Обобщающее логопедическое подгрупповое занятие для детей старшего дошкольного возраста

Анна Егорина
Обобщающее логопедическое подгрупповое занятие для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Весна»

(Обобщающее логопедическое подгрупповое занятие

для детей старшего дошкольного возраста)

Цели: уточнить с детьми время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны; закрепить умение детей  образовывать уменьшительно – ласкательные существительные, существительные множественного числа; учить детей  составлять рассказ о весне по картинно – графическому плану; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал – картинно – графический план.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Сядет тот, кто повторит ряд слов:

греет, светит, тает;

скворец, ласточка;

капает, журчит, набухает;

деревья, почки, листочки;

теплый, яркий, солнечный;

ручей, дождь, капель;

распускается, бежит, плывут;

сосулька, вода, лужа, и т. д.

2. Работа по картинно – графическому плану

Как вы думаете, какое сейчас время года? После какого времени года наступает весна? Как называется первый месяц весны? Второй? Третий?

Логопед вывешивает картинно – графический план.

- Что происходит с солнцем? (Чаще появляется, греет, припекает, ярко светит). Небо голубое, высокое, чистое. Облака легкие, белые. Деревья оживают, просыпаются. Почки начинают набухать. Снег тает, темнеет, появляются сосульки. Днем с них капает вода. Как называется это явление в природе? (Капель). Какой день весной? (Длиннее день, а ночь короче). Ночью еще холодно, морозно. Что происходит с птицами и животными? (Прилетают грачи. Просыпается медведица, у нее появляется детеныш. Заяц, лиса, белка, волк – линяют. Просыпаются еж, барсук).  

Все эти явления происходят в марте. Как называется этот период весны? (Ранняя весна).

3. Отгадывание загадок

Логопед загадывает загадки:

Белое одеяло

Всю землю одевало

Весной солнце припекло.

Одеяло потекло. (Снег).

             ***

Бегут, звенят, в речку хотят. (Ручьи).

             ***

Желтый мяч на голубом платке катается,

Людям улыбается. (Солнце).

             ***

Белая морковка вниз головой повисла. (Сосулька).

             ***

Домой прилетают,

Гнезда свивают,

Песни распевают,

Лето поджидают. (Птицы).

4. Дидактическая игра «Скажи ласково»

Образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом:

ручей – ручеек, лужа -, снег -, солнце -, дерево -, почка -, туча - … и т. д.

5. Дидактическая игра «Скажи чего много»

Образование существительных множественного числа: лужа – лужи, капель -, снег -, туча -, дерево -, ручей -, проталина - … и т. д.

6. Физкультминутка

На лужайке поутру                                                                     Дети становятся в круг.

Мы затеяли игру.

Я – подснежник, ты – вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре –                                                               Расходятся,

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,                                                                бегают,

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять –                                                       снова становятся в круг.

Будем в солнышко играть.

Мы – веселые лучи.

Мы резвы и горячи.

7. Составление рассказа детьми по картинно – графическому плану

Примерный рассказ

Наступила ранняя весна. Весной солнце светит ярче, греет теплее. Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе легкие, пушистые, перистые (как перышки). Деревья весной просыпаются. На деревьях появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие, пахучие. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, теплая, мягкая. Трава весной молодая, светло – зеленая, шелковистая. Весной прилетают птицы. Птицы поют, чирикают, щебечут, вьют гнезда, ищут корм. Просыпаются звери. Они линяют, прыгают, ищут пищу. Люди рады весне. Они надевают весеннюю одежду, копают, сеют и сажают.

8. Итог занятия

Материал для закрепления:

I. Уточнить время года, знать весенние месяцы, характерные признаки ранней весны. Учить детей находить отличительные признаки ранней весны от зимы. Составить рассказ о весне.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: лужа – лужи (Р. п. ед. ч., лужи (мн. ч.) – луж (Р. п. мн. ч. ,

ручей -, дерево -, снег -, туча -, проталина - … и т. д.   

2. Образование существительных с уменьшитель – ласкательными суффиксами.

Например: ручей – ручеек, дерево - … и т. д.

3. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, погода, снег, деревья, речей, туча.

4. Подобрать антонимы к словам: тепло -, дождливо -, пасмурно -, длинный -, сухой - … и т. д.

5. Составить пять – шесть предложений с предлогами, и определить первое, второе, третье и т. д. слово в предложении.

Обобщающее логопедическое подгрупповое занятие для детей старшего дошкольного возраста
Публикации по теме:

Осенняя фантазияОсенняя фантазия Каждую осень в нашем детском саду проходит выставка "Осенняя фантазия". В ней принимают участие дети, родители, педагоги. Сколько необычных.

Сердечное спасибо!!!Сердечное спасибо!!! Друзья!Сердечное  Вам спасибо!Елене СмирновойИрине Андрунь (Глаголевой)Татьяне Вячеславовне КузьминойОльге МарченкоСветлане.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Обобщающее логопедическое подгрупповое занятие для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 января 2012 в 05:24
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...
Новогодний сувенир (мое творчество)
Скоро праздник к нам придет, Он нам радость принесет, И добавит в жизнь сюрпризов, Ведь он уже так сильно близок! Еще немного подождем, И встречать...