Лучший педагог года

Обобщённый педагогический опыт «Развитие поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Наталья Ларина
Обобщённый педагогический опыт «Развитие поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО

«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта».

Г. С. Альтшуллер

Не важно, кем они работать будут.

Для воспитателя- ведь дети навсегда!

Чем больше уважать их будут люди,

Тем выше планка моего труда!

В своей профессиональной деятельности руководствуюсь следующими принципами:

• Уважай в ребенке личность.

Развивай и совершенствуй свое мастерство.

Публикация «Обобщённый педагогический опыт „Развитие поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

• Заинтересуй ребенка так, чтобы он вновь и вновь с нетерпением ждал встречи с тобой.

За время работы в детском саду я приобрела большой опыт работы с детьми. Но тем не менее, я стараюсь все время совершенствовать свое педагогическое мастерство, учиться, быть в курсе новых технологий, проблем дошкольной педагогики. Стараюсь строить свою работу в соответствии с требованиями нового времени.

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

ТЕМА:

Развитие поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

ИДЕЯ:

Развитие элементарной поисковой деятельности через самостоятельную познавательную исследовательскую деятельность детей.

НОВИЗНА ОПЫТА

- Наличие системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулированию поисково-познавательных задач.

- Ориентация на использование средств познания (пособий, схем, карт, оборудования интеллектуального содержания)

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ

Способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ познания им окружающего мира, закладывает практические действия и умения.

Формирует основы естественнонаучного мышления, научного познания природы.

Развивает элементы творческого самостоятельного мышления, воспитывает познавательную активность как условие успешного обучения в школе.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Цель блока – помочь ребёнку получить первоначальные представления об окружающем мире с последующим их углублением в ходе поисковой деятельности.

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОсть

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ДЕЙСТВЕННО – МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Цель блока – обеспечить присвоение детьми средств познавательной деятельности, которые дают им возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовывать собственную деятельность (модели, схемы, карты).

БЛОК ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Цель блока – создание условий для реализации детьми системных знаний в продуктивных видах деятельности, формирование творческого отношения к окружающему миру.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ – ОСОБАЯ ФОРМА ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Важным аспектом в системе поисково-познавательной деятельности в детском саду является работа с родителями как постепенный непрерывный процесс.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

- родительские собрания;

- беседы

- консультации;

- просмотр занятий;

- развлечения;

- выезды с детьми на природу;

- тематические выставки

Т

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

В результате проводимой работы улучшились знания, навыки и умения детей. Растёт интеллектуальный, культурный и нравственный уровень, расширяется кругозор и творческие способности детей.

Эффективность проделанной работы определяю путём диагностики.

Диагностика уровней развития детей поисково-познавательной деятельности :

Проводится по следующим показателям и критериям.

1. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

2. Предлагает возможные решения;

3. Проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

4. Делает выводы в соответствии с результатами проверки;

5. Применяет выводы к новым данным;

6. Делает обобщения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Организация элементарной поисковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Элементарная поисковая деятельность как форма ознакомления детей с природой обеспечивает наиболее высокую степень активности и самостоятельности детей. Она позволяет сформировать у детей представления о явлениях природы, выявить их причины и взаимосвязи.

Поисковая деятельность проводится в определённой системе. Она начинается с анализа природного явления в связи с теми вопросами, которые возникают у детей в их разнообразной деятельности (игровой, трудовой). В результате формируется познавательная задача, - как правило, проблемная. Она требует установления причин явлений, связей и отношений между явлениями природы. Затем выдвигаются предложения о причинах того или иного явления или его результатах.

Следующим этапом поисковой деятельности является обсуждение высказанных детьми предложений и выбор способов их проверки. Проверка предложений является важнейшим этапом поисковой деятельности. Заканчивается поисковая деятельность формулированием выводов.

Для освоения объёма знаний, необходима организация активной познавательной и практической деятельности детей.

Формируя систему знаний о природе, воспитатель отбирает из программы то содержание знаний, которое можно освоить методом поисковой деятельности. Он организует жизненные ситуации, направляя детей на выделение познавательных задач. В ходе анализа предлагаемых ситуаций у детей возникает необходимость соотнести имеющиеся знания с тем, что они непосредственно воспринимают. Поисковая деятельность и начинается с опознавания того, что известно, а что нет.

Например, во время дежурства в уголке природы дети обратили внимание на то, что после выходных дней у бальзамина и колеуса опустились листья, а кактус и алоэ выглядят совсем свежими. Используя эту ситуацию, воспитатель ставит задачу: «Почему так произошло? Всем ли растениям нужно одинаковое количество влаги?»

В результате анализа проблемной жизненной ситуации и осознания познавательной задачи под руководством воспитателя выдвигаются предложения о возможных причинах наблюдаемых явлений. Ни одно высказывание не должно остаться без внимания, все предложения детей должны быть обсуждены.

Например, зимой дети выносят подкрашенную воду на мороз, чтобы получить цветные льдинки. Воспитатель спрашивает: «Почему на улице зимой вода превращается в лёд? Можно ли изготовить цветные льдинки в помещении?»

