Папки-передвижки

Конспект занятия «О чем поёт самовар»

Анна Желтуха
Конспект занятия «О чем поёт самовар»

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая,

коммуникативная, музыкально-художественная,

восприятие художественной литературы.

Цель: Знакомство детей с самоваром, свойствами чая, традициями русского

чаепития.

Задачи:

• познакомить детей с русским самоваром;

• познакомить детей с напитками под названием «чай»;

• дать детям знания о способах получения черного и зеленого байхового чая и правильном его заваривании;

• воспитывать в детях любовь и уважение к традициям гостеприимства и чаепития на Руси;

Публикация «Конспект занятия „О чем поёт самовар“» размещена в разделах

• развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес;

• обогащать речь детей, пополнить и разнообразить словарный запас;

• развивать эстетическое восприятие.

Словарная работа: самовар, байховый чай, Китай, Индия, сбитень, пряности, бодрость, тонизирующий, гранулированный, Русь, заваривание, жаровня.

Планируемые результаты: знают, что такое самовар и его устройство, различные виды чая, безопасные способы заваривания чая, умеют поддерживать беседу о чайных традициях, высказывают свою точку зрения, рассуждают и дают адекватные объяснения на поставленные вопросы, активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками во время игр, проявляют интерес к жизни людей на Руси.

Материалы и оборудование: самовары, чай в различных упаковках, стеклянные заварочные чайники, салфетки, чайная посуда (для чаепития) мед, варенье, молоко, листья мяты, мультимедийное оборудование (презентация, загадки и поговорки, русская народная песня «Самовар», схема заваривания чая.

Содержание организованной деятельности детей:

1. Проблемная ситуация: дети входят в группу на столе стоит неизвестный предмет.

Воспитатель:

Кто такой стоит пузатый

И блестящие бока,

Торчит носик крючковатый,

В нем вода из родника.

Окружили его чашки,

Сахар, пирожки и мед,

Он, как командир в фуражке,

Чаю всем гостям нальет.

Дети: Самовар.

Воспитатель: Ребята, а что такое самовар, для чего он нужен?

Дети: рассказывают, что это устройство для подогрева воды (если они затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы).

Воспитатель: А теперь тщательно рассмотрим самовары и поговорим об их устройстве.

Дети: описывают самовары ( если затрудняются воспитатель задает наводящие вопросы: из какого материала изготовлен, какую форму имеет, на чем стоит, за что удобно его брать, откуда наливается вода и т. д.).

Воспитатель: А хотите, я вам расскажу, откуда к нам пришел самовар?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Тогда слушайте. В России самовар появился достаточно давно. Его изготавливали во многих странах, но самые лучшие были в нашей стране. Самые популярные - тульские самовары. В городе Туле насчитывалось 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тыс. штук самоваров в год. За высокое качество наносили государственный российский герб как высшую награду.

Взгляните на экран, на котором изображено устройство самовара. Самая заметная часть самовара, часто имеющая красивую форму - это корпус. В него наливается вода для кипячения. Вторая деталь, не менее важная – специальная полость для топлива, находится она в центре корпуса, внутри. Её делали в виде трубы и наполняли углями. Называется эта труба жаровня или кувшин, т. к. формой часто его напоминает. В нижней части кувшина или жаровни есть решетка, на которую кладется топливо. С боку на корпусе находятся ручки – для переноски самовара. Для вливания воды снимается крышка сосуда.

Для наполнения стакана есть удобный кран с притертыми поверхностями. Так выглядел старинный самовар. Устройство современного проще, т. к. бала заменена жаровня на электрический нагревательный элемент.

Предлагаю вам превратить холодную воду в горячую с помощью самовара.

Игра «Кто больше и быстрее принесет воды в самовар» (дети наливают воду в самовар, воспитатель включает его в розетку. Во время кипячения воды воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру).

Игра «Угадай с закрытыми глазами по запаху» (детям предлагается блюдца с медом, малиновым вареньем, листьями мяты, молоком).

Воспитатель: Как вы думаете, закипела ли вода в самоваре? Как вы это определили?

Дети: Вода закипела, потому что пошел пар и вода забурлила.

Воспитатель: Для чего мы вскипятили воду?

Дети: Для чая.

