Обобщающее занятие по экологии «Птицы — наши друзья»

Ирина Терешенкова
Обобщающее занятие по экологии «Птицы — наши друзья»

Цели: формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней; продолжать знакомить с творчеством русских поэтов о временах года, углубить интерес к птицам; научить выделять и называть характерные особенности птиц; познакомить с перелетными и зимующими птицами.

Предварительная работа: наблюдение за птицами в природе во время прогулки в детском саду, вместе с родителями; рассматривание иллюстраций, картин с изображением птиц в разные времена года; чтение художественной литературы.

Материал к занятию: фотографии зимующих и перелетных птиц, живописные полотна художников, музыкальное сопровождение («звуки леса, пение птиц»), карточки - задания, материал для аппликации; фигурки уточек из теста для раскрашивания; раскраски с изображением птиц.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите принимать гостей?

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте сегодня пригласим птиц к нам в детский сад.

(Дети предлагают позвонить)

Воспитатель: Гости уже в пути, а мы чтобы не скучать рассмотрим иллюстрации о природе.

(Рассматриваем иллюстрации «Времена года»)

- Какие времена года вы знаете?

Дети: Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель: Сколько времен года?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Какое время года сейчас?

Дети: Зима.

Воспитатель: Ребята, русские поэты и писатели прославляли природу во все времена года, показывая красоту и прелесть природы. Давайте послушаем несколько стихотворений (читают дети) и угадаем о каком времени года говорится в стихотворении.

1. Ф. И. Тютчев «Зима» (Зима)

2. А. Плещеев: Стали дни холоднее. (Осень)

3. С. Маршак: На дворе звенит капель (Весна)

4. Е. Трутнева «Лето» (Лето)

Дети называют времена года.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Физкультминутка:

Три хлопка над головой

Два хлопка перед собой

Правую руку за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Воспитатель: Садимся на стульчики.

(Разворачиваю ширму с фотографиями птиц).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это?

Дети: Это птицы, они летят к нам в гости.

Воспитатель: Давайте посмотрим и скажем, чем похожи и чем отличаются птицы друг от друга?

Дети: Птицы летают, имеют 2 лапки, 2 крыла, клюв, хвост, покрыты перьями; отличаются величиной, цветом оперения, формой хвоста.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие птицы называются зимующими?

Дети: Птицы, которые у нас зимуют называются – зимующими; им трудно находить корм, поэтому нам нужно помогать птицам: развешивать кормушки, насыпать в них пшено, хлебные крошки.

Воспитатель: Какие птицы называются перелетными?

Дети: Птицы, которые улетают в теплые края – перелетные.

Воспитатель: Как вы думаете, почему птицы улетают в теплые края?

Дети: Холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, замерзают водоемы.

Воспитатель: А в какое время года мы видим больше птиц?

Дети: Весной, летом – они поют у нас в садах, парках, скверах, лесах.

Воспитатель: Сегодня необычный сказочный день и в гости к нам прилетят и зимующие и перелетные птицы. Для встречи мы приготовили большое дерево, разделенное на две части пополам, одна половина – голубая, вся в снежинках – зимнее; другая – зеленая, в листочках – весеннее. Зимующих птиц будем рассаживать на зимнюю половину дерева, перелетных на весеннюю. Около дерева расположился пруд для наших водоплавающих птиц.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Давайте, встречать наших гостей.

Физкультминутка:

Ой, летали птички,

Птички – невелички

Все летали, все летали

Крыльями махали

На дорожку сели,

Зернышки поели

Клюю, клюю, клюю …

Как я зернышки люблю.

Воспитатель: Про птиц сложено много загадок, давайте, ребята попробуем все вместе отгадать.

- Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Дети: Снегирь.

Воспитатель: Молодцы! А что мы знаем об этой птичке?

Дети: Снегирь – кочующая птица; летом живет в лесу, зимой – в городе (больше пищи, питается снегирь семенами, почками и ягодами.

Дети вспоминают народную примету: «Если запел снегирь – быть вьюге».

Воспитатель: Ребята, на какую половину дерева посадим птицу?

Дети: На голубую половину, потому что снегирь – зимующая птица.

Воспитатель: Молодцы!

- Спинкою зеленовата

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Дети: Синица.

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно. Кто может рассказать о ней?

Дети: Синица – небольшая певчая птичка, питается семенами подсолнуха, тыквы, зерна гречихи и любит несоленое сало.

Дети: Народная примета говорит: «Если синичка с утра начинает пищать – жди мороза»

Воспитатель: Ребята, куда сажаем нашу гостью?

Дети: На зимнюю половину, потому что снегирь – зимующая птица.

Воспитатель: Загадываем следующую загадку.

- Гладкий, аккуратный

Урчит, воркует,

Дружка целует.

Дети: Голубь.

Воспитатель: Молодцы, угадали! Кто может рассказать о нем?

Дети: Голубь – самая распространенная птица городов и сел, голуби бывают разных цветов; в природе голуби живут 3-5 лет, едят семена, ягоды, зерна, насекомых; различают цвета радуги. Народная примета: «Голуби прячутся – к плохой погоде».

Воспитатель: Молодцы! Куда посадим голубя?

Дети: На зимнюю половину дерева, потому что голубь – зимующая птица.

Воспитатель: Гости продолжают прибывать, загадаем загадку.

- Он без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели, -

Голосистей и нежней.

Кто же это?

Дети: Соловей! Соловей – изящная серая певчая птичка, питается пауками, насекомыми, червями, ягодами; живет вблизи рек. Сажаем на зеленую половину – перелетная птица.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Кто стучится? Попробуем угадать.

- Угадайте, что за птичка

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

Дети: Ласточка. Это маленькая, быстрая перелетная птица; живет везде – в природе, на берегах рек и в городах; питается мухами, кузнечиками, жуками; ласточки гнездятся большими колониями. Сажаем на зеленую половину, перелетная птица.

Воспитатель: Встречаем следующую птицу.

- Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

Дети: Сова. Они не могут двигать глазами, как люди, поэтому они поворачивают всю голову. Сажаем на зимнюю половину, потому что зимует в наших краях.

Воспитатель: Собралось много гостей, давайте ребята и рассаживать по местам.

Показываю фотографии птиц, дети называют и говорят на какую половину надо посадить.

Обобщающее занятие по экологии «Птицы — наши друзья»

Дети: Воробей, дятел, сорока, ворона – на зимнюю половину дерева; скворец на весеннюю; лебедь - перелетная птица и водоплавающая птица, ее приглашаем в наше озеро.

Воспитатель: Молодцы! Усаживаемся с вами поудобней, закрываем глаза, наши гости приготовили для нас праздничный концерт.

Звучит пение птиц!

Воспитатель: Спасибо большое, давайте похлопаем нашим гостям.

Играем в игру «Следопыты» - у каждого на столе карточки с изображением следов, надо найти следы воробья.

Воспитатель: Молодцы, ребята все справились с заданием.

Физкультминутка

В небе жаворонок пел

Колокольчиком звенел

Порезвился в вышине

Спрятал песенку в траве

Тот, кто песенку найдет

Будет весел целый год.

(Дети делают движения руками по тексту).

Сейчас мы с вами отправляемся в нашу мастерскую и приготовим работы для выставки «Птицы – наши друзья»

Дети с помощью аппликации делают чудо – птицу; красками, карандашами, воcковыми мелками раскрашивают синичку – невеличку; раскрашивают фигурки птиц из соленого теста. Дети работают под тихую музыку («Шум природы»).

Воспитатель: Спасибо, молодцы! Давайте поблагодарим наших гостей птиц.

Сделаем выставку «Птицы – наши друзья».

Используемая литература:

1. Н. А. Гурьева «Знакомство с природой» Времена года

Санкт – Петербург «Паритет» 2007 г.

2. Л. Елисеева «Твоя книга» хрестоматия для чтения в семье и в детском саду.

Москва «Детская литература» 1989 г.

3. В. Бианки «Наши птицы»

Издательство Малыш» Москва 1983 г.

4. «Мир леса» детская энциклопедия «Махаон»

Москва «Махаон» 2013 г.

5. «Птицы» - детям о русской природе по произведениям Д. Н. Кайгородова

Москва издательство «Стрелец» 2009 г.

6. Л. Г. Нисканен «Первое знакомство с природой»

Москва «Школьная Пресса» 2005 г.

Публикации по теме:

Пришла весна, прилетели птицы. Конспект занятия для (старшей группы) Цель. Формировать интерес и любовь к природе,учить замечать изменения в ней и передавать с помощью рисунка,танца знакомить со стихами русских.

Проект «Покормите птиц зимой» Актуальность проекта: Зимой птицам трудно добывать корм в сугробах. Поэтому большое количество птиц гибнет в холодный период года. Спасаясь.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Зима
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Обобщающее занятие по экологии «Птицы — наши друзья»
Опубликовано: 1 марта 2014 в 13:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс по изготовлению атрибута к танцу «Ромашковое поле»
Музыкальный руководитель МКДОУ №16 «Ромашка» с. Ростовановка Распустились ромашки на поле, Много – много красивых цветов. И колышется белое море – Как...
Цветочное настроение. Привет из Колпино
Хочу поделиться своим цветочным настроением. Оксана Теликова уже успела похвастаться подарком от Танечки Рыжковой . Теперь наступила моя очередь поделиться...
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания...
"Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке «Курочка Ряба»....
А жизнь летит, аж шляпу сносит!
Доброго выходного дня, милые коллеги! Как неумолимо быстро летит время! И ведь притормозить бедовое, никак не хочет! Через год мои детки старшей...
Сценарий летнего развлечения «Волшебная ромашка»
Развлечение запланировано провести на летней площадке детского сада. Данный материал будет полезен педагогам, родителям при организации летнего досуга для...