Елена Воронова
Обеспечение индивидуализации образования посредством организации «коворкинг-центров»
Индивидуализация образования – педагогическая концепцияпозволяющая учитывать собственный вклад каждого ребенка в процесс обучения, развития и саморазвития. В основе данной концепции понимание того, что не существует двух детей, которые могли бы учиться (обучаться, развиваться совершенно одинаково (Т. М. Ковалева д. п. н., профессор кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета). Ситуация, когда в группе каждый ребенок занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую предметно-пространственную среду (далее - РППС, стимулирующую активность детей.
Публикация «Обеспечение индивидуализации образования посредством организации „коворкинг-центров“» размещена в разделах
Изучая вопрос организации РППС и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, мы пришли к выводу, что предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка. Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Основой для ежедневного стимулирования инициативы и активности детей служат создаваемые взрослыми модели (преднамеренно выложенные, расставленные, скомпонованные) пособия,предметы, игрушки. Содержательный компонент предметно-развивающей среды изменяется в процессе и в следствие реализации темы образовательного события.
Одним из примеров создания индивидуализированной развивающей предметно-пространственной среды является организация творческих «Коворкинг-центров» в группе. Термин «коворкинг» пришел к нам из английского языка и буквально означает «совместно работающие» [co-working]. В образовательной организации коворкинг – это зона обучения в сотрудничестве, зона взаимодействия и развития способностей дошкольников.
Творческий «Коворкинг - центр» предполагает оснащение пространства разнообразными формами активности, т. е. разделение на несколько зон. В нашем «Коворкинг- центре» выделены следующие зоны:
1. Творческая мастерская. Эта зона наполнена различными материалами для изодеятельности, лепки, аппликации.
2. Творческое экспериментирование. Обязательные элементы этой зоны вода и песок. Также здесь располагаются коллекции различных природных материалов, детское лабораторное оборудование, дидактические мнемотаблицы и др.
3. Творческая театрализация. Данная зона оснащена театральной ширмой и разными видами театра, а также масками и куклами.
Оборудование зон «Коворкинг-центра» является не статичным, оно взаимодополняемо, трансформируемо, динамично. Важно, что в центре нет жестких границ: здесь можно легко перемещаться, передвигать мебель, расширять и сужать зоны, за считанные минуты видоизменяя пространство.
Деятельность в центре стимулирует развитие познавательной инициативы, исследовательской активности, помогает выявить личные интересы и увлечения ребенка, способствует социализации ребенка.
Литература:
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
2. Михайлова-Свирская Л. : Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов., изд. Просвещение, 2015г. -128с.