Обеспечение двигательной активности в течение дня у детей среднего возраста.

Светлана Железниченко
Обеспечение двигательной активности в течение дня у детей среднего возраста.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Двигательный режим в течение дня включает в себя как организованную, так и самостоятельную деятельность детей. Можно выделить следующие приоритеты в режиме дня: первое место принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся такие виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. д.

Организация утренней гимнастики направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Она проводится нами ежедневно в помещении или на воздухе. Содержание утренней гимнастики составляют в основном общеразвивающие упражнения, соответствующие возрасту детей, знакомые им. Комплекс упражнений мы составляем на две недели. На второй неделе комплекс усложняется. В него вносятся изменения. Применяем на утренней гимнастике и различные пособия: кубики, флажки, султанчики, ленты, мячи, что способствует повышению степени двигательной активности детей. Иногда проводим утреннюю гимнастику в игровой форме, куда включаем общеразвивающие упражнения имитационного характера («снежинки кружатся», «птички летают» и т. п.). Можно создать целый сюжет из имитационных движений.

Физкультминутки на занятиях умственной деятельностью применяются с целью предупреждения утомления на занятии, связанном с длительным сидением в однообразной позе, требующем сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей. Длительность её составляет, примерно, 2 – 3 мин. Для проведения физкультминуток используем разные формы: упражнения общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, ног, туловища, движения, сопровождаемые речью («Мы листики осенние на веточках сидели. Ветер дунул, полетели. Летели. Летели, на землю сели.», имитационные движения (показать, как «кошка умывается», как «зайчик прячется, прислушивается» и т. п., игровые упражнения («Зайка серенький сидит…»).

Двигательная разминка проводится во время перерыва между занятиями. Она позволяет отдохнуть от умственной нагрузки и статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Двигательная разминка может состоять из 2 – 3 игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Сбей кеглю», «Прокати – не урони» и др., а так же произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (мячи, обручи, кегли и др.). Игровые упражнения должны быть знакомы детям, просты по содержанию. Продолжительность разминки – 10 мин. Можно организовать несколько игровых мест, предоставляя детям возможность самим выбрать вид деятельности. Во время двигательной разминки используем и малоподвижные игры: «Затейники», «Делай как я», «Карусели» и др.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Это благоприятное время для проведения подвижных игр, индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной деятельности. Организуя прогулку мы учитываем, какие занятия предшествовали ей. Если они носили подвижный характер (физо, музо, то прогулку начинаем с наблюдения или самостоятельной деятельности детей. Если же дети на занятиях были ограничены в движениях, то прогулку начинаем с проведения подвижной игры, игровых или спортивных упражнений. При выборе подвижных игр и игровых упражнений мы учитываем время года и состояние погоды. При холодной погоде игры с активными движениями (бег, прыжки) чередуем с видами деятельности умеренно подвижного характера (ходьбой, метанием, подлезанием). Такое чередование характера и темпа двигательной деятельности создаёт возможность отдыха для детей и предохраняет их как от замерзания, так и от перегревания, поддерживает положительно – эмоциональное состояние психики. В основном мы проводим на прогулке одну, общую для всех детей подвижную игру и 1 – 2 игры с подгруппой детей (по желанию детей). При организации подвижных игр и игровых упражнений, а так же самостоятельной двигательной активности детей на прогулке мы принимаем во внимание и степень двигательной активности каждого ребёнка. Так, у детей с высокой двигательной активностью преобладают игры и упражнения высокой степени интенсивности (бег друг за другом, с ловлей, прыжки, подскоки). Они отличаются неумением выполнять движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности. Поэтому от таких детей мы добиваемся более точного выполнения движений, даём упражнения на воспитание выдержки, настойчивости, стараемся регулировать их самостоятельную деятельность, чередуя деятельность с интенсивными движениями с деятельностью, предполагающей более спокойные движения (упражнения с кеглями, мячом, сюжетно-ролевые игры). Малоподвижным детям присуща деятельность с преобладанием статических поз. Они не любят коллективные игры, предпочитают игры низкой степени интенсивности. Таких детей на прогулке мы чаще привлекаем к спортивным и игровым упражнениям, требующих активных движений (бег за мячом, катание мяча, прыжки) и состоящих из навыков, усвоенных детьми на занятиях. Для развития уверенности в себе и воспитания интереса к подвижным играм часто даём им ведущие роли, отмечаем их успехи. Регулировать двигательную активность детей на прогулке помогают и трудовые поручения. Выполнение таких поручений как подмести веранду, дорожки, помочь расчистить участок от листьев, снега, вынести игрушки и пособия вызывает у малоподвижных детей активные действия. Чрезмерно подвижным можно поручить расставить пособия на участке, насыпать корм в кормушки для птиц, собрать крупный мусор, ветки в корзину, т. е. то, где нужны точные, небыстрые движения.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, способствует профилактике нарушений стопы. Мы используем, в основном, гимнастику игрового характера, состоящую из 4 -5 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («дерево», «петух», «гуси полетели», «поезд», «каша кипит» и др.). В дополнение к дыхательной гимнастике проводим ходьбу по массажным дорожкам, состоящим из предметов, способствующих массажу стопы: круги с шипами, коврики с нашитыми пуговицами, крышками, фломастерами, валики с камешками, шишками, шнуры.

Второе место в двигательном режиме дня занимают учебные занятия по физической культуре как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Занятия по физической культуре проводятся 3 раза в неделю (1 из них – на воздухе). Поддержанию оптимальной двигательной активности детей на занятии способствуют: продуманность общеразвивающих упражнений, основных движений, организация детей на занятии, расстановка пособий, смена двигательной деятельности с высокой степенью активности на деятельность спокойного характера, учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, его группы здоровья, степени двигательной активности.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна и во время прогулок (утром и вечером). Во время самостоятельной двигательной деятельности активные действия детей должны чередоваться с более спокойными. Важно учитывать и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его самочувствие. Для организации самостоятельной двигательной деятельности необходимо создать соответствующую физкультурно-игровую среду: позаботиться о достаточном для движений игровом пространстве (в помещении группы и на улице, о разнообразии и периодической сменяемости физкультурного оборудования и инвентаря. Так, на прогулке для совершенствования двигательных навыков, а также для развития самостоятельной двигательной активности детей мы используем физкультурное оборудование, имеющееся на участке (лестницы, дуги, качели, скамейки, выносные физкультурные пособия (обручи, мячи, скакалки, кегли, флажки и др.) и различный спортивный инвентарь (велосипеды, санки, лыжи, клюшки и др.). Для создания новизны и поддержания интереса к действиям, для более организованной самостоятельной двигательной деятельности мы не только предлагаем детям разнообразный физкультурно-игровой материал, но и по-разному группируем пособия, показываем способы их применения. Например, кегли можно использовать для метания, перешагивания, ходьбы между ними, как ориентир в играх-эстафетах; обручи – для прыжков, подлезания, метания, прокатывания друг другу, в качестве «домика» в подвижных играх. Это позволяет избежать однообразия двигательной деятельности детей, повышает их двигательную активность, развивает творчество.

Таким образом, вышеописанные виды деятельности по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени его пребывания в детском саду.

Публикации по теме:

Развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста с учётом здоровьесберегающих технологий Бюджетное Дошкольное Учреждение «Детский сад№3» Советского района г. Воронеж «Физическая культура становится средством тогда, когда она.

Роль подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возрастаРоль подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призван его изменить». М. А. Горький Проработав в детском саду всего.

Конспекты занятий по двигательной активности детей раннего возраста Первое занятие: «Поднимайте выше ножки» 1. Цель: упражнять детей в ходьбе, не шаркая ногами, поднимая их. Развивая умение перешагивать.

Консультация для родителей по организации самостоятельной двигательной активности детей дошкольного возраста Консультация для родителей «Организация самостоятельной двигательной активности дошкольников» Слайд 2 Двигательная активность, физическая.

Консультация для родителей «Обеспечение двигательной активности дошкольников в ДОУ и дома» "Движение – это жизнь». Аристотель С этим утверждением сложно поспорить, ведь от того, насколько активен человек, зависит и состояние его.

Развитие у детей младшего возраста потребности в двигательной активности, интереса к физкультуре Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Именно в этом.

Методические подходы к оптимизации двигательной активности детей раннего возраста Цель: описать формы работы по созданию оптимального двигательного режима. Задачи: - создать в экспериментальной физкультурно-игровую группе.

Организация двигательной активности детей среднего возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий I. «Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма.

Работа с родителями по развитию двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста Актуальность :Успешное осуществление задачи «формирование основ здорового образа жизни» невозможно в отрыве от семьи, ведь родители-первые.

Рекомендации для родителей по развитию двигательной активности детей младшего дошкольного возраста Недостаток движения – причина многих заболеваний. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на головной.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Обеспечение двигательной активности в течение дня у детей среднего возраста.
Опубликовано: 29 марта 2016 в 18:58
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Занятие по аппликации в младшей группе «Лошадка в русском народном стиле»
ЗАНЯТИЕ ПО АППЛИКАЦИИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "ЛОШАДКА В РУССКОМ НАРОДНОМ СТИЛЕ" Цели и задачи: - Учить детей последовательно наклеивать готовые детали...
Оформление зала «Осень» «У природы нет плохой погоды»
Осень — время прощания с теплом и прихода холодов. Дни становятся короче, ночи — длиннее, и это все заметнее с каждым новым днём. Солнце появляется на...
Мастер-класс «Объемный светофор»
Материал: белая бумага, формат А4; зеленая, желтая, красная полоски бумаги 20х4, 5 см; шаблон для вырезывания ножки светофора; шаблон-круг, диаметр 3, 5...
Конспект занятия по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Игра — викторина...
[Конспект занятия по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Игра - викторина «Знатоки ПДД» [Цель занятия. Обобщить знания детей старшего дошкольного...
Конспект ООД по ФЭМП «Карта путешествий» для средней группы
Задачи: • Формирование умения ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве; • Формирование...