Объективные факторы возникновения конфликтов. Материал для педсоветов.

Елена Васильева
Объективные факторы возникновения конфликтов. Материал для педсоветов.

Развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных.

Первая группа факторов возникновения конфликтов носит объективный характер. Организационно-управленческие причины имеют объективно-субъективную обусловленность. Социально-психологические причины конфликтов субъективно- объективны. Личностные причины конфликтных ситуаций субъективны.

Субъективные причины конфликтов - противоречия, вызванные индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ их разрешения.

В то же время трудно найти! предконфликтную ситуацию, возникшую в силу объективных! обстоятельств, которую нельзя было бы разрешить неконфликтным \ способом.

1. Одной из них являются возможные значительные потери и

искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой / коммуникации. Значительная часть информации содержится на уровне '' бессознательного и словами не выражается. Часть информации теряется из-за ограниченности словарного запаса говорящего. Из-за недостатка времени не высказывается многое из того, что могло быть сказано. Часть информации утаивается говорящим, так как ему сообщать ее невыгодно. Неправильное понимание людьми друг друга может быть основной причиной конфликтов, либо усложняет разрешение социальных противоречий, возникших по иным причинам.

2. Второй типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межличностного общения человек ~ оба человека могут играть не те роли, которые ожидает от каждого из них партнер по взаимодействию. В этом случае возникновение межличностного конфликта, как правило, неизбежно.

3. Одной из типичных социально-психологических причин межличностных конфликтов является непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон. Но с различных сторон одна и та же проблема может выглядеть совершенно по-разному.

В качестве иллюстрации приведем известную притчу в нашей интерпретации. Пятеро слепых подошли к слоненку и стали его ощупывать с тем, чтобы узнать, что он из себя представляет. Слоненок испугался и убежал. Слепые стали обсуждать, на кого же он похож. Тот, который успел ощупать ногу слоненка, сказал, что слоненок похож на ствол пальмы. Тот, кто ощупал хвост, сказал, что слоненок похож на веревку. Тот, кто держался за хобот, сказал, что слоненок похож на удава. Тот, кто успел ощупать ухо, сказал, что слоненок похож на измятый лист толстого пергамента. Последний из слепых, который ощупал бивень, сказал, что слоненок твердый, как кость, и похож на большой рог. Начали они между собой спорить. Поскольку каждый не без основания считал себя правым, то спор перерос в ссору, а затем в драку. В ней свою правоту доказал тот, кто был сильнее. Это был самый высокий из слепых, успевший ощупать ухо. Стали все слепые считать, что слоненок похож на лист пергамента.

В чем заключалась причина этого конфликта? В том, что каждый из слепых успел оценить только часть слоненка, подошел к его оценке односторонне. Твердость в отстаивании своей позиции каждым была вызвана тем, что по-своему каждый был, без сомнения, прав. Каждый был уверен в своей правоте, но не понимал, что его правда составляет только часть более общей правды.

4. Типичной социально-психологической причиной конфликтов во взаимодействии людей является выбор ими различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение. Существует пять основных способов оценки.

Анализ конфликтов показал, что, оценивая других людей, человек, за основу оценки чаще берет то, что им не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормой, целью деятельности и другими людьми, t выполнившими аналогичную работу отлично. Сам же работник Обычно /-оценивает свои результаты, сравнивая их с началом деятельности и результатами других людей, выполнявших аналогичную работу похуже. В итоге одна и та же работа в зависимости от способов оценки может быть оценена не только по-разному, но даже противоположно. Это приводит к конфликтам.

Существует еще ряд социально-психологических причин" межличностных и межгрупповых конфликтов.

К ним относятся: внутригрупповой фаворитизм, т. е. стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы; присущий человеку конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; ограниченные способности человека к децентрации, т. е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей;' свойственное человеку желание получать от окружающих больше, чем отдавать им; стремление к власти; источником конфликтов иногда выступает психологическая несовместимость людей.

ЛИЧНОСТНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ. Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека при его взаимодействии с другими людьми и окружающей средой.

В процессе социального взаимодействия у человека существует диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером. Варианты ожидаемого поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Нежелательное поведение может -привести к созданию предконфликтной ситуации, а недопустимое - к конфликту. Зачастую недопустимое поведение обусловлено агрессией оппонентов. Агрессия - это индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей.

Типичной личностной причиной конфликтов выступает плохо развитая у человека способность к эмпатии, т. е. пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствованию ему. Наличие антипатии как устойчивого отрицательного эмоционального отношения индивида к другому человеку, группе, проявляющееся в неприязни, неприветливости, недоброжелательности, также может стать причиной возникновения и развития конфликтной ситуации.

Завышенный или заниженный уровень притязаний так же 1 способствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний характеризует, во-первых, уровень трудности, достижение которого является общей целью будущих действий (идеальная перспективная цель); во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате успеха или неудачи прошлых действий; в-третьих, желаемый уровень самооценки личности. Человек нередко переживает внутриличностные конфликты, связанные с завышенными желаниями и недостаточными возможностями для их удовлетворения. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т. д.

Одной из часто встречающихся личностных причин конфликтов являются акцентуации характера. Они проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт характера или их сочетаний у конкретного человека и представляют крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Структура и функции социальных конфликтов

СТРУКТУРА КОНФЛИКТА

необходимо отметить, что кроме понятия "конфликт" часто используется и такое понятие, как "конфликтная ситуация". В одних случаях они рассматриваются как равнозначные, в других - выделяются различия между ними. Очевидно, что конфликтная ситуация - частное понятие по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный "фотографический снимок" конфликта на определенный момент времени. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.

. Рассмотрим эти составляющие конфликта.

1. Участники конфликта.

Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие как "оппонент", что в переводе с латинского означает "возражающий, противник в споре" (Бородкин, Коряк, 1989).

Группы поддержки. Всегда в любом конфликте за спиной оппонентов стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т. д

2. Предмет конфликта. Предмет конфликта - объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником столкновения сторон; основное противоречие, из-за которого возник конфликт.

3. Объект конфликта. Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается. Легче определяется проблема или предмет конфликта. Объект лежит глубже и является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации. Поэтому иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объект конфликта - конкретная материальная (ресурс, социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

4. Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять такой элемент как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т. е. та микро- и макросреда, в которой возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию.

Психологические составляющие конфликта:

Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации являются мотивы, устремления сторон, стратегия и тактика поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т. е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.

1. Мотивы сторон. Мотивы в конфликте - это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях.

2. Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий участников конфликта.

Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики. Тактика (от греч. tasso - выстраиваю войска) - это совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Одна и та же тактика может использоваться в рамках разных стратегий. Так, например, угроза или давление, рассматриваемые как деструктивные действия, могут быть использованы в случае неготовности или неспособности одной из сторон уступать далее определенных пределов.

Тактики бывают жесткие, нейтральные и мягкие. В конфликтах применение тактик обычно идет от мягких к более жестким.

3. Информационные модели конфликтной ситуации. По-другому этот субъективный компонент конфликтной ситуации называют восприятием конфликта оппонентами. Он является исключительно важным для понимания возникновения и развития конфликта.

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ.

Среди конструктивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие:

1. Конфликт устраняет полностью или частично противоречие, возникающее в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, нерадивости отдельных работников и т. п. Он высвечивает узкие места, факты недостаточной деловитости и порядочности. При завершении конфликтов в более чем 75% случаев удается полностью, в основном или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.

2. Конфликт дает возможность более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации.

3. Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое эмоциональными бурными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций.

4. Конфликт является источником развития личности, межличностных отношений. Конфликт, при конструктивном разрешении, позволяет человеку расширить способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.

5. Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности.

6. При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих.

7. Межличностные конфликты, будучи отражением противоречий процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации (Первышева, 1990).

Помимо конструктивных функций конфликт, как правило, имеет и деструктивные последствия.

1. Большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников.

2. Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а значит -травмированием оппонентов.

3. Конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта (Иванов, 1965; Судаков, 1974).

4. Конфликт - это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются.

5. Конфликт формирует негативный образ другого - "образ врага", который, в свою очередь, способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту.

6. Конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов.

7. Конфликт закрепляет в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия.

8. Конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности.

Динамика межличностного конфликта

Под динамикой конфликта понимается ход развития, изменения конфликта под влиянием действующих на него факторов и условий.

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ И ЭТАПЫ В РАЗВИТИИ КОНФЛИКТА.

В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы

1. Латентный период (предконфликт) включает этапы: а) возникновение объективной проблемной ситуации; б) осознание данной ситуации субъектами взаимодействия; в) попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами; г) возникновение предконфликтной ситуации.

Возникновение субъективной проблемной ситуации. Если не считать случаев, когда возникает'ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией (Петровская, 1977). Сущностью такой ситуации является возникновение противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т. п.). Так как противоречие еще не осознанно и нет конфликтных действий, то ситуацию называют проблемной.

Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-то общественно важным интересам.

2. Открытый период часто называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает: а) инцидент; б) эскалацию конфликта; в) сбалансированное противодействие; г) завершение конфликта.

Инцидент представляет первый открытый этап в динамике конфликта, выражающийся во внешнем противодействии, столкновении сторон. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше, как череда конфликтных событий, инцидентов. Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Такой процесс получил название "эскалация конфликта".

Признаками эскалации являются: сужение когнитивной сферы, возникновение образа врага, рост эмоционального напряжения, переход к личным выпадам, рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация, применение насилия, потеря первоначального объекта разногласия, расширение границ конфликта.

Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать. Однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются.

Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта -разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

3. Послеконфликтный период включает два этапа: а) частичная нормализация отношений недавних оппонентов; б) полная нормализация их отношений.

Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.

отношений конфликт принимает глобальные размеры, захватывает всю личность. Она как бы внутренне расщепляется, и этот внутренний конфликт может перерасти в невроз" (Мясищев, 1960).

Внутриличностный конфликт можно определять как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающей противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

Когнитивная сфера: противоречивость "образа Я"; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.

Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение деятельности; негативный эмоциональный фон общения.

Интеграционные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

Виды внутриличностных конфликтов

A. Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности", интересы, желания, влечения и т. п.). Они могут быть выражены понятием "хочу" ("Я хочу").

Б. Ценности, воплощающие в себя общественные нормы и выступающие'благодаря этому как эталоны должного. Мы имеем в виду личностные ценности, т. е. принятые ею, а также те, которые не принимаются личностью, но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как "надо" ("Я должен").

B. Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью возможностей, качеств и места среди других людей. Как выражение уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем активности, поведения. Выражается как "могу" или "не могу" ("Я есть").

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта

1. Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, в частности в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (Фрейд, 1903, между стремлениями к обладанию и к безопасности (Хорни, 1943, между двумя положительными тенденциями - классическая дилемма "Буриданова осла" (Левин, 1939, или как столкновение различных мотивов (Кузьмин, Семенов, 1987).

2. Нравственный конфликт. Он рассматривается как конфликт, возникающий на основе нравственного противоречия в социальной сфере или в сознании отдельного индивида и заключающийся в столкновении и противодействии сторон, мнений, оценок, ценностных ориентации, которые имеют выраженный нравственный компонент.

А. Спиваковская выделяет конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества (1988). Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать ему (Василюк, 1995; Франкл, 1990).

3. Конфликт нереализованного желания или конфликт комплекса неполноценности (Юрлов, 1995). Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между "хочу быть таким, как они" (референтная группа) и невозможностью это реализовать (Захаров, 1982). Конфликт может возникать не только, когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осуществить. Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основе которых лежат сексуальные патологии (Кратохвил, 1991; Свядощ, 1991; Харитонов, 1996).

4. Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт, а также в связи с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к

выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни (Родных, 1993; Скалепов, 1995).

5. Адаптационный конфликт понимается как в широком смысле, т. е. как противоречие, возникающее на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле - при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека (профессиональными, физическими, психологическими) (Сенокосов, 1989). Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования.

6. Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. (Петровский, Ярошевский, 1990). Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности (Юферова, 1975, между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением, с одной стороны, повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и, с другой стороны, понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Хекхаузен, 1986).

Генезис и последствия внутриличностных конфликтов

Общепризнанно, что внутриличностные конфликты не могут возникать без влияния на личность окружающей среды, в том числе социальной. "Чистых", возникающих только по причине внутренних действий, внутриличностных конфликтов нет. Исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта, их можно разделить на две группы:

1. Внутриличностные конфликты, возникающие как результат перехода объективных противоречий, внешних по отношению к человеку, во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные и др.).

2. Внутриличностные конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные конфликты, конфликт неадекватной самооценки, которые отражают отношение личности к окружающей среде. Е. Донченкои Т. Титаренко (1989) выделяют три уровня развития психологического противоречия:

- психологическое равновесие внутреннего мира личности;

- нарушение равновесия, осложнение, затруднение основных видов деятельности, проекция психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими (внутриличностный конфликт);

- невозможность реализации планов и программ, "разрыв жизни", невозможность выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится противоречие (жизненный кризис).

На каждом из этих уровней возможно разрешение противоречия. Эта возможность зависит от того, что человеку необходимо для нормальной жизнедеятельности, каким его потребностям грозит отказ. Может быть и так, что до внутриличностного конфликта человек так и не доходит, всю жизнь посвящая удовлетворению элементарных потребностей, живя по схеме: поели, можно и поспать; поспали, можно и поесть. Но нередко противоречие развивается дальше, перерастает во внутренний конфликт. Почему так происходит?

Ситуативные условия, которые делают внутриличностный конфликт актуальным, исследованы в работах В. Мерлина (1970). Эти условия внешние и внутренние.

Внешние условия конфликта сводятся к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности становится вовсе невозможным или находится под угрозой.

Во-первых, уже в борьбе с природой возникают трудности и препятствия для удовлетворения мотивов и отношений личности.

Во-вторых, удовлетворение одних мотивов с неизбежностью порождает возникновение новых, еще не удовлетворенных мотивов.

В-третьих, общественная жизнь требует ограничения различных мотивов, иногда очень глубоких, например, стремления к сохранению жизни.

Внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда внешние обстоятельства порождают определенные, внутренние условия. Внутренние условия конфликта сводятся к противоречию между различными сторонами личности. Во-первых, эти стороны должны быть значимыми. Во-вторых, они должны иметь приблизительно равную значимость для личности. В-третьих, личность осознает субъективную неразрешимость ситуации. Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить ситуацию. В результате человек остро переживает ситуацию выбора, эмоционально погружается в нее.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ.

Внутриличностный конфликт может иметь положительные и отрицательные последствия. Внутриличностные конфликты могут быть конструктивными (продуктивными, оптимальными) и деструктивными (разрушающими личностные структуры человека).

Конструктивным является такой конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих и минимальными личностными затратами на его разрешение. Конструктивно преодолеваемый внутриличностный конфликт является одним из механизмов гармонизации личностного развития.

Анализируя ранние периоды развития ребенка, В. М. Афонькова (1974, Л. И. Божович (1981) отмечают, что внутренние конфликты усложняют психическую жизнь, способствуют ее переходу на новые уровни функционирования.

Позитивно разрешенные конфликты закаляют характер, устойчивость поведения, независимость от случайных обстоятельств, способствуют становлению стабильной направленности личности. В. С. Мерлин считал, что "психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в коренной перестройке личности" (1964).

Внутриличностный конфликт может способствовать формированию адекватной самооценки, что, в свою очередь, помогает самопознанию и самореализации личности.

Деструктивными_считаются_внутриличностные конфликты, усугубляющие раздвоение личности перерастают в жизненные кризисы или ведут к развитию невротических реакций.

Длительный внутриличностный конфликт угрожает эффективности деятельности (Куценко, 1990). По мнению русского философа А. Бердяева "рефлектирующий и сомневающийся не может быть активным в мире, не может быть воином, - он весь погружен в ослабляющее его самораздвоение, он не уверен в той активной, творческой силе, которой мог бы воздействовать на мир. Рефлексия, раздвоение и сомнение есть расслабленная приспособленность к дурной множественности мира необходимости. Состояние сомнения есть состояние несвободы, зависимости, подавленности" (1916).

Длительные внутренние конфликты могут тормозить развитие личности. Как считает Л. И. Божович,". человек, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, будет отличаться неуверенностью, неустойчивостью поведения, неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т. е. у него будут отсутствовать как раз те черты, которые как основополагающие входят в характеристику психологически зрелой личности"(1981).

Острые внутриличностные конфликты, как правило, приводят к деструкции существующих межличностных отношений в семье, на работе. Они могут быть причиной повышенной агрессивности, тревожности, раздражительности в общении.

Особо следует остановиться на проблеме перерастания внутриличностного конфликта в невротический конфликт. Присущие конфликту переживания становятся источником заболевания в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности. Человек не может изменить конфликт так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный выход из сложившегося положения. Такой конфликт занимает ведущее место в жизни человека, оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает аффективное напряжение, которое обостряет противоречия, усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает продуктивность и самоконтроль.

.Классификация невротических конфликтов (Мясищев В. Н. 1960)

Он описывает конфликты истерического, обсессивно-психастенического и неврастенического типов.

Первый тип характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих.

Второй тип - невротического конфликта - характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.

Конфликт третьего типа (неврастенический) представляет противоречие между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе. В таких условиях возможно возникновение аутоагрессии, под которой понимаются агрессивные действия индивида, направленные на самого себя (например, суицидальное поведение).

Психологические факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов

Жизнь человека так устроена, что вероятность обстоятельств, грозящих нарушением оптимального процесса развития личности, его внутреннего мира велика, и плохо, если человек к ним не подготовлен. Трудно представить человека, у которого не возникают внутриличностные конфликты. Однако необходимо избегать деструктивных внутренних конфликтов, а если они возникают, то разрешать их с минимальными издержками для здоровья.

Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

ФАКТОРЫ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ.

В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутренним противоречиям по-разному. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Единого рецепта правильного отношения к внутриличностным конфликтам нет.

1. По мнению М. Ширмановой (1993, преодоление внутриличностного конфликта зависит от глубинных мировоззренческих установок личности, содержания ее (веры, от опыта преодоления себя.

2. Развитость волевых качеств способствует успешному преодолению человеком внутренних конфликтов. Воля составляет основу всей системы саморегуляции человека. В трудных ситуациях воля, как правило, приводит в соответствие внешние требования и внутренние желания.

3. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это, у людей с различными типами темперамента отличны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь (Донченко, Титаренко, 1989).

4. На процесс разрешения внутриличностных конфликтов оказывают влияние половозрастные особенности личности. С увеличением возраста внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения.

Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин, Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации, Женщины всякий раз по-новому радуются и огорчаются, страдают и ликуют. Женщины разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины - в ролевых.

МЕХАНИЗМЫ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ. Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты (Бассин, Бурлакова, Волков, 1988; Зейгарник, 1981; 1986; Налчаджян, 1980; 1988; Романова, Гребенников, 1996; Соколова, 1976; 1989; Мягер, 1983). Психологическая защита -специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием внутриличностного конфликта. Она является нормальным, повседневно работающим механизмом психики. Рассмотрим механизмы психологической защиты подробнее.

1. Отрицание ("не замечай это") - один из онтогенетически ранних и наиболее простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельствами, их игнорированием.

2. Проекция ("обвини это") - сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями. Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и самопринятия на этом фоне.

3. Регрессия ("плачь об этом") - развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта к детским стереотипам поведения.

4. Замещение ("напади на что-то, заменяющее это") - развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного или значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на самого себя. Замещение имеет активные и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования.

5. Подавление ("не помни об этом") - развивается для сдерживания страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. К подавлению относятся близкие к нему механизмы - изоляция и интроекция.

Изоляция ("не чувствуй это") - восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги. Интроекция ("не знай, откуда у тебя это") - присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.

6. Интеллектуализация (переосмысли это) - развивается в раннем подростковом возрасте. Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. Используемые способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка " + " и "-" каждой из тенденций и их анализ; шкалирование каждого " + " и "-" в каждой из тенденций и их суммирование.

В этот способ входят также механизмы аннулирования, сублимации и рационализации.

Аннулирование ("отмени, перечеркни это") - поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины.

Сублимация ("трансформируй это") - удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение привлекательных, общественно значимых поступков.

Рационализация ("найди оправдание этому") - нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами. Реализуемые способы: дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого); дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании; преувеличение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодискредитация (искупление вины).

7. Реактивное образование ("обрати это в противоположное") предполагает выработку и подчеркивание в поведении противоположной установки.

8. Компенсация ("постарайся приобрести это") - онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы идентификации и фантазии.

9. Идентификация ("будь как это, чтобы не потерять его") -моделирование поведения другого лица, как путь к повышению самоценности или совладению с возможным разделением или утратой.

10. Фантазия ("мечтай об этом") - бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта.

Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе, как средство адаптации и разрешения конфликтов могут, при определенных условиях, вызывать противоположные состояния дезадаптации и перманентного конфликта. По мнению В. С. Романовой и Л. Р. Гребенникова (1996, в основе этой неоднозначности лежит то, что механизмы защиты являются в своем большинстве продуктами конфликтов раннего онтогенеза.

. Переживание внутриличностного конфликта является особой формой активности личности, в которой осознается противоречие и происходит его разрешение на субъективном уровне. Основой переживания является психоэмоциональное напряжение, имеющее субъективное качество и предметное содержание.

Основными видами внутриличностного конфликта являются: мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, ролевой, адаптационный и конфликт неадекватной самооценки.

Существует ряд условий предупреждения внутриличностных конфликтов. Среди них выделяют такие как: наличие устойчивой системы ценностей и мотивов личности: адаптивность и гибкость; оптимистическое отношение к жизни; умение управлять своими желаниями и эмоциями; развитость волевых качеств; уточнение иерархии ролей; адекватность самооценки; своевременное решение возникающих проблем; правдивость в отношениях и другие.

Основные формы завершения конфликта

К числу указанных форм относятся: разрешение конфликта, его урегулирование, затухание, устранение и перерастание в другой конфликт.

Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, устранению причин конфликта. Принципиальное значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него.

Разрешение конфликта представляет многоступенчатый процесс, который включает анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности своих действий.

Аналитический этап предполагает сбор и оценку информации по следующим проблемам:

1. Объект конфликта (материальный, социальный или идеальный; делим или неделим; может ли быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон).

2. Оппонент (общие данные о нем, его психологические особенности; отношения оппонента с руководством; возможности по усилению своего ранга; его цели, интересы, позиция; правовые и нравственные основы его требований; предыдущие действия в конфликте, допущенные ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем -нети др.).

3. Собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная основы собственных требований, их аргументированность и доказательность; допущенные ошибки и возможность их признания перед оппонентом и др.).

4. Причины и непосредственный повод, приведший к конфликту.

5. Социальная среда (ситуация в организации, социальной группе; какие задачи решает организация, оппонент, как конфликт влияет на них; кто и как поддерживает каждого из оппонентов; какова реакция руководства, общественности, подчиненных, если они есть у оппонентов; что им известно о конфликте).

6. Вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию, как он воспринимает меня, мое представление о конфликте и т. д.).

Проанализировав и оценив конфликтную ситуацию, оппоненты прогнозируют варианты разрешения конфликта и определяют соответствующие своим интересам и ситуации способы его разрешения. Прогнозируются: наиболее благоприятное развитие событий; наименее благоприятное развитие событий; наиболее реальное развитие событий; как разрешится противоречие, если просто прекратить активные действия в конфликте, т. е. возможные исходы конфликта.

Под затуханием конфликта понимается временное_прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из "явной" формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:

- истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;

- потери мотивации к борьбе, снижения важности объекта конфликта;

- переориентации мотивации оппонентов (возникновения новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).

Устранение конфликта есть такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на "неконструктивность" устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей). Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:

- изъятие из конфликта одного из оппонентов

- исключение взаимодействия оппонентов на длительное время

- устранение объекта конфликта (мать забирает у ссорящихся детей игрушку, из-за которой возник конфликт);

- устранение дефицита объекта конфликта (третья сторона может обеспечить каждую из конфликтующих сторон объектом, к обладанию которым они стремились).

Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть: устранение одной или обеих сторон; приостановка конфликта с возможностью его возобновления; победа одной из сторон (овладение объектом конфликта); деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное); согласие о правилах совместного использования объекта; равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной; отказ обеих сторон от посягательств на данный объект; альтернативное определение таких объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон.

Контроль эффективности собственных действий предполагает критические ответы самому себе на вопросы: Зачем я это делаю? Чего хочу добиться? Что затрудняет реализацию намеченного плана? Справедливы ли мои действия? Какие необходимо предпринять действия по устранению помех разрешения конфликта? и др.

По завершению конфликта целесообразно: проанализировать ошибки собственного поведения; обобщить полученные знания и опыт решения проблемы; пытаться нормализовать отношения с недавним оппонентом; снять дискомфорт в отношениях с окружающими; минимизировать отрицательные последствия конфликта в собственном состоянии, деятельности и поведении.

Основные способы и приемы разрешения межличностных конфликтов

Принципиальное значение для того, каким способом разрешится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него. Стратегия выхода из конфликта представляет основную линию поведения оппонента на его заключительном этапе. Выделяют пять основных стратегий (способов) разрешения конфликта: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление (Томас, Килменн, 1972).

Рассмотрим целесообразность применения данных стратегий.

Соперничество - стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы, организации, а не для отдельной личности, микрогруппы; важности исхода борьбы для проводящего данную стратегию; отсутствия времени на уговоры оппонента.

Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, при дефиците времени и высокой вероятности опасных последствий. В остальных случаях соперничество носит, как правило, деструктивный характер.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями; наличия взаимоисключающих интересов. Сегодня компромисс является наиболее часто используемой, конструктивной стратегией завершения конфликтов.

Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают разные мотивы. Это может быть осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него, незначительность проблемы. Уход от решения проблемы, или избегание, является попыткой уйти из конфликта при минимуме затрат. Отличается от аналогичной стратегии поведения в ходе конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, разговор идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремлении выиграть время, наличии трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сотрудничество считается наиболее эффективной, кооперативной стратегией поведения оппонентов в конфликте, заключающейся в ориентации на совместный поиск решения, которые удовлетворяет интересы всех сторон. Предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения.

Изучение разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным показало, что одна треть их завершается компромиссом. Две трети этих конфликтов заканчивается уступкой (преимущественно подчиненного). Только 1-2% конфликтов завершаются путем сотрудничества!

Теперь кратко охарактеризуем основные технологии компромисса и сотрудничества как наиболее конструктивные способы разрешения конфликта.

В основе компромисса лежит технология "уступок сближения" или как ее еще называют - "торг". Считается, что компромисс имеет недостатки, а именно: споры по поводу позиций приводят к урезанным соглашениям; создается почва для уловок; возможно ухудшение отношений, так как могут быть угрозы, давление, срыв контактов; при наличии нескольких сторон торг усложняется и т. п. По мнению Лоуэлла, "компромисс - хороший зонтик, но плохая крыша; на какое-то время он целесообразен, часто нужен в межпартийной борьбе, и почти никогда не нужен тому, кто управляет государством".

Вместе с тем, в реальной жизни компромисс применяется часто. Для его достижения может быть рекомендована техника открытого разговора (Анцупов, 1993):

1. Заявить, что конфликт не выгоден обоим.

2. Предложить конфликт прекратить.

3. Признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте. Они наверняка есть, и признать их для вас почти ничего не стоит.

4. Сделать уступки оппоненту в том, что в конфликте не является для вас главным. В любом конфликте можно найти несколько мелочей, в которых ничего не стоит уступить. Можно уступить и в серьезных, но не принципиальных вещах.

5. Высказать пожелания об уступках, необходимых со стороны

оппонента. Они, как правило, касаются ваших основных интересов в конфликте.

6. Спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимные уступки, при необходимости и возможности скорректировать их.

7. Если удалось договориться, то как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан.

Способ сотрудничества целесообразно осуществлять по методу "принципиальных переговоров" (Фишер, Юри, 1987). Его принципы сводятся к следующему:

А. Отделение людей от проблемы: разграничьте взаимоотношения с оппонентом от проблемы; поставьте себя на его место; не идите на поводу своих опасений; показывайте готовность разобраться с проблемой; будьте твердым по отношению к проблеме и мягким к людям.

Б. Внимание интересам, а не позициям: спрашивайте "почему?" и "почему нет?"; фиксируйте базовые интересы и их множество; ищите общие интересы; объясняйте жизненность и важность ваших интересов; признавайте интересы оппонента частью проблемы.

8. Предлагайте взаимовыгодные варианты: не ищите единственный ответ на проблему; отделите поиск вариантов от их оценки; расширяйте круг вариантов решения проблемы; ищите взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает другая сторона.

Г. Используйте объективные критерии: будьте открыты для доводов другой стороны; не поддавайтесь давлению, только принципу; по каждой части проблемы используйте объективные критерии; используйте несколько критериев; используйте справедливые критерии.

Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны.

Важным фактором, влияющим на результативность завершения конфликта, является участие третьей стороны в его урегулировании. Урегулирование конфликта - устранение противоречия между оппонентами с участием третьей стороны. Такую деятельность принято называть медиацией. Медиация - специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса нахождения конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволяет прекратить конфликт.

Медиация является одним из наиболее древних и всеобщих способов разрешения конфликтов. Она существовала в Китае, в странах Африки, где старейшины рода или племени выступали в качестве своеобразных профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных конфликтных ситуаций. Как общественно значимая деятельность медиация сформировалась в США в начале 60-х годов.

участниками); с другой, - на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами.

Под конфликтом (от лат. conflictus - столкновение) понимается наиболее Острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (спортивное состязание, дискуссия и т. п., или наоборот, не противодействуют, но переживают негативные эмоции, то такие ситуации являются предконфликтными.

Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности [2].

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных, обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п

Структура межличностного конфликта

Структура конфликта может быть представлена как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других социальных явлений. Основные компоненты структуры конфликта представлены

Кроме понятия "конфликт" часто используется и понятие "конфликтная ситуация", которое является частным понятием по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.

Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение [2].

К объективной стороне относятся: участники (стороны) конфликта; предмет конфликта; объект конфликта; микро- и макросреда. Субъективное содержание составляют такие элементы, как мотивы сторон, конфликтное поведение, информационные модели конфликтной ситуации. Рассмотрим данные элементы более подробно.

Участники конфликта. В любом конфликте основными действующими лицами являются люди. Они могут действовать как частные, официальные или юридические лица, а также объединяться в группы.

В зависимости от основных участников выделяются следующие виды конфликтов:

1) Внутриличностный - острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

2) Межличностный конфликт возникает между двумя (или больше) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок различных людей.

3) Личностно-групповой конфликт зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

4) Межгрупповой. В этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп.

По степени участия в конфликте (от непосредственно противодействия до опосредованного влияния на его ход) выделяют:

основных участников конфликта (или противоборствующие стороны) -субъекты, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга;

группы поддержки - силы, которые активными действиями или своим присутствием могут коренным образом воздействовать на ход и исход конфликта;

других участников - субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта (например, подстрекатели; медиаторы, то есть посредники и судьи; организаторы конфликта).

Предмет конфликта - объективно существующая или воображаемая проблема, служащая источником раздора между сторонами. Это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

Современный Гуманитарный Университет

Объект конфликта - материальная, социальная или духовная ценность, лежащая на пересечении взаимных интересов сторон, к обладанию или использованию которой стремятся оба оппонента.

Условия протекания конфликта. Характер любого разногласия существенно определяется внешней средой, в которой возникает конфликт.

Важнейшие условия протекания конфликта:

1) пространственно-временные (место осуществления противоречия и время, в течение которого оно должно быть разрешено);

2) социально-психологические (климат в конфликтующей группе, тип и уровень взаимодействия (общения, степень конфронтации и состояние участников конфликта);

3) социальные (вовлеченность в противоречие интересов различных социальных групп: половых, семейных, профессиональных, этнических и национальных).

Конфликтная ситуация и конфликтное поведение. Стратегии и исходы конфликтного взаимодействия

Мотивы сторон. Мотивы в конфликте - побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. Базисным побудителем активности оппонента являются его потребности, представляющие собой состояния нужды в объектах (ресурсы, власть, духовные ценности, необходимых для его существования и развития. Мотивы оппонентов конкретизируются в целях. Целью в конфликте является представление его участника о конечном, предвосхищаемом полезном (с точки зрения этого человека) результате конфликта. Выделяются общие (конечные) и частные цели оппонентов.

Конфликтное поведение. Оно состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Конфликтное поведение можно разделить на стратегию и тактику. Стратегия рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, ее установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта (избегание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество).

В основе классификации конфликтных стратегий лежат следующие основания:

1) характер действий (наступательные, оборонительные и нейтральные);

2) степень активности в их осуществлении (активные - пассивные, инициирующие - ответные);

3) направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на самого себя).

Избранная стратегия (генеральная линия) реализуется через конкретные тактики. Тактика поведения - совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Выделяются следующие виды тактик воздействия на оппонента (Анцупов А. Я., Шипилов А. И.):

а) жесткие:

тактика захвата и удержания объекта конфликта (применяется в конфликтах, где объект материален);

тактика физического насилия (уничтожение материальных ценностей, нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятельности и т. п.);

тактика психологического насилия (оскорбления, грубость, негативная

личностная оценка, клевета, обман, дезинформация, унижение и т. п.);

тактика давления (предъявление требований, приказов, угрозы, шантаж, предъявление компромата);

б) нейтральные:

тактика демонстративных действий (привлечение внимания к своей персоне путем публичного высказывания жалоб на состояние здоровья, невыход на работу, демонстрация суицидальных действий и т. п.);

санкционирование (воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения нагрузки, отказ от выполнения требований и т. д.);

тактика коалиций (образование союзов, увеличение групп с целью повышения своего ранга в конфликте);

в) мягкие:

тактика фиксации своей позиции (использование логики, фактов для подтверждения своей позиции в форме высказываемых суждений, предложений, критики и т. п.);

тактика дружелюбия (подчеркивание общего, выражение готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи и т. п.);

тактика сделок (взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями).

Степень расхождения образа и реальной картины бывает различной. Например, конфликтная ситуация может существовать, но не осознаваться сторонами как таковая, или наоборот.

Искажение конфликтной ситуации может заключаться в следующем:

1) искажается вся ситуация в целом [ситуация упрощается, воспринимается в черно-белых (полярных) оценках, происходит фильтрация информации, ее неверная интерпретация и т. д. ];

2) искажение восприятия мотивов поведения в конфликте (например, приписывание себе социально одобряемых мотивов, а оппоненту - мотивов низменных, подлых);

3) искажение восприятия действий, высказываний, поступков (фиксируется в следующих высказываниях по отношению к себе: "я все делаю правильно", "я вынужден так делать", "он сам виноват, что вынудил меня так сделать", "все так делают"; и по отношению к оппоненту: "он делает все мне во вред", "он специально так поступил" и т. п.);

_

4) искажение восприятия личностных качеств (здесь срабатывает эффект поиска соринки в глазу другого, то есть преуменьшение негативных качеств у себя и преувеличение у соперника).

Исход конфликта. Любое конфликтное действие может иметь четыре основных исхода: 1) полное или частичное подчинение другого; 2) компромисс; 3) прерывание конфликтных действий; 4) интеграция.

Динамика конфликта

В динамике конфликта, то есть в его реализации как процесса, выделяют следующие основные периоды.

Латентный период (предконфликт). Сущность этой стадии состоит в возникновении объективного противоречия (проблемы, которое потенциально должно стать предметом соорганизации своей позиции по отношению к ней у участников взаимодействия с учетом их мотивов и интересов. Восприятие реальности как проблемной заставляет участников взаимодействия предпринять какие-то действия для разрешения противоречия (не обязательно конфликтные). Однако в силу наличия препятствия для реализации своих интересов у взаимодействующих субъектов возникает искаженное восприятие проблемной ситуации и действий оппонента, которые воспринимаются уже как непосредственная угроза своим интересам.

Открытый период. После того, как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. Важно то, что стороны сами должны осознавать свое поведение как конфликтное. Открытый период включает: инцидент, эскалацию конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта.

Инцидент представляет первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Эскалация - это резкая интенсификация борьбы оппонентов.

Эскалация выражается в следующих признаках:

вытеснение адекватного восприятия партнера;

рост эмоционального напряжения;

переход от аргументов к претензиям и личным выпадам;

рост иерархического уровня нарушаемых интересов;

применение насилия;

потеря первоначального предмета разногласий;

расширение границ конфликта;

увеличение числа участников.

Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта. Основные формы завершения конфликта: разрешение, затухание, урегулирование, устранение или перерастание в другой конфликт. Завершение конфликта возможно как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразования ее образов, имеющихся у оппонентов.

Разрешение может быть следующим:

частичным (когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается); полным (конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне

внутренних побуждений).

Перечислим варианты разрешения конфликта:

1) полное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации (например: пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту);

2) частичное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях;

3) полное разрешение на субъективном уровне за счет кардинального изменения образов конфликтной ситуации;

4) частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограниченного, но достаточного для временного прекращения противоречия изменения образов в конфликтной ситуации.

Послеконфликтный период. Включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений. Частичная нормализация характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции в условиях, когда негативные эмоции еще не исчезли. Полная нормализация наступает при осознании сторо

Публикации по теме:

Создание психологического уголка в группе Презентация адресована педагогам детских садов. Цель: сохранение психологического здоровья каждого ребенка , обеспечение индивидуального.

Тренинг с педагогами. Тема: «Коррекция межличностных отношений»Тренинг с педагогами. Тема: «Коррекция межличностных отношений» 1. Цель – приобретение навыков улучшенных форм коммуникации, включая уверенное поведение, обучение методам нахождения решений в конфликтных.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Буквы, алфавит
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Объективные факторы возникновения конфликтов. Материал для педсоветов.
Опубликовано: 5 февраля 2013 в 23:08
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сценарий новогоднего утренника «Как то раз под новый год все отправились в поход»...
КАК-ТО РАЗ ПОД НОВЫЙ ГОД ВСЕ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД! Дети входят в зал цепочкой, идут в хороводе вокруг елки, останавливаются. Ведущая. Здравствуй,...
Книжка — малышка «Цыпленок». Мастер-класс.
Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по изготовлению рукотворной развивающей книжки – малышки с детской сказкой К. И. Чуковского «Цыпленок». Ранее я...
Рисунки детей по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»....
В конце ноября в нашем детском саду была организована выездная экскурсия для просмотра сказки «Новые приключения Буратино» в музыкальном театре....
Поект «Чудесная глина». Средняя группа.
Структура проекта. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Не сформированы представления о том, что такое глина, как...
Двигательная активность-залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей.
Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик. У кого-то...