Воспитатель: Мы с вами поиграли в игру. Я думаю, что каждому из вас понравился определенный запах. Предлагаю вам превратить запах с помощью кипяченой воды в напиток (обсуждение воспитателя совместно с детьми процесса заваривания).Как вы думаете, как такой напиток называется?

Дети: Чай.

Воспитатель: Раньше в деревне простые люди пили сбитень – напиток из меда с пахучими травами, который мы с вами сделали, да плодовые и ягодные напитки. А вы знаете, что в старину напиток чай подавали в праздники только в очень богатых домах. А пришел к нам чай из Китая. А выращивают его и в Индии, и у нас в России на юге. Ребята, а какой чай бывает?

Дети: Красный, зеленый, черный (дети рассматривают чайные листья на ощупь, на запах, на вес, прочность и т. д.).

Воспитатель: Ребята, что объединяет эти три вида?

Дети: Все они из листьев, только разного цвета.

Воспитатель: Вот мы с вами пришли к тому, что чай этот – листовой.

А вы знаете, какие еще виды чая бывают?

Дети: в пакетиках (воспитатель дополняет ответы детей - гранулированный, растворимый и демонстрирует их.)

Воспитатель: Дети, а вы знаете, как надо правильно заваривать чай?

Дети: рассказывают об известных им способах и читают схему заваривания.

Воспитатель: Ребята мы с вами многое узнали о самоваре, о чае, о правильном способе его заваривания, но его вкуса мы так и не почувствовали. А теперь не пора ли нам, ребята, попить чайку? Пожалуйста к столу, чем богаты, тем и рады. (звучит русская народная песня «Самовар», дети вместе с воспитателем садятся за столы, на которых стоят баранки, варенье, мёд и пьют чай.)

Совместное задание для родителей и детей: найти и выучить пословицы и поговорки про самовар чай. А персональное задание для детей – научить родителей новым способам заваривания чая.

Публикации по теме:

«Ах, самовар, ах, самовар!» Знакомство детей с русскими традициями, бытом«Ах, самовар, ах, самовар!» Знакомство детей с русскими традициями, бытом Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное.

Фотоотчёт о занятии по ФЭМП во второй младшей группе «Чем похожи, чем отличаются?»Фотоотчёт о занятии по ФЭМП во второй младшей группе «Чем похожи, чем отличаются?» Тема занятия: «Чем похожи, чем отличаются?» Задачи: - Продолжать учить детей называть и узнавать геометрические фигуры, сравнивать, находить.

Конспект занятия для детей 4–5 лет «Самовар — воды кипящей волшебство» Конспект для детей 4-5 лет «Самовар - воды кипящей «волшебство»». Цель: Формировать у детей интерес и уважение к русской народной культуре.

Конспект фольклорного развлечения в средней группе «Самовар кипит» ПРАЗДНИК САМОВАРА Ведущая: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам да радости! Давно мы вас поджидаем, Праздник без вас не начинаем,.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в младшей группе «Стоит пузачок, блестит бочок… Самовар» Оксана Белобородова Конспект комплексного занятия в младшей группе по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «На чем и чем можно рисовать» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие; Вид деятельности: непосредственно образовательная Возрастная группа: подготовительная.

Конспект занятия по заучиванию наизусть стихотворения С. Есенина «Поёт зима — аукает…» Конспект занятия по заучиванию наизусть стихотворения С. Есенина «Поёт зима - аукает…» Закурдаева Валентина Васильевна Конспект Программное.

Наблюдение-эксперимент на прогулке «Чем похожи и чем отличаются снег и лед» в средней группе Наблюдение – эксперимент на прогулке «Чем похожи и чем отличаются снег и лед» Цель: Рассказать детям из чего состоит снег и лед. Формировать.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Самовар» в подготовительной группеКонспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Самовар» в подготовительной группе Цель: систематизировать знания детей о старинной посуде. Обеспечить развитие умения лепить из соленого цветного теста. Предварительная работа:.

Конспект занятия «О чем печалишься, осень?» Золотая осень Тема: «О чем печалишься, осень?» Чтение стихотворений об осени. Программное содержание: Образовательные задачи: показать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «О чем поёт самовар»
Опубликовано: 13 февраля 2018 в 16:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД