Лучший педагог года

Обмен опытом «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Татьяна Голубева
Обмен опытом «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Гигиеническое воспитание – это часть воспитания, гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения (по определению Н. Б. Мирской).

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Публикация «Обмен опытом „Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста“» размещена в разделах

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников.

В своем выступлении хочу поделится свои опытом, своей работой по данной теме.

Учитывая возрастные особенности детей 2 – 3 лет (непроизвольное внимание, не умеют быстро реагировать на просьбы, быстро устают, отвлекаются, применяю такие приемы, которые позволяют сделать работу с детьми эмоциональной, интересной и результативной. Веселое стихотворение или потешка, коротенькая сценка, разыгранная с помощью любимых игрушек, песенка протекая в определенной ситуации - все это вызывает у детей положительное эмоциональное отношение к действиям самообслуживания. Делаю предварительную установку на процесс например: «Заканчивайте игру, скоро пойдем мыть руки!», это помогает детям переключится с одного вида деятельности на другой. При формировании у малышей навыков самообслуживания продумываю и соблюдаю строгую последовательность, это помогает детям быстрее и легче запомнить их. Большое внимание уделяю показу и подробному неторопливому объяснению каждого элемента действия.

Формирование тех или иных навыков всегда начинаю с мотивации на пример перед мытьем рук беру куклу обращаю внимание детей на нее, как правильно помыть кукле ручки. Или («Какие у Вовочки грязные ручки. Они все в песке. Пойдем помоем.» Затем фиксирую внимание на Вову какие у него чистые ручки потом говорю детям («Посмотрите на Вовочкины руки, какие они чистые, как пахнут душистым мылом. Кто хочет еще помыть?») Обучая детей умыванию, провожу дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши» и т. д. Наблюдая за играми детей, я наблюдала как дети учат кукол умываться и вытирать лицо полотенцем.

К выполнению режимного процесса привлекаю небольшую группу детей, учитываю уровень сформированности их умений. Все действия выполняю вместе с детьми. Например, обучая воспитанников мыть руки, заворачиваю рукава своей одежды и прошу малышей сделать тоже самое, показываю и объясняю как намыливать руки, как их тереть, делая круговые движения кистями, смывать мыло, вытирать руки индивидуальным полотенцем. На данный момент дети все знают свое индивидуальное полотенце. Таким образом дети, с помощью меня постепенно обучаются последовательности этих действий. При этом не забываю что действия должны быть интересными малышам, вызвать у них положительные эмоции. Поддержать хорошее настроение мне помогают стихотворения, песенки, потешки например: «Водичка, водичка умой мое личико»,.» Чистая водичка моет Саше личико., Ой, лады, лады, не боимся мы воды и т. д.)

В процессе обучения детей навыкам самообслуживания не забываю о воспитательных задачах, Например во время умывания приучаю детей к аккуратности (не мочить одежду, не разбрызгивать воду, не мешать друг другу)и т. д. Режимные моменты провожу в спокойной обстановке. Терпение, доброжелательный тон, игровые приемы, вот основные приемы которые я использую в работе с детьми.

Продолжаю учить детей одеваться и раздеваться в определенной последовательности. (застегивать пуговицы, молнии, простые застежки, снимать и одевать штанишки, колготки, юбочки. Справляться с пуговицами и молниями помогают нам игровые элементы. Мы пробуем раздевать и одевать куклу, изучаем молнию на игрушечной сумке и др.

Аккуратно складывать и вешать свою одежду, убирать на место свою обувь. Учу детей благодарить взрослых и сверстников за помощь. Конечно дети не все достигают результата (туфли одевают не на ту ногу, обе ноги попадают в одну штанину, пуговицы «влезают в чужие домики»- петельки и т. д.). Но дети стараются и если они устали или у них не получается им я помогаю, при этом похвалив за старание.

Иногда случается, что дети расшалятся и на предложение убрать вещи в шкафчик не реагируют, В этой ситуации мне помогают песенки, потешки на пример: Саша у нас зайчик, зайчик- побегайчик! Зайчик Саша – скок – поскок, подберет штаны, носок… и т. д.

Любовь и поддержка воспитателя стимулирует активность детей, вызывает у них желание сделать что – то приятное. При правильной организации работы у детей из отдельных усвоенных действий начинают формироваться целостные процессы (деятельность) и многие дети овладевают умыванием, одеванием и раздеванием.

Так же детей продолжаю приучать к опрятности. Формирую навыки пользоваться носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком. Самым действенным приемом выработкой или иной привычки является напоминание: «Настя вытри носик пожалуйста».

Кормление – очень ответственный момент в режиме.

Организация кормления в нашей группе проходит так: дети приходят с прогулки, раздеваемся по последовательности, мотивирую детей к мытью рук и по мере раздевания идем мыть руки. Для мотивации использую любимую игрушку, персонажа из сказки и т. д. и на протяжении всего процесса не забываю про нее, мы с ними здороваемся, сажаем за стол. После как помыли руки дети садятся каждый на свое место, все дети на данный момент в моей группе знают свое место за столом.

Во время еды малышей продолжаю приучать проявлять самостоятельность, аккуратно, не торопясь есть, не разговаривать с набитым ртом, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Пользуясь салфеткой, ребенок усваивает то, что надо есть аккуратно. Так же слежу за осанкой во время еды. Во время приема пищи я детям желаю приятного аппетита и дети мне отвечают- спасибо. Выходя из - за стола все дети научились задвигать свой стульчик и благодарить за еду.

Также ведется взаимодействие с родителями : беседы и консультации, на пример: «Чистота залог здоровья», «Как привить к / г навыки детям раннего возраста», «Как нужно одевать ребенка на прогулку», и многое другое.

Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому в беседе с родителями подчеркиваю, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них и им самим нужно следить за своим поведением в общении с детьми.

В заключение хотелось бы отметить, что культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса,

высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду, навыков.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста «Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Образовательная программа требует от нас.

«Предоставление детям раннего возраста выбора в совместной деятельности с педагогом» (обмен опытом) Мою группу «Солнышки» посещают дети, которые находятся на адаптации. Детский сад является новым периодом в жизни ребёнка. Для него это,.

Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание,.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» МКДОУ «Д/с № 36» Воспитатели:.

Консультация «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания» Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания пожалуй одно из самых важных направлений воспитательной работы. В.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста «Чистюля» СЛАЙД 1. ВВЕДЕНИЕ. Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте.

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Тип проекта: Познавательный Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: воспитатели, дети раннего возраста, родители. Актуальность.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста «Чистюля» Актуальность Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия связанные с принятием.

Сенсорно-конструктивные игры для детей раннего возраста. Обмен опытом работы Как известно, с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинаются познания. Развитию восприятия и формированию у детей представления.

Воспитание культурно-гигиенических навыков в процессе дидактической игры. Вторая группа раннего возрастаВоспитание культурно-гигиенических навыков в процессе дидактической игры. Вторая группа раннего возраста Дидактическое упражнение "Как мы моем ладошки". Игра помогает развивать у детей познавательные способности, приобретение новых знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обмен опытом «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Опубликовано: 5 декабря 2016 в 20:19
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД