Получи документы

Сценарий билингвального праздника «Нэуруз котлы булсын (Навруз)»

гульчачак мортазина
Сценарий билингвального праздника «Нэуруз котлы булсын (Навруз)»

“Нрз котлы булсын!”

Подготовительная к школе группа.

Цель:

Приобщение детей к национальной культуре и традициям татарского народа. Формировать праздничную культуру, вызывать у детей эмоционально- положительное отношение к праздникам. Развивать у детей стремление к активному участию в празднике.

С одной стороны зала вид весеннего леса. На верхушке деревьев видны перелетные птицы (кукушка, скворец, грач). Фонограмма: пение птиц. С другой стороны зала панорама деревни.

Публикация «Сценарий билингвального праздника „Нэуруз котлы булсын (Навруз)“» размещена в разделах

Под музыку дети входят в зал. Садятся на свои места.

1А. б. : Иснмесез балалар! Иснмесез, хрмтле кунаклар! Мен салкын кыш теп китте, ямьле яз итте. Яз белн берг Нрз бйрме килеп итте.

Нрз – язны каршылап, язгы чч эшлре алдыннан ткрел торган халык бйрме ул. Нрз сзе яа кн (ел) дигнне алата. Нрз бйрме – ул игелек, дуслык бйрме. Бу гзл, язгы бйрм кненд кешелр бер-берсен кунакка йрилр, бер-берсен булган пклрен оныталар, ырлыйлар, биилр, рхтлнеп кел ачалар. Бу бйрмне хуасы- Нрзбик. Нрз котлы булсын! Без сезне кел ачарга чакырабыз.

2А. б. : Здравствуйте дорогие дети, уважаемые гости! Вот и прошла зима, пришла к нам весна - красна, а вместе с ней пришел Татарский народный праздник - Навруз. Слово «Навруз» означает «новый день». Навруз – это период пробуждения природы, наступления тепла и начало весенних полевых работ. Навруз – это праздник урожая, людей труда, мирной жизни. Навруз – это гимн родной природе, праздник всеобщего согласия. А хозяйкой этого праздника является Нрзбик. Нрз котлы булсын! Мы вас приглашаем на наш весенний праздник!

“ Херле кн “ ыры башкарыла

1А. б. : Нрз бйрме башланды, Нрзбик юк! йдгез ле балалар, без аны турында шигырь сйлик, блки ул килеп т итр.

2А. б. : Праздник начинается, а хозяйки то нет. Ребятки давайте позовем ее красивыми стишками.

1бала:

Тып-тып тама тамчылар

Жырлап бйрм коен

Бйрм буген диеп хтта

Тамчылар да соен.

2 бала: Хуш килсе, гзл Нрз! –

Язгы яа елыбыз,

Яа елда туры булсын,

Нурлы булсын юлыбыз!

3бала: Когда приходит к нам Навруз, цветут сады, цветут поля.

Когда приходит к нам Навруз, весною дышет вся земля!

Когда приходит к нам Навруз, звучит музыка и смех

Поздравления принимаем и сами поздравляем

1А. б. : Кренми, йдгез берглп чакырабыз! Нрзбик!

2А. б. : Нет не идет, ребятки помогите!

Балалар: Нрзбик! Нрзбик, кил монда!

Звучит “тревожная “музыка, появляется Убырлы

Убырлы: х, бйрм итеп яталар, мине чакырмадылар! Мин сезг крстермен ле! Яа елда чакырдыгыз, яз бйрмен юк! Мен шуа кр, Нрзбикне сихерлп яшереп куйдым.

Охо, празднуете! А меня не пригласили! В новый год приглашали, песни, танцы со мной танцевали, подарки от меня получали, а весной забыли! Вот за это, я вашу Нрзбик спрятал. (Уходит)

1А. б: Балалар, нишлибез инде? Кем безг булышыр икн? Яз итте, кар сулары кырлар, таулар буйлап ага, су хуасы-Су анасы крмдеме икн?

йдгез аны чакырыйк.

2А. б. : Ребята, что же нам делать? Кого же нам позвать? Наступила весна, снег тает и ручейки бегут по полям, горам и наверно хозяйка воды – Водяная видела, на какой же горе спрятал Зилант Нрзбик. Давайте позовем к нам в гости Водяную – Су анасы

1А. б. : Бик дрес! йдгез Су анасын чакырыйк, аны чишмлре бар ирд д агалар, кпне крлр, блки алар Нрзбикне д кргннрдер.

2А. б: Првильно, ведь её ручейки везде протекают, может они и видели где спрятал Убырлы нашу Нрзбик. Давайте ее песенкой позовем.

1А. б: йдгез ле балалар, язгы тамчылар турында ыр ырлыйк.

Песня - ыр “Яз итте”.

1А. б. : Балалар ишетсезме, матур чишм ыры ишетел.

2А. б. : Ребятки, вы слышите, как поют ручейки.

(под музыку Чишмэ) Появляется Су анасы.

2А. б. : Убырлы обиделся на нас, потому что мы его забыли пригласить на праздник, заколдавал Нрзбик и спрятал ее. Помоги нам пожалуйста.

Су анасы: Я вам помогу, но сначала я хочу узнать, что же за праздник Навруз, расскажите.

1Аб. :Балалалар, йдгез Су анасына Нрз бйрме турында сйлибез.

2А. б. : Водяная, ребятки тебе все расскажут о празднике.

Су анасы: Что такое Навруз?

1бала: Навруз – народный земледельческий праздник, праздник прихода весны.

Су анасы: Когда отмечают этот праздник?

2 бала: Отмечают его в день весеннего равноденствия – 21-22 марта, когда день равен ночи. Весна вступает в свои права, это начало весенне-полевых работ.

Су анасы: А про весну пословицы знаете?

Балалар: Знаем, знаем!

Дети рассказывают пословицы на татарском и на русском языке.

Яз яме ччк белн, Кз яме клт белн.

Красота весны в цветах

А осени в снопах.

Язгы хезмт – кзге хрмт.

Язгы кн ел туйдыра.

Яз срс, кз урырсы.

Весенний труд – осенью богатый урожай

Весной посеешь – осенью пожнешь

Яз кайгысын кыш кайгырт,

Кыш кайгысын яз кайгырт.

Готовься к зиме весной

А к весне - зимой

Су анасы: Какие вы молодцы! А что делают в этот день?

7бала: Навруз – означает «новый день». В этот день все люди ходят друг к другу в гости и поют песни.

Су анасы: Интересно, я хотела бы посмотреть, как это бывает.

Дети идут к дому, стучатся и рассказывают стихи – поздравления.

(Хозяева им дают угощения.)

1бала Торыгыз, тор, хуалар!

Нрз итте, белмсез?

Нрзчелр килде сезг,

Ни сенче бирсез?

2бала. Открывайте двери, праздник Навруз наступил.

Мы поздравлять вас пришли,

Если у вас нет денег

Не переживайте!

Хоть что-нибудь дайте!

Муки, меда, яиц или пирога.

3 бала Бардыр сезне маегыз,

Яки бардыр балыгыз.

Барын берг куегыз,

Нрз котлы булсын!

4 бала Ач ишеге, кербез,

Нрз йт килбез.

Нрз котлы булсын!

Нрз котлы булсын!

би: Кем бар анда? Кто там?

И-и,иснмесез балалар!

Нрз кил,Нрз кил

Телк телп матур кйг.

Бабай:

Проходите, дам я вам яиц,

масла, чак-чак

Хуш килсе Нрз!

Бирим ле сезг ккй,

Хуш килсе Нрз!

1А. б. : Мен кпме сый-хрмт ыелды! Берглп чй эчрбез.

Су анасы: Я согласна помочь вам, много я узнала нового и интересного о празднике Нэуруз. А сколько угощений, а как они называются?

Дети ставят угощения на стол и правильно называют

1А. б. : Хзер йомырка ташу уенын уйнап алабыз.

2 А. б. : С удовольствием поиграем.

Су анасы: Ну, птички, летите и Нрзбик приведите. А мне пора прощаться, с праздником друзья! (Пожелания) Уходит.

Звучит фонограмма “Пение птиц” Птички заводят Нрзбик

Нрзбик: Иснмесез балалар, кунаклар! Здравствуйте дорогие дети, уважаемые гости! Это я Нрзбик – дочь весны,поздравляю всех вас с праздником! (Пожелания.)

1А. б. : Нрзбик, без бик шат сине кабат кребезг, блки син безг ырлап та бирерсе.

2А. б. : Нрзбик, как мы рады вновь встретиться с тобой, сразу природа вся ожила и запела вместе с тобой.

Нрзбик исполняет песню Песня - ыр «Нрз м балалар»

1А. б. : Нрзбик, без сине каршылап, яз турында бик матур ыр йрндек, балалар, йдгез матур итеп ырлыйк ле.

2А. б. : Нрзбик, мы тебе тоже красивую песню споем о весне.

Песня –“ Кошлар килэ”

Неожиданно, в конце песни входит Дед Мороз

Кыш бабай: Иснмесез кадерле балалар, хрмтле кунаклар! Здравствуйте!

Что это вы празднуете без меня? Миннн башка бйрм итеп яталар.

1А. б: Тукта ле Кыш бабай, кызма. Безг Яз кызы – Нрзбик килде, без аны каршылап бйрм итбез.

Кыш бабай. : Это как же так? Я ведь еще не ушел, уходить не собираюсь! Смотрите, кругом снег еще лежит. Мин ле китмгн, алар бйрм итлр. А вот мы сейчас посмотрим кто из нас сильнее, быстрее, лучше! Кто сильнее тому и править! Вот мои сани, оба разбежимся в разные стороны, кто быстрее сядет на сани, тот и выиграл.

Соревнуются, Д. М. уступил Нрзбике- она победитель!

Кыш бабай. : На этот раз я оплошал малость, но мы сейчас посмотрим кто сильнее! Айда Нрзбик померимся силами. Хзер мин крстм кем кчле!

1А. б. : Балалар, йдгез Нрзбикг булышабыз!

2А. б. : Ребятки, давайте поможем нашей Нрзбике.

Перетягивание каната. Д. М., опять проигрывает.

1А. б. : Балалар, сез кч сынап карыйсызмы?

2А. б: Дети, а вы хотите помериться силами?

(Дети тоже соревнуются.)

Кыш бабай. : Туктагыз ле туктагыз, йд ле Нрз биеп карыйк, кем матуррырак биер икн.

Нрзбик: йд Кыш бабай биибез.

(Танец и Д. М. падает)

Кыш бабай. : Уф арыдым, эрим, агам, таю помогите!

1Аб. : Балалар, Кыш бабай эри, иллтерг кирк.

2А. б. : Дед Мороз тает, ребятки давайте подуем на него.

(Дети дуют на Дед Мороза)

Кыш бабай. : Мен крдегезме иелдем. Доченька Нрзбик, ты быстрая, сильная, трудолюбивая и я могу со спокойной душой оставить тебе трон.

Поздравляю всех вас с праздником, счастья вам, здоровья и благополучия!

Исн - имин булыгыз! Сау булыгыз! (Уходит)

Нрзбик: Сау бул Кыш бабай! Тынычлап ял ит.

1А. б. : Кыш бабайны озаттык, бйрмебез двам ит. Нрзбик, йд утыр ле, балалар сиа бик матур бию зерлделр.

2А. б. : Ну что ж, Кыш Бабая мы проводили. Давайте веселиться, праздник продолжать петь и танцевать. Присаживайся Науруз да посмотри какой веселый, задорный татарский танец дети для тебя исполнят!

Татарский танец «Эпипэ».

Убырлы: Туктагыз! Туктагыз! Подождите! (Громко кричит.)

Зинар мине гафу итегез! Минем бйрмг килсем килгн иде.

Я понял, что без Нрзбике не наступит весна, не зацветут цветы, не проснутся от зимней спячки звери.

1А. б. : Нрзбик, балалар йдгез без аны гафу итик. Берглп татар халык ырлы-биюле уены “Крия-Зкрия” не уйныйк.

2А. б. : Простим его, ребятки? Давайте вместе станцуем веселый танец “Кария-Закария”

Убырлы : Зур рхмт сезг балалар! Бйрм белн сезне! Нрз котлы булсын! Уышларыгыз бай булсын! Спасибо вам всем, с праздником всех!

Уходит

Нрз: Бик матур уйнадыгыз. Э хзер минем сезне тапкырлылыгызны тикшереп карыйсым кил. Ягез ле табышмакларга аваплар табып карагыз, игътибар белн тылагыз.

1. Боз hм кар эреде

Сулар йгерде.

Егълап елгалар

Яшьлр тгелде.

Кннр озая,

Тннр кыскара

Бу кайсы вакыт

Я, йтеп кара.

(Яз)

2. Лампа тгел – яктырта,

Мич тгел – ылыта.

(Кояш)

3. Борынсыз чыпчык боз тиш.

(Тамчы)

4. Кктн килде, ирг иде.

(Ягыр)

5. зе туа, йг керми

зе елый да, елый. (Боз)

Без без без идек уены.

Без без без идек

Без унике кыз идек

Базга тоштек, май ашадык.

Келэткэ кердек, бал ашадык.

Капта - коп авызынны йомып тот.

(«Коймаклар уен-ыры)

Буген Нрз бйрмен

Без чакырдык кунаклар.

Кунакларнын килен

Без пешердек коймаклар.

Коймакларга караса,

Мен шулай купергн,

Мен шулай кысылган,

Мен шулай елгн.

Коймагынны майлап ал,

Телгенне сайлап ал.

(Нрз бер баланы сайлап ала, биилр)

1А. б. : Бйрмебез ахырына якынлашты. Бйрм белн сезне матур кызлар, зур малайлар м хрмтле кунаклар! Иснлек-саулык, зур уышлар телим сезг, хзер йдгез кчтнчлр белн чй эчбез.

2А. б. : Вот и праздник наш подошёл к концу. Здоровья вам ребятки благополучия всем! А сейчас все вместе будем угощаться!

МБДОУ №6 “ Аленушка”

Тозеде: татар теле

тэрбиячесе Мортазина Г. М.

Минзл шре 2014 ел.

Публикации по теме:

«Салават күпере». Конспект занятия по ознакомлению с татарским фольклором в старшей группе. Татарский фольклор, сказки, загадки. Составитель : Воспитатель по обучению детей татарскому и русскому языкам Гарифуллина Эне.

Нетрадиционное занятие по лепке в средней группе по стихотворению Г. Тукая «Карлыгач» .

Автор публикации:
Сценарий билингвального праздника «Нэуруз котлы булсын (Навруз)»
Опубликовано: 21 февраля 2014 в 15:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД