждение, что личная собственность неприкосновенна, и эти вещи не имеют права отбирать ни они, ни педагог. А если предмет неуместен в данную минуту, воспитатель предлагает убрать его в шкафчик ребенка или в домик, который готовит мама при поступлении малыша в группу. Он помещается на дверцу личного шкафа и имеет несколько карманчиков в виде окошек или дверей на различных застежках для хранения личных вещей; платочка, расчески, резиночки, заколки и т. д.

Чтобы создать ситуацию спокойного и взаимоприятного, бесконфликтного общения, которые способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе, мы часто организуем посиделки за большим общим столом, сдвигая несколько столиков в один. Здесь вместе с педагогом дети рисуют, строят, играют в лото, лепят, делаю что-то свое. Такие посиделки устраиваются и совместно с родителями во время работы кружка «Умелые ручки». Создавая какой-либо проект или изготавливая пособие, взрослые привлекают к посильной работе или игре детей, сидящих с ними за общим столом.

Традиция Дня достижений помогает детям научиться делать то, чего они еще не умеют: надевать носки, застегивать пуговицы, причесывать волосы и т. д. Ребенок, который научился чему-то новому, получает похвалу и поощрение в виде песенки или стихотворения, а также громких аплодисментов.

Публикации по теме:

Влияние творчества А. Л. Барто на социально-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста Агния Львовна Барто(1906-1981г. г.) Известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Удивительная женщина,.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста На сегодняшний день государство придает приоритетное значение духовно- нравственному воспитанию детей. Так, в «Концепции духовно - нравственного.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм» Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Через родную.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии семьи и ДОУ В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственных качеств личности уже с дошкольного возраста. Современное российское.

Духовно-нравственное воспитание глухих детей дошкольного возраста. Ежегодно в России рождается более сорока тысяч детей с врожденными пороками развития. Права граждан с особыми потребностями развития закреплены.

Курсовая работа «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Введение «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые.

КВН «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Задачи: закрепить знания детей о живой природе, развивать эмоционально – положительное отношение к природе, формировать у детей нравственные.

Нравственное воспитание и развитие творческих способностей с помощью сказки у детей младшего дошкольного возраста Тема: Нравственное воспитание и развитие творческих способностей через сказку у детей младшего дошкольного возраста Актуальность. В истории.

Социально — нравственное развитие детей раннего возраста средствами народной педагогики Каждый человек хочет жить в красивом и крепком доме. Но чтобы построить такой дом необходимо заложить основательный, прочный фундамент.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание детей раннего возраста
Опубликовано: 24 ноября 2015 в 20:00
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД