Папки-передвижки

О методике формирования умственных действий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора

Людмила Халанская
О методике формирования умственных действий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора

Налицо актуальность поиска новых путей совершенствования существующей дидактической системы в области дошкольной педагогики, что соответствует основным целям и задачами образования, сформулированными в Национальной доктрине образования в РФ (от 04.10.2000 года №751, одной из которых является:

“…обеспечение разностороннего и своевременного развития детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности”.

Публикация «О методике формирования умственных действий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора» размещена в разделах

Определение путей совершенствования системы образования в области дошкольной педагогики необходимо производить с применением системного подхода. Индивидуализация в обучении ребенка, обусловленная его психологическими особенностями и временем нахождении в дошкольном образовательном учреждении, заставляет проводить поиск новых, более эффективных форм, методов и приёмов обучения (составляющих педагогической технологии, а также путей реализации на практике авторских методик с учетом принципа региональности проведения.

Одним из путей реализации системно-деятельностного подхода в дошкольной педагогике может быть:

1. Поэтапное формирование представлений и элементарных умений, научной основой которого является теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека Гальперина, развивающая и дополняющая теорию Ж. Пиаже. Внутренним содержанием этой теории являются положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия, где действие разделяется на ориентировочную и исполнительную часть.

2. Педагогическая деятельность с применение метода проектов по формированию целостного восприятия, как окружающего мира (системы, так и самостоятельных областей (элементов системы) его составляющих (например : животный и растительный мир, транспорт, профессии и др.).

3. Формирование осознанного творческого подхода к созданию новых образов в рамках окружающего мира как системы с учетом её состояния во времени (прошлое, настоящее, будущее) с применением системного оператора (9-тиэкранная модель, как ключевого элемента теории решения изобретательских задач (рисунок 1).

Системный оператор (9-тиэкранная модель) представления, целостного восприятия и осознания окружающего мира как ключевого элемента теории решения изобретательских задач состоит из взаимосвязанных элементов,

где С – система в настоящем;

ПС – подсистема в настоящем

НС – надсистема в настоящем;

С(-)система в прошлом;

ПС(-)подсистема в прошлом;

НС(+)надсистема в прошлом;

С(+)система в будущем;

ПС(+)подсистема в будущем;

НС(+)надсистема в будущем.

Системный оператор, как считает ТРИЗ-педагогика, является основным инструментом формирования мыслительных операций системного характера, с помощью которого можно дать ребенку более широкое и глубокое представление об объектах окружающего мира и дополнить её с помощью аналогий и сравнений.

Пример применения системного оператора (9-тиэкранной модели) изображен на примере птиц (рис. 2) и на примере транспорта (рис. 3).

На основе представленных подходов логичным представляется их комплексное применение, в результате чего усиливается эффект подачи и усвоения информации. Комплексный подход может найти отражение в комплексной методике.

Принципиальная схема создания и внедрения в практику комплексной методики поэтапного формирования умственных умений и понятий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора (9-тиэкранной модели) представления, целостного восприятия и осознания окружающего мира ребенка представлена на рисунке 4 и 5.

Таким образом, в статье представлены общие положения методики обучения дошкольников на основе комплексного применения и взаимодополнения метода проектов, метода поэтапного формирования умственных действий и понятий и системного оператора по формированию целостного восприятия и осознания окружающего мира ребенком.

Данные положения не претендуют на законченность и будут продолжены в дальнейших исследованиях, в ходе которых будет оценена степень влияния одного метода на другой, рассчитана эффективность обучения и предложен вариант реализации проекта на конкретном примере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиева Т. Федеральный эксперимент по реализации основного содержания дошкольного образования. /Дошкольное воспитание. 2009. №5.

2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. — М. : Сов. радио,1979.-184 с. — Кибернетика.

3. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий”. М., 1965.

4. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

5. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. М., 1998.

6. Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2005. - 48 с. .

7. Обухова Л. Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. М. : Тривола, 1995.

8. Талызина Н. Ф. К вопросу об усвоении начальных геометрических понятий. Материалы совещания по психологии (июль 1955). М., 1957.

9. Талызина Н. Ф., Карпов Ю. В. Педагогическая психология // Психология интеллекта. - М., 1987.

Прикреплённые файлы:

risunki-1-5_4paoj.pptx | 253,52 Кб
 
Публикации по теме:

Мини-музей и метод системного оператора в детском садуМини-музей и метод системного оператора в детском саду Мини-музей и метод системного оператора в детском саду Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее.

Мини-музей пуговиц. Мини-музей и метод системного оператора в детском садуМини-музей пуговиц. Мини-музей и метод системного оператора в детском саду Мини-музей и метод системного оператора в детском саду Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
О методике формирования умственных действий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора
Опубликовано: 24 мая 2015 в 21:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД