Папки-передвижки

О развитии одаренности у детей дошкольного возраста

Галина Тогочакова
О развитии одаренности у детей дошкольного возраста

Вопросы обучения и воспитания одаренных детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности должны развиваться с дошкольного возраста. Одаренные дети дошкольного возраста тяжело адаптируются в социуме, что, как известно, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии их таланта.

Публикация «О развитии одаренности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Как отмечают отечественные психологи, количество одаренных детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одаренности и разработке программ развития и коррекции поведения одаренных детей.

В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одаренность – это синдром типичных психофизиологических и социально-психологических отклонений от среднестатистической линии развития человека, превышение ее по основным показателям развития, прежде всего интеллекта.

Одаренность – не новый предмет исследований, она всегда привлекает внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества особенно ее педагогические аспекты остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития одаренности и творчества не всегда используется полностью.

В настоящее время появилось немало альтернативных программ воспитания и обучения дошкольников. Тем не менее вопрос о развитии одаренности остается актуальным. Дело в том, что большинство новых программ концентрируется, прежде всего, на познавательных аспектах развития.

Анализ занятия с детьми, их совместной деятельности с взрослыми показывает: среда, в которой эффективно может развиваться одаренность ребенка, требует специальных педагогических условий.

Дошкольный возраст – это сенситивный период становления инициативно-творческой личности ребенка. Педагоги центра развития ребенка детский сад «Тополек» считают, что тем лучше поставлен процесс обучения, тем быстрее ребенок растет как личность. В ДОУ создана благоприятная педагогическая среда, которая способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Патриотизм – синтез духовно-нравственных гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к близким, родному дому, к своей малой Родине, стране.

Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота. Чтобы воспитать такую одаренную личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру. С этой целью в нашем ДОУ была проведена большая методическая работа, составлена и апробируется программа развитие «Моя малая Родина» для детей 3-7 лет. Программа направлена на приобщение детей к истокам хакасской национальной культуры, пробуждению чувств любви, уважения, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей малой Родины, ее истории.

В течение двух лет в ДОУ претворяются воспитательно-образовательные задачи этой программы. С этой целью разработан долгосрочный проект «Моя малая Родина», который основан на принципе разнообразия и вариативности. При выполнении этого проекта каждая группа составляет свои мини-проекты. Так в 2007-2008 учебном году тематика мини-проектов была разнообразной:

«Моя семья – мой род»;

«Пого: древность и современность»;

«Хакасский национальный костюм»;

«Животный мир Хакасии»;

«Моя малая Родина – Аскиз»;

«Хакасские игры»;

«Хакасская национальная кухня»;

«Путешествие по Хакасии»;

«Города Хакасии»

Мини- проекты предусматривают насыщенное образовательное содержание соответствующее познавательным интересам современного ребенка и развитию одаренности.

С 2007 по 2009 учебные года ДОУ тесно взаимодействует и сотрудничает по правовому воспитанию детей с территориальной избирательной комиссией Аскизского района. Программы «Растим юного гражданина» и «Моя малая Родина» связаны между собой одной идеей, целью, задачами взаимодействуют, взаимообогащают и дополняют друг друга. Работая над реализацией этих программ был разработан проект «Моя малая Родина с правовым направлением», который был направлен на решение вопросов гражданско-правового воспитания. Тема прав ребенка многогранна. Ее основные составляющие определили тематику долгосрочного проекта, в котором приняли участие центральная районная библиотека имени М. Е. Кильчичакова, территориальная избирательная комиссия Аскизского района. Для выполнения этого проекта был разработан поэтапный тематический план работы, по которому была выпущена газета Тирегес с гражданско-правовой тематикой.

Педагоги, работающие с детьми старшего дошкольного возраста, разработали каждый для своей группы мини-проекты по соответствующей тематике. Под руководством педагога Ултургашевой Н. М. и инструктора по физической культуре Казагашевой И. М. был разработан мини-проект «Я имею право на медицинское обслуживание». Для реализации данного проекта были проведены серии занятий на темы:

«Здоровье и болезни»;

«Личная гигиена»;

«Витамины и полезные продукты»;

Цикл бесед и экскурсий с этнокультурным компонентом:

«О работе медицинской сестры ДОУ»;

«О работе врача-педиатра Топоевой В. А.»;

«Знакомство с деятельностью врача-офтальмолога Одежкиным Николаем Максимовичем».

Экскурсия в больницу;

Экскурсия в аптеку;

Экскурсия в медицинский кабинет ДОУ.

Организовали сюжетно -ролевую игру «Больница», дидактическую игру «Доктор Айболит». Дети выполняли дизайн - проекты своих медицинских кабинетов, обозначая предметы мебели геометрическими фигурами разного цвета. Итоговой работой проекта стало проведение музыкально-спортивного праздника «К нам приехал Айболит». В данном мини-проекте развивались у детей художественная и интеллектуальная одаренность.

Воспитанники подготовительной к школе группы «Золотая рыбка» под руководством педагога Капсаргиной С. М. разработали мини-проект «Олимпийские игры». Были проведены следующие занятия:

«Древняя Греция»;

«Олимпийские игры в Древней Греции»;

«Олимпийский огонь»;

«Подвиги Геракла»;

Рассматривались картинки с видами спорта;

Познакомились с олимпийскими чемпионами нашей страны.

Провели комплекс занятий с этнокультурным компонентом:

«Спортсмены нашего села»;

«Выдающиеся спортсмены Хакасии»;

«Знакомство с олимпийским чемпионом-земляком Карамчаковым Сергеем Захаровичем».

Провели экскурсии на стадион, на зимний каток, в спортивный отдел магазина. Завершением этого проекта стало проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья» совместно с родителями. Мини-проект «Олимпийские игры» развивал у детей спортивную, интеллектуальную одаренность.

Одним из этапов проекта была запланирована работа по правовому образованию родителей. С этой целью во всех группах были проведены родительские собрания на тему: «В гостях у Конвенции». Проводя культурно-просветительную работу, среди родителей ДОУ преследовалась цель:

познакомить родителей с нормативно-правовыми документами по проблеме охраны прав детей;

сформировать индивидуальную родительскую позицию;

стиль воспитательной практики;

проводить разъяснительную работу с детьми на основе взаимного уважения;

повысить контроль над собственными эмоциями;

чаще опираться на полученные знания, в том числе на опыт собственных родителей;

вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы.

Для повышения уровня профессиональной грамотности и компетенции педагогических кадров совместно с центральной библиотекой был проведен методический час на тему: «Правовое образование педагогов в ДОУ», где продолжались изучаться основные положения «Конвенции о правах ребенка», нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации, которые бы успешно применялись в педагогической практике педагогов.

На занятиях по изобразительной деятельности перед выполнением заданий (рисование, художественный труд и дизайн) с детьми был проведены цикл бесед:

«Мое любимое село Аскиз»;

«Моя семья»;

«Как одевались люди в старину» (хакасский национальный костюм);

«Пояс алыпа»;

Чтение сказок «Охотник Мирген», «Хан Ереман». В заключении продолжительной работы дети отражали свои впечатления в своих рисунках. Итогом всей работы стала выставка детского рисунка «Моя малая Родина». В детских работах была отражена любовь к природе и культуре своего народа.

В течение двух лет воспитанники ДОУ принимают участие в районном конкурсе детского рисунка «Тигiр Хуры», где занимают призовые места.

В 2008 году фольклорная группа «Чахаях» заняла третье место в районном конкурсе «Фольклор земли родной» среди общеобразовательных учреждений района. В текущем году заняли первое место среди дошкольных учреждений района. Наше участие в конкурсах всегда успешно. Конкурсы помогают развивать музыкальные и творческие способности детей. Это направление нашей работы – приобщение детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живешь.

Следующим этапом в дальнейшей подготовке игры «Выборы» была работа геральдической комиссии, которая объявила конкурс среди педагогов, родителей и детей на лучший герб и флаг Сказочного государства «Хоорай». Внимательно изучив, представленные материалы геральдическая комиссия остановила свое внимание на лучших эскизах герба и флага. Полотнище флага триколор голубого, желтого и зеленого цветов. Голубой цвет означал мирное голубое небо, желтый – раздолье хакасских степей, зеленый – богатство тайги. Герб – на фоне восходящего солнца хакасский алып на богатырском коне.

Музыкальный руководитель Бурнакова И. П. разработала сценарий выборов сказочного государства «Хоорай» на основе хакасского эпоса «Алтын-арыг».

Опираясь на соответствующую Программу и технологии для работы с детьми дошкольного возраста, педагогическим коллективом Центра продолжилась экспериментальная работа по знакомству детей с правами ребенка.

Все мы родом из детства и именно в детстве закладываются зерна истинного мира. Это время – как весну для посева – нельзя упустить, поэтому наши педагоги закладывают фундамент знаний у детей по правовому образованию. В ходе реализации Программы и статей Конвенции, была выбрана модель интеграции правового материала через ведущие для дошкольников виды деятельности – игровую (ролевые, театрализованные, дидактические игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и умений, а также через проблемно-поисковую деятельность детей (решение различных ситуаций, разработка совместных с воспитателем проектов).

Синтез всех этих видов деятельности нашел отражение в таких формах работы, как оформление выставок: «Кто я?», «Моя семья», «Моя малая Родина».

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Дети создают игру силой воображения, игровых действий и роли, способностью перевоплощаться в образ, поэтому мы решили провести выборы хана Сказочного государства в игровой форме. В последнее время наше общество живет от выборов до выборов. Дети это воплощают в игре. Ведь окружающий мир воспринимается ребенком по иному, чем взрослым: ребенок «новичок», все для него полно смысла и значения, он в игре «открывает» то, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре иных целей, кроме собственной игры. Мы учитывали обучающий и развивающий характер игры «Выборы», как средство воспитания, когда включен был целостный педагогический процесс.

Педагоги, руководя игрой «Выборы» подсказывали содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, технологию выборной системы, воздействовали на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Ценность этой игры заключалась в том, как воспитательное средство, оказывающее воздействие на коллектив играющих детей, педагоги через коллектив оказывали воздействие на каждого ребенка.

Раскрытию содержания Программы и статей Конвенции во многом помогала художественная литература. Именно художественная литература – благодаря всепроникающему слову, - дает представление об идеале, на примере жизни, в чувствах, мыслях, поступках. Вот почему мы можем сказать, что художественная литература дает детям всестороннее знание жизни, она учит как вести себя, показывает живые примеры того, как наши идеалы воплощаются в жизнь. С этой целью, мы решили ввести детей в проблему с помощью хакасской сказки. Необходимо было выбрать хорошо знакомую детям сказку, достаточно актуальную, в которой сюжет отражает – социальные явления. Для этого пришлось составить новые сказки. Так, появилась сказка «Хан Ереман», «Мирген охотник», в которых государство осталось без правителя, и необходимо было провести выборы. Дети демократическим путем-голосованием выбрали трех героев из сказки: Тимир-хана – Ярослава Чебодаева, Айсели – Катю Топоеву, охотника Миргена – Рому Сидеева. Продолжение сказки «Хан Ереман», в которой три героя включились в выборную борьбу за трон Сказочного хакасского государства. В игре «Выборы» проявились незаурядные лидерские способности у Тимир-хана – Ярослава Чебодаева, Айсели – Кати Топоевой, Мирген охотник – Ромы Сидеева. У доверенных лиц, которые представляли кандидатов в ханы, отмечались интеллектуальные успехи.

Опираясь на ведущий в педагогике дошкольного детства принцип наглядности, мы стремились создать доступный восприятию детей агитационный материал с героями сказок, с помощью которого можно было бы обсудить и закрепить представление о каждом этапе Закона о выборах.

Педагогический коллектив Центра разработал сценарий выборов, избирательные бюллетени, протокол итогового голосования, списки избирателей, составили предвыборные программы, выбрали доверенных лиц кандидатов, подготовили и оформили зал и национальные костюмы.

Итогом работы проекта «Моя малая Родина с правовым направлением» стало проведение игры «Выборы», так как и игра – сфера самостоятельной творческой деятельности детей. Организованная на заключительном этапе проекта игра «Выборы» охватывала нравственные элементы, являлась средством формирования личности ребенка. Принимая на себя роль Тимир-хана, Айсели, охотника Миргена, ребенок в процессе игры подчинял свое поведение правилам и требованиям, вытекающих из роли, искренне переживал чувства изображаемого героя сказки. Каждый ребенок, принявший участие в игре «Выборы», совершил прыжок в мир высших форм человеческой деятельности, мир морали. В игре «Выборы» впервые возникало соподчинение мотивов, появились мотивы социального содержания.

В. Г. Белинский утверждал: «…воспитание – великое дело, им решается участь человека…». Поэтому мы убеждены, что, по-своему воспитывая в детях общие и вечные для всех людей и народов духовно-нравственные и общечеловеческие ценности, приобретенные в такой игре как «Выборы», ребенок получил основу для восприятия мира и понимания своего отношения к нему, поведения в этом мире. Получив эти знания, такой ребенок с возрастом будет ценить культурные ценности как сферу духовной жизни человека.

Главная воспитательно - образовательная задача этого проекта заключалась в том, чтобы приобщить детей к основам правовой культуры, умению взаимодействовать и сотрудничать в коллективе в процессе этой игры, воспитывать уважение к своим оппонентам, развивать воображение и игровое творчество, воспитание гражданственности.

Мы ставили своей целью раскрыть некоторые аспекты работы по правовому воспитанию Центра. Проведенная работа показала, что поставленные задачи в ходе проекта были достигнуты.

Таким образом, приобщая детей к истокам правового образования, мы развивали личность каждого ребенка, который, надеемся, в будущем будет знать свои права и будет юридически грамотным гражданином.

У детей сформировалось представление о себе, о своей семье и социальном окружении, позитивное уважительное отношение к своей малой Родине, его жителям, труду. Знания, приобретенные в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получили ответы на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности.

Работая по данной технологии мы предусматривали взгляд на ребенка как полноправного партнера в условиях сотрудничества. Специфика ее предполагает четкое реагирование на изменение социальной ситуации в современном мире, варьирование, интеграцию и постоянное совершенствование.

Таким образом, можно выделить, что для развития одаренности ребенка необходимы предметно-пространственная среда, индивидуально-личностный подход к ребенку, стимулирующий его творческую деятельность, использование технологии, способствующие самоактуализации ребенка. Литература:

1. Программа развитие – Моя малая Родина, Аскиз, 2007 г.

2. Программа Растим юного гражданина, Абакан, 2007 г.

3. Усачев А. Приключение маленького человека. Всеобщая декларация прав человека в пересказе детей и взрослых / А. Усачев – М., 1994 г.

4. Шабельник Е. С. Ваши права / Е. С. Шабельник, Е. Г. Каширцева – М., 1995 г.

5. Шабельник Е. С. Права на всякий случай / Е. С. Шабельник, Е. Г. Каширцева – М., 1995 г.

6. Шорыгина Т. А. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание / Т. А. Шорыгина – М. : Книголюб, 2005 г.

7. Пасечник Л. Одаренный ребенок – особая ценность для общества. / Л. Пасечник – М. // Дошкольное воспитание, № 2, 2009 г.

Публикации по теме:

Роль лепки в развитии детей дошкольного возраста Лепка относится к изобразительной деятельности, сущность которого заключается в создании из пластического материала (пластилина, глины,.

Роль экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста «Человек-дитя природы и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек иногда забывает об этом, иногда позволяет себе относиться.

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника.

Роль игры в развитии детей дошкольного возраста ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются:.

Самообслуживание и его роль в развитии детей дошкольного возраста Ребенок с детства - в семье, детском саду, на улице – всюду ребенок так или иначе соприкасается с трудом взрослых, видит его и пользуется.

Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам. А. Н. Толстой Вспоминая свое детство, первое что приходит на.

Тема: «Использование мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста» Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей дошкольного возраста .

Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста.Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста. Мы с вами живем в эпоху компьютерных технологий и роботостроения. В нашу жизнь входят новые технические разработки и достижения. Роботы.

Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста «Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О развитии одаренности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 мая 2017 в 14:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД