О роли театрализованных игр в речевом развитии дошкольников

Ирина Лисова
О роли театрализованных игр в речевом развитии дошкольников

Дошкольный возраст-это период становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного и нравственного воспитания в максимально сензитивный период развития.

Как же организовать обучение детей, чтобы оно было непринуждённым и интересным для них, чтобы помогло раскрыть индивидуальные и творческие способности каждого ребёнка? Как показывают практические наблюдения особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков,развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм. О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Участие ребёнка в театрализованных играх, в драматизации сказок- всегда праздник. Благодаря театрализованным играм, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной: «Мишка собирается на прогулку», «День рождения Чебурашки», «В гостях у Белоснежки». Формирование интереса у детей к театрализованным играм я начала с организации просмотров небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых знакомых потешек, стихов и сказок. Знакомство с театрализованной игрой происходило через игру имитацию отдельных действий человека, животных, птиц, затем дети учились подражать поведению знакомых сказочных персонажей. Театрализованные игры оказывают большое внимание на речевое развитие ребёнка, стимулируют активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствуют артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Для развития речевой интонационной выразительности использую игровые упражнения на звукоподражание: («Покажи как мяукает кошечка, которую обидели хулиганы.» «Покажи, как чирикает воробей, который радуется приходу весны», а также игры на развитие речевого дыхания. Важно отметить, что участвуя в театрализованной деятельности, ребёнок старается говорить чётко, чтобы его поняли другие, тем самым решается задача по формированию правильного звукопроизношения. В старшем дошкольном возрасте можно перейти к более сложному виду деятельности- к драматизации сказок и рассказов. Так с детьми старшей группы были поставлены спектакли: «Репка по- новому», «Колобок на новый лад» и «Теремок- сказка о дружбе». Дети охотно выступали перед родителями и другими детьми, хотя некоторым из них пришлось побороть застенчивость и неуверенность в себе. В работе с детьми постоянно обращаюсь к сказочным персонажам, так как сказка наиболее доступный сознанию ребёнка материал. Благодаря сказке ребёнок не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Вместе с детьми мы сочиняем сказки, изготавливаем сказочных героев из различных материалов: пластилина, бумаги, природного материала. Рассказываем сказки с помощью метода моделирования, используя предметы -заместители. Вариативность использования сказочных персонажей на занятиях и в игровых упражнениях: «Угадай кого не стало», «Кто где спрятался», «Угадай по мимике», «Расскажи, а мы угадаем» способствует устойчивому вниманию, интересу, работоспособности.

Важным условием для формирования опыта нравственного поведения считаю подборку проблемных ситуаций для детей на основе сказок. Дети учатся оценивать поступки героев, находить и обыгрывать всевозможные варианты развития ситуации. Родители, наблюдая положительную динамику в поведении детей, их общении друг с другом, в формировании речевых навыков, а также в развитии творческих способностей, не только заинтересовались моей работой, но и принимают в ней активное участие: они с удовольствием оказывают помощь в подборе литературного материала, изготовлении костюмов и атрибутов для театрализованных игр. С родителями использую следующие формы работы: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Сказочная викторина», домашнее сочинение сказок и различных историй, оформление стенгазет.

Успешной организации театральной деятельности в группе способствовало создание центра для театрализованных игр, который включает в себя различные виды театра: настольный, пальчиковый, плоскостной, театр на ложках, кукольный театр, театр масок, театр игрушек, а также костюмы, атрибуты и декорации для постановки спектаклей.

Литература

1. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности// Дошкольное воспитание. -2009.-№7.-с. 66-70.

2. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. -М., 2001г.

3. Алексеева М. М. ЯшинаВ. И. Речевое развитие дошкольников. -М. Академия. 1999г.

4. Бондаренко А. К., Матусик А. И., Воспитание детей в игре. М., «Просвещение», 1996г.

О роли театрализованных игр в речевом развитии дошкольников
Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Развитие звуковой стороны речи дошкольников Развитие звуковой стороны речи дошкольников Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Новый год
  • Времена года и погода
Автор публикации:
О роли театрализованных игр в речевом развитии дошкольников
Опубликовано: 21 марта 2013 в 15:27
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет смотра-конкурса «Лучший уголок для родителей»
В нашем детском саду прошел в ноябре месяце смотр-конкурс «Лучший уголок для родителей». Недавно были подведены итоги этого конкурса. Наша группа заняла...
«Ручки, ножки малышей удивляют всех людей». Детское Новогоднее творчество
Декабрь -первый месяц зимы, а вместе с тем -конец года, а это значит совсем немного остаётся до Нового года, чудесного, яркого праздника, и детское...
Сценарий новогоднего утренника для детей младшей группы.
Дети под веселую новогоднюю песню входят в нарядный музыкальный зал и становятся перед елочкой. Ведущая. С Новым годом! С Новым годом! Мы хотим...
Фотоотчет посещения музея «Дружбы народов». Подготовительная группа
Недавно мы с детьми подготовительной группы посетили выездной музей, который приехал в Магнитогорск. Предварительно была проведена беседа: что такое музей,...
Конспект занятия «День героев Отечества» для воспитанников 4 Группы с ОВЗ
Цель: Расширение знаний о детях - героях нашего времени. Задачи: - Познакомить с историей возникновения праздника. Расширить кругозор детей о героях...