Дети делают разные предложения, одни – более точные и конкретные: «Вода на улице замёрзнет – будет лёд»; другие – ошибочные: «Вода может замёрзнуть и на улице, и в комнате»; третьи – недостаточно точные: «На улице будет лёд». Предложения, высказанные детьми, часто бывают противоречивыми. Воспитатель сталкивает противоречивые суждения, предлагает проверить, чьё правильнее. Если дети не высказывают предложений, воспитатель побуждает к этому или сам высказывает необходимые предложения.

Возникший у детей в ходе анализа и оценки предложений интерес используется воспитателем для перехода к следующему этапу поисковой деятельности – отбору способов проверки и к самой проверке. Различные способы проверки предложений предлагает воспитатель, но он может использовать для проверки и способы, предложенные детьми.

Кратковременные наблюдения используются для установления свойств, качеств различных объектов природы, для их распознавания. Например, при определении необходимости поливки растений и доказательства своих суждений дети отыскивают признаки состояния растений, позволяющие сделать вывод о сухости и влажности почвы, её плотности, цвете, об изменении состояния листьев.

Длительные сравнительные наблюдения, опыты, моделирование или демонстрация готовых моделей (например, поведения насекомых) могут быть использованы для решения познавательных задач на установления причин природных явлений, связей и отношений. Так, для выявления связи между способом передвижения животных (кузнечик, кролик, лягушка) и строением конечностей воспитатель предлагает детям понаблюдать за животными, сравнивая способы их передвижения и строение конечностей.

Демонстрация моделей может быть использована для установления механизмов маскировки животных. Наблюдая гусениц бабочки-капустницы, дети замечают, что их трудно различить на листьях капусты. Воспитатель предлагает подумать, почему так происходит, затем объясняет это явление.

При наличии у детей богатого опыта, сформированного через наглядно-практические методы ознакомления с природой, воспитатель может использовать для проверки предложения и решения познавательных задач эвристические беседы. Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных природных явлений с помощью рассуждения. Воспитатель руководит ходом рассуждения и направляет мысль детей.

Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов на основании анализа полученных результатов наблюдений, опытов, моделирования. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель. Он не должен торопиться делать вывод сам. Необходимо выслушивать все высказывания детей, задавать дополнительные вопросы, которые могут им дать направление мысли.

Познавательные задачи предъявляют детям в определённой последовательности. В начале простые задачи, в которых следствие непосредственно вытекает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо показать частные случаи её проявления. Так, после усвоения детьми знаний о влиянии температуры воздуха на состояние воды важно показать, что снег тает от любого источника тепла (солнца, помещения, человеческого тела). Вода становится теплее под влиянием нагревания и т. д.

Ознакомление детей с природой с помощью элементарной поисковой деятельности имеет большое развивающее значение. Систематическое использование приёмов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной познавательной деятельности ребёнка.

Под руководством взрослого, а затем и самостоятельно дети начинают выделять познавательные задачи в любой деятельности, связанной с природой. Активно высказывают предложения, используют для их проверки, ранее усвоенные способы (наблюдения, опыты, эвристические рассуждения, формулируют выводы. Под влиянием поисковой деятельности у детей развиваются элементы творческого самостоятельного мышления. Радость самостоятельных открытий развивает и укрепляет интерес к природе.

Учитывая значение поисковой деятельности для развития детей, необходимо постоянно создавать условия для её организации.

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт «Пожар тушить — героем быть» Мною, Кудакаевой Анной Николаевной, разработан педагогический проект: «Пожар тушить героем быть». Дети – наше будущее, и забота об их здоровье,.

Обобщенный педагогический опыт Обобщенный педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 82 г. Карталы".

Педагогический опыт Актуальность и перспективность опыта. В настоящее время формирование представлений о воспитании патриотических чувств, становится приоритетным.

Педагогический опыт «Дом, в котором я живу». Чтобы любить Родину, надо знать, за что её любить, надо знать её историю знать героев и их великие подвиги. Только дав ребенку эти знания,.

Педагогический опыт «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками» Педагогический опыт «Использования средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками» Абрамушкиной Татьяны Николаевны Воспитателя.

Педагогический опыт «Растения — живые существа»Педагогический опыт «Растения — живые существа» МБДОУ детский сад №3 "Колокольчик" Педагогический опыт по теме "Растения- живые существа" Выполнила : воспитатель 2 категории.

Педагогический опыт по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Донщина-Родина моя» В настоящее время чрезвычайно важной задачей в развитии личности дошкольника является приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям,.

Педагогический опыт «зкологическое воспитание дошкольников». Педагогический опыт «Экологическое воспитание дошкольников» По теме «Экологическое воспитание дошкольников» Актуальность. Сегодня, как.

Передовой педагогический опыт по созданию единого образовательного пространства в ДОУ Технология передового опыта Цель: создание единого образовательного пространства. Для реализации вышеуказанной цели я поставила перед собой.

Эссе: «Мой инновационный педагогический опыт» Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Реализация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщённый педагогический опыт «Развитие поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 ноября 2015 в 13:42
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД