Нравственное воспитание дошкольников с помощью методов ТРИЗ-ртв

Светлана Борисовна Бубнова
Нравственное воспитание дошкольников с помощью методов ТРИЗ-ртв

Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошенность души, безразличие, глухота сердца и разума.

Мы давно задумывались над этой проблемой. Перечитали заново методические книги, труды наших классиков-педагогов Крупской Н. К., Макаренко А. С., Сухомлинского В. А. и других. На наш взгляд, вопросам нравственного воспитания маленького человека отводится в дошкольной литературе довольно скромное место.

Мы предположили, что современные дети требуют нового подхода. Следовательно, необходимо использовать новые методы и приемы в работе с дошкольниками.

В нашем детском саду приоритетной является технология ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач, которую коллектив освоил благодаря семинарам к. п. н. Железновой С. В., Сидорчук Т. А., Страунинг А. М. Мы подумали, почему бы не использовать инструменты, элементы, приемы теории изобретательства в нравственном становлении личности? Может быть, наш опыт работы по внедрению методов ТРИЗ в различные виды деятельности для воспитания нравственно здоровых детей покажется вам интересным и эффективным?

Анализируя результаты нашей работы, мы пришли к выводу, что лучше всего развивают способность ребенка к сочувствию и сопереживанию другим людям, к постижению их эмоционального состояния, проникновению в их переживания, эмпатические игры:

- «Представь себя на месте кустика, который сломал мальчик» (О чем ты думаешь? Кого ты боишься? С кем бы ты подружился? О чем шепчутся твои листочки);

- «Изобрази поведение людей» (Ты старенький, дедушка, у тебя болят ноги и тебе трудно подниматься по лестнице).

- «Девочка без спросу пошла гулять в лесу и заблудилась» (Представь себя на ее месте. А что чувствует ее мама?).

- «Мальчик вместо хлеба истратил деньги на мороженое» (Что бы ты сказал бабушке, которая ждет хлеб? Что ты будешь чувствовать, глядя ей в глаза).

В этих играх главное не действия, а чувства, умение представить себя на месте другого человека или объекта.

Во время бесед на нравственные темы мы часто используем кольцо Луллия (метод морфологического анализа) с нанесенными на него символами человеческих качеств, поступков, отношений, героев художественных произведений. Задача перед детьми: выбрать и порассуждать:

- бывает ли доброта жестокой, а жадность – доброй;

- когда драка приносит пользу, а помощь – вред.

Наводящими вопросами мы подводим детей к тому, что они сами находят истину, и тогда переходим к обсуждению их действий и поступков, черт характера.

По нашим наблюдениям, игры на выделение противоречивых свойств явлений, событий, поступков («Полезное действие – вредное действие», «Согласен – не согласен», «Хорошо – плохо», «Следопыт», «Если…») помогли нашим детям стать более отзывчивыми, справедливыми, ответственными за свои поступки.

Опираясь на наши наблюдения, мы можем сказать, что лучше всего помогают формировать нравственную самостоятельность детей «картинки-помощницы» (метод символической аналогии, придуманные самими детьми. Чтобы закрепить правила, связанные с соблюдением чистоты и опрятности, общения и речевого этикета, правила, помогающие строить отношения со сверстниками о окружающими людьми, правила вежливости, поведения за столом, на занятиях, в процессе самостоятельной и совместной деятельности. мы их записали с помощью моделей-символов и развесили по всей группе: «Правила дружной работы», «Правила дружной игры», «Правила пешехода», «Как вести себя во время разговора со взрослыми» т. д.

В старшей группе высокий уровень отношений со сверстниками показывали 28% наших воспитанников, а в подготовительной – уже 40%.

В детском саду говорят, что дети нашей группы самые добрые, самые воспитанные. В самом деле, наши дети демонстрируют высокий уровень культуры поведения (61%) ,уважительное отношение к окружающим людям, стремление радовать старших хорошими поступками. Но проблемы, конечно же, еще существуют: не всегда дети спокойно отстаивают свое мнение, справедливо оценивают свои поступки и поступки сверстников, умеют вовремя прийти на защиту обиженного, иногда вмешиваются в разговор старших, поэтому забота о моральном развитии детей – сегодняшнем и перспективном – требует повседневного внимания педагогов.

Публикации по теме:

Формирование и развитие навыков нравственного поведения, мышления, нравственного выбора личности. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая.

Воспитание культуры поведения у дошкольников Воспитание культуры поведения у дошкольников. Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Нравственное воспитание дошкольников с помощью методов ТРИЗ-ртв
Опубликовано: 15 января 2014 в 21:59
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс из природного материала «Колючий ёж»
Мастер-класс из природного материала "Колючий ёж". Представляю вашему вниманию лёгкую в исполнении поделку из природного материала. Наступила золотая...
Осеннее оформление приемной в младшей группе «Топотушки»
Сегодня хочу показать, как я оформила приемную к началу нового учебного года. Ведь от оформление помещения группы в детском саду – неотъемлемая составляющая...
Художественное творчество «Грибы»
Наступила осень. Пора в лес за грибами. После дождей грибы растут у нас даже на участке. После того, как мы с детьми рассмотрели грибы, вспомнили, как...
Запах осени в Краснодаре. Фотозарисовка
Наконец и в нашем регионе видно присутствие Осени! Утренняя прогулка по берегу реки Кубань - и вот небольшая зарисовка об Осени готова! Сегодня...
Конспект ООД по познавательному развитию младших дошкольников «Божья коровка»
Цель: продолжать способствовать сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования. Задачи: 1. Продолжать...