Получи документы

Обеспечение качества дошкольного образования посредством организации взаимодействия участников образовательных отношений

Кузнецова Жанна
Обеспечение качества дошкольного образования посредством организации взаимодействия участников образовательных отношений

В настоящее время в соответствии с новым нормативно-правовым обеспечением системы образования в Российской Федерации дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В этих условиях для родителей и педагогов остается актуальным вопрос, что должны знать и уметь дети на момент выпуска из дошкольной организации?

Публикация «Обеспечение качества дошкольного образования посредством организации взаимодействия участников образовательных отношений» размещена в разделах

ФГОС ДО на федеральном уровне закрепляет требования к результатам освоения детьми образовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

В силу специфики дошкольного детства (гибкости, пластичности развития ребенка, широкого разброса вариантов его развития, непроизвольности и непосредственности, а также системных особенностей дошкольного образования (необязательности уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствия возможности вменения ребенку ответственности за результат) неправомерно требовать от дошкольников конкретных образовательных достижений.

В соответствии с ФЗ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" участниками образовательных отношений являются

- обучающиеся,

- родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся,

- педагогические работники и их представители,

- организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Рассмотрим, каким видят выпускника детского сада все участники этих отношений.

Так как семья выступает в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов, мы провели анкетирование среди родителей. В анкете был всего один вопрос: «Каким Вы хотите видеть своего ребенка на пороге школы?». Было опрошено 120 человек.

1. Всесторонне развитым, обладающим необходимыми знаниями, умениями и навыками – 48%

2. Умеющим читать – 43%

3. Здоровым – 31%

4. Умеющим общаться – 29%

5. С желанием учиться – 26%

6. Добрым – 14%

7. Самостоятельным – 14%

8. Усидчивым – 14%

9. Внимательным – 14%

Как видно из результатов анкеты, большинство родителей по-прежнему стремится к тому, чтобы при поступлении в школу их ребенок умел читать, писать и считать. Радует то, что чем старше становятся дети, тем желания родителей склоняются в «правильную сторону» : они хотят, чтобы их дети

- хотели учиться в школе,

- были усидчивыми, внимательными, старательными,

- умели общаться,

- были самостоятельными.

Задача дошкольного образовательного учреждения информировать родителей о целях дошкольного образования, которые являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. И для этого в нашем ДОУ проводятся следующие мероприятия:

• Общее родительское собрание «Дошкольное образование - первая ступень образования в России». Цель: повышение компетентности родителей в области модернизации системы образования, информирование родительской общественности о ходе внедрения и реализации ФГОС дошкольного образования в детском саду.

• Групповые родительские собрания «Готовность ребенка к школе». Цель - ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе.

• Семинар-практикум «Родители и ребенок на пороге школы». Цель – помочь родителям достойно пройти период начала обучения ребёнка в школе, пополнить необходимыми знаниями, обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.

• Анкетирование «Портрет будущего первоклассника». Цель – выяснить, каким хотят видеть родители своего ребенка на пороге школе.

• Наглядные консультации, папки-передвижки «Право на образование», «Чему учить будущего первоклассника» и др.

• Сайт ДОУ

Основная задача всего дошкольного учреждения, а значит и каждого педагога в отдельности – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе.

В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.

В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели образовательного процесса : от усвоения «знаний – умений – навыков» к формированию личности ребенка и созданию условий для реализации ее потенциала.

Мы решили выяснить, понимание нашими педагогами этого и провели анкетирование, также задав им всего один вопрос «Каким Вы видите выпускника детского сада?».

1. Здоровый – 75%

2. Познавательно активный – 67%

3. Коммуникабельный – 53%

4. С достаточным уровнем произвольного поведения и внимания – 55%, сформирована мотивационная готовность к обучению в школе – 55%

5. Овладевший необходимыми умениями и навыками – 48%

Как видно из результатов анкетирования, воспитатели ориентированы на развитие у ребенка определенных качеств, а не «узкопредметных» знаний, умений и навыков. При чем воспитатели старших и подготовительных групп в приоритет ставят уровень произвольного поведения и внимания и мотивационную готовность к обучению в школе.

В детском саду создана система методической работы, предусматривающая сопровождение педагогов по вопросам реализации ФГОС. Она включала:

- диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогических работников ДОУ

- педагогический совет «Внедрение и реализация ФГОС ДО»,

- деловая игра «Правильный ответ» по изучению ФГОС дошкольного образования,

- семинар-практикум «Образовательная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»,

- семинар «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте ФГОС ДО и ФГОС НОО»

- разработка и реализация модели взаимодействия педагогов МБДОУ

Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования является обеспечение качества образования. Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с “Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

Начальная школа – преемник, она подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Так как преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.

Чтобы избежать разночтения результатов освоения ребенком основной образовательной программы дошкольного образования, важно согласовать основополагающие моменты со школой, с учителями начальных классов. Проводя анонимное анкетирование среди учителей начальных классов, мы хотели получить вариант характеристики выпускника ДОУ. Учителя начальной школы хотят, чтобы у выпускника ДОУ:

- была сформирована мотивационная готовность (любознательность, познавательный интерес, стремление к развитию) – 75%,

- саморегуляция (произвольное внимание и поведение) – 65%,

- умеет наблюдать, делать выводы – 52%,

- умеет выразить свои мысли – 46%

- коммуникабельный – 42%.

На современном этапе у учителей произошло смещение акцента в виденье готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника». Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Образование будет успешным тогда, когда учителя и воспитатели станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, вместе выработанные общие цели и задачи, пути достижения намеченных результатов. Взаимодействие педагогов нашего детского сада и начальной школы проявилось в следующих формах сотрудничества:

• совместный анализ адаптации детей-выпускников ДОУ к школьному обучению.

• совместное родительское собрание с учителями начальной школы, на котором родители познакомились с особенностями введения ФГОС и требованиями, предъявляемыми современной школой к выпускнику детского сада,

• встречи учителей начальных классов и педагогов детского сада для обмена опытом, определения единых методических подходов.

• совместный педагогический совет «Преемственность ДОУ и школы». Цель: осуществление непрерывности и преемственности в обучении детей.

Взаимное посещение уроков и занятий учителями и воспитателями.

В чем же проявились совпадения в пожелании и понимании того, как должен выглядеть выпускник детского сада в видении родителей, воспитателей и учителей.

Совпали три позиции:

- сформирована мотивационная готовность (у учителей на первом месте, у воспитателей на 4, у родителей – на 5,

- достаточный уровень произвольного поведения и внимания (у учителей на 2 месте, у воспитателей – 4, у родителей – на 8).

- коммуникабельность (у учителей на 5 месте, у воспитателей – на 3, у родителей – на 4).

Поэтому необходимо продолжить работу по вопросам сотрудничества между всеми участниками образовательных отношений.

Ведь такое взаимодействие обеспечит :

- для детей: приобретение социального опыта, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформированность активно-познавательной позиции и школьно-значимые навыки;

- для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;

- для родителей: стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка.

Ну, и напоследок… Мы спросили у детей подготовительной группы, какими они должны быть, чтобы хорошо учиться в школе. Дети ответили:

«Чтобы хорошо учиться в школе, надо…

- не отвлекаться и не отвлекать учителя,

- быть умным,

- быть добрым».

Прикреплённые файлы:

prezentacija-mam_2fk2p.pptx | 826,09 Кб
 
Публикации по теме:

План методической работы ДОУ по введению ФГОС Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения и формирование у них психолого-педагогической.

Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» Уважаемые коллеги! Изменений в системе дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» немного, но они очень существенные. В соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение качества дошкольного образования посредством организации взаимодействия участников образовательных отношений
Опубликовано: 25 марта 2015 в 13:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД