О работе с детьми после кохлеарной имплантации

Ольга Петровна Гантимурова
О работе с детьми после кохлеарной имплантации

"Особенности логопедической работы с детьми после кохлеарной имплантации"

За последние десятилетие кохлеарная имплантация открыла широчайшие возможности для полноценного речевого развития и комфортной жизни слабослышащих и глухих детей. Эта операция не восстанавливает глухому человеку слух, но расширяет восприятие речи так, что с помощью импланта они понимают окружающих. На сегодняшний день дети с имплантами посещают речевые и общеобразовательные группы детского сада, чтобы находится в среде говорящих и интегрироваться в обществе. Но имплант это лишь начало пути восстановления, важно в этот период оказать ребенку профессиональную помощь логопеда и сурдопедагога.

В нашем детском саду появились такие ребятишки и перед администрацией, специалистами встал вопрос о том, как помочь детям. Возникла идея объединения усилий всех специалистов, где особое внимание уделить логопедической деятельности. Нужно помочь ребенку сделать скачок в развитии, но учитывать особенности каждого и четко разделить функции логопеда и сурдопедагога. Оказалось, что сделать только операцию недостаточно, необходимо научить детей слышать и слушать. Итак, сурдопедагог акцентирует внимание на развитие слухового восприятия, речеслуховой памяти и внимания, а логопед – на произносительные навыки, обязательно на одном лексическом и речевом материале. Оба специалиста стимулируют речь ребенка во время занятий. Важно отметить, что логопед должен иметь опыт работы с детьми с тяжелыми расстройствами речи (моторная, сенсомоторная алалия, дизартрия, ринолалия,и прослушать лекции специалистов данной области и ознакомиться с литературой по развитию слухового восприятия у слабослышащих и глухих детей, детей с КИ (кохлеарной имплантации). Также отмечаем, что специалисты не учат ребенка целенаправленно. каким-то словам или грамматическим правилам, а помогают осваивать речь, прислушиваться к окружающему миру. Доказано, чем раньше проведена операция, тем выше результат коррекционного воздействия, потому что формирование основных процессов восприятия речи окружающих и собственной происходит как бы спонтанно, скажем естественно. Логопед должен активизировать голос ребенка и развивать артикуляционную моторику. На начальном этапе главное не качество произношения, а интонационно-ритмическая структура слова или фразы, плавность речи, звучание голоса т. е просодический компонент. Затем, работая с КИ, формируется языковой компонент речи (пассивный и активный словарь, грамматические категории, связная речь, т. е готовые образцы высказываний для умения общаться со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы и сурдопедагог и логопед работали согласованно и владели различными методиками работы с детьми с КИ. Отмечается, что в работе логопеда нужно помнить, что дети с КИ не нуждаются в использовании сопряженной речи, необходимо сидеть рядом с ребенком во время игры, а не напротив, только в этом случае он будет более внимательно прислушиваться. На начальном этапе развития произносительных навыков можно использовать приемы, связывающие звук с жестом (верботональная методика, фонетическая ритмика, побуквенно -послоговое чтение, и лишь после 4-х лет, если отсутствует ожидаемая динамика или проведена поздняя операция, включаем в работу дактильные формы речи.

В коррекционной работе со слабослышащими детьми выделяют четыре этапа:

1. Начальный период развития слухового и речеслухового восприятия. Этот период связан с развитием у ребенка начального интереса к звукам. Важно активизировать голосовую активность, произнесения звуков и слов по подражанию.

2. Основной период развития слухового и речеслухового восприятия. В этот период ребенок начинает понимать часто используемые слова и простые фразы. Он часто повторяет за взрослым слова, но не понимает их значение. Наблюдаются выраженные проблемы слухоречевой памяти – ребенок плохо запоминает слова. Необходимо формировать умение различать и узнавать все звуки речи (фонематический слух). Также развиваем слуховой контроль собственной речи и формируем координацию между слухом и артикуляцией (ребенок должен уметь повторять новое слово, даже если не понимает).

3. Языковой период развития восприятия речи (в том числе и собственной). Длительность более 5 лет. Главным, в эот период, является развитие системы родного языка. Большое внимание уделяется грамматике.

4. Период развития связной речи и понимания сложных текстов. Этот период определяется дальнейшим накоплением словарного запаса, развитием грамматической системы и общих представлений об окружающем мире. Это более высокий уровень овладения родным языком.

Особая роль в коррекционной работе отводится родителям. Забота о глухом ребенке требует от родителей дополнительного труда и напряжения. Чтобы устроить его жизнь наилучшим образом, необходима настоящая мудрость, самоотверженность. Вся семья становится первой необходимой речевой средой для ребенка, поэтому все реабилитационно-образовательные мероприятия проводятся в тесном сотрудничестве с ними.

Подводя итог, отмечаем огромные возможности интеграции детей с КИ в детских садах. Конечным результатом является то, что они становятся говорящими и могут жить полноценной жизнью.

Подготовил:

учитель- логопед МБДОУ №11 «Машенька» г. Сургут Гантимурова О. П.

Публикации по теме:

Презентация «Я здоровье берегу — быть здоровым я хочу!» В этой презентации показана наша работа по укреплению и сохранению здоровья наших детей. В нашем детском саду созданы все условия для полноценного.

Система педагогической деятельности Для аттестации. Система педагогической деятельности. Моя миссия-Реализовать личностно-ориентированную модель педагогической работы с детьми;.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Безопасность детей
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
О работе с детьми после кохлеарной имплантации
Опубликовано: 8 апреля 2013 в 09:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дети любят рисовать». Фотоотчёт занятия по рисованию
Дети любят рисовать! С этим утверждением трудно поспорить. Малыши и дети постарше очень любят рисовать. Вот почему занятия рисованием вызывают у дошколят...
Коллективная работа с пожеланиями учителю к выпускному начальной школы
Плакат я задумала к выпуску сына из 4 класса. Хотелось сделать что-то необычное и запоминающееся. Ребята в классе сына поддерживают любую идею, с...
Конспект НОД по лепке в средней группе «Яблоня в цвету»
Программное содержание: Закрепление умения любоваться красотой весенней природы, знаний детей о частях деревьев. Закрепление у детей приемов и техники...
Конспект НОД в средней группе по рисованию «Укрась павлина».
Конспект НОД в средней группе по рисованию «Укрась павлина» . ( стук в дверь, воспитатель открывает) Ой, ребята, тут какая – то записка, посмотрим что в...
Шуточная песня дошкольного работника
Шуточная песня дошкольного работника ( на мотив Песни разбойников из м/ф «Бременские музыканты») Закончился очередной учебный год. Можно немного выдохнуть...