Папки-передвижки

Нравственное воспитание детей в труде

Айзиря Каримова
Нравственное воспитание детей в труде

Нравственное воспитание детей в труде.

Задача нравственного воспитания детей многогранна и может быть реализовано путем использования всех средств и мер педагогического воздействия. Проанализировав состояние работы в своем дошкольном учреждении, мы решили обратить особое внимание на трудовую деятельность детей. Ведь в труде формируются такие качества личности, как стремление доводить начатое дело до конца, чувство коллективизма и товарищества, чувство долга и ответственности, гордость за свои трудовые успехи и успехи товарищей, уважение к труду.

Публикация «Нравственное воспитание детей в труде» размещена в разделах

Однако правильно организовать деятельность детей, отвести ей достаточное место в режиме дня, оборудовать помещение – далеко не все. Необходимо придать ей воспитывающий характер, а это достигается благодаря ведущей роли педагога.

Задача методического кабинета состоит не только в том, чтобы вооружить воспитателей определенными знаниями о руководстве детской деятельностью, но и научить их использовать эту деятельность для формирования у детей нравственно – волевых качеств.

Правильная организация трудового воспитания предполагает :

1. Создание условий для разносторонней трудовой деятельности детей.

2. Систематический контроль за ее осуществлением.

3. Повышение теоретических знаний коллектива путем семинаров, чтения педагогической литературы.

4. Проведение семинаров – практикумов по ручному труду.

Работу по совершенствованию трудового воспитания начали с оборудования методического кабинета: собрали перспективные планы, разработали примерные конспекты занятий, оформили альбомы, подобрали методическую литературу, составили рекомендации по обучению детей работе с различными материалами.

Важнейшая задача, которая стояла перед нами, - вызвать у детей живой интерес к трудовой деятельности, желание трудиться. Для этого были созданы определенные условия. В своей дальнейшей работе мы основывались на три положения:

а) дети любят делать то, что любят и умеют делать их воспитатели и родители;

б) немаловажное значение имеет обстановка, в которой дети трудятся;

в) детям больше нравится делать что – то для других, чем для себя.

Решили создать свой уголок, в которой ребята могли бы заниматься различными видами ручного труда. Для этого мы отвели определенный уголок, совместно с родителями.

На первых порах воспитатели испытывали трудности в обучении детей работе. Мы старались помочь им: составили примерный план работы, подготовили различные рекомендации по обучению детей способам работы.

Исследования советских психологов показывают, что при организации совместной трудовой деятельности детей нужно вносить в нее нравственные мотивы. Недостаточно научить ребят определенным трудовым процессам, надо сформировать у них обобщенные представления о значимости труда, раскрыть его роль в жизни общества и на этой основе – правильное отношение к труду, стремление самому принимать в нем участие.

Эти проблемы стали темой наших семинарских занятий. Предварительно мы побеседовали с детьми по ряду вопросов: что ты любишь делать и почему? Какой вид труда тебе больше нравится и почему? Пришли к выводу, что самые благородные побуждения могут утратить силу, если деятельность по своему характеру малоинтересна, сопряжена с трудностями или слишком продолжительна. Здесь сказываются возрастные особенности дошкольников, в частности быстрая «истощаемость» мотива, непродолжительность его действия. Усилить и продлить это влияние можно не только путем простого напоминания, повторения, но и формирования у ребенка особого эмоционального отношения к ситуации. Так, воспитатель рассказывает детям о том, как обрадуются родители подделкам сделанными ребятами. Это наполняет деятельность детей особым смыслом, вдохновляет их. Чувство своей причастности к радости другого поддерживает первоначальное желание на протяжении всей деятельности. Так нравственные побуждения получают важную внутреннюю поддержку.

Следующая задача, которая стояла перед методическим кабинетом, - раскрыть значимость работы по трудовому воспитанию и научить педагогов управлять этим процессом. Здесь особая роль отводилась педсоветам, консультациям, коллективным просмотрам и семинарам.

А. С. Макаренко писал: «Ребенок должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость». Задача педагога – раскрыть детям объективную необходимость их труда и тем самым содействовать воспитанию чувства долга. Не следует думать, что старшим дошкольникам еще рано говорить о высоких целях труда. Такие беседы необходимы, но они должны быть доступными и понятными, должны сопровождаться наглядными примерами. Показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны очень важно для воспитания патриотических чувств. Мысль о том, что все созданы руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка.

Чтобы работа по нравственному воспитанию была систематической и целенаправленной, мы учитывали знания, полученные детьми в предыдущих группах, ближайшее окружение, место работы родителей, основные предприятия города, приобрели наглядный материал, в которых папы и мамы наших воспитанников рассказывали о своих профессиях.

Одна из важнейших задач методического кабинета – пропаганда педагогических знаний среди родителей. Помимо всех известных форм работы с семьей, мы решили привлечь пап и мам к непосредственному участию в труде совместно с детьми. Нередко приходилось показать родителям некоторые трудовые операции, чтобы они смогли обучать детей дома. Многие папы и мамы охотно откликались на предложения участвовать в конкурсе поделок.

В заключение хочется привести слова В. А. Сухомлинского: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание детей в труде
Опубликовано: 14 октября 2013 в 19:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД