Обобщающее занятие по экологии «Птицы — наши друзья»

Ирина Терешенкова
Обобщающее занятие по экологии «Птицы — наши друзья»

Цели: формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней; продолжать знакомить с творчеством русских поэтов о временах года, углубить интерес к птицам; научить выделять и называть характерные особенности птиц; познакомить с перелетными и зимующими птицами.

Предварительная работа: наблюдение за птицами в природе во время прогулки в детском саду, вместе с родителями; рассматривание иллюстраций, картин с изображением птиц в разные времена года; чтение художественной литературы.

Материал к занятию: фотографии зимующих и перелетных птиц, живописные полотна художников, музыкальное сопровождение («звуки леса, пение птиц»), карточки - задания, материал для аппликации; фигурки уточек из теста для раскрашивания; раскраски с изображением птиц.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите принимать гостей?

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте сегодня пригласим птиц к нам в детский сад.

(Дети предлагают позвонить)

Воспитатель: Гости уже в пути, а мы чтобы не скучать рассмотрим иллюстрации о природе.

(Рассматриваем иллюстрации «Времена года»)

- Какие времена года вы знаете?

Дети: Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель: Сколько времен года?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Какое время года сейчас?

Дети: Зима.

Воспитатель: Ребята, русские поэты и писатели прославляли природу во все времена года, показывая красоту и прелесть природы. Давайте послушаем несколько стихотворений (читают дети) и угадаем о каком времени года говорится в стихотворении.

1. Ф. И. Тютчев «Зима» (Зима)

2. А. Плещеев: Стали дни холоднее. (Осень)

3. С. Маршак: На дворе звенит капель (Весна)

4. Е. Трутнева «Лето» (Лето)

Дети называют времена года.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Физкультминутка:

Три хлопка над головой

Два хлопка перед собой

Правую руку за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Воспитатель: Садимся на стульчики.

(Разворачиваю ширму с фотографиями птиц).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это?

Дети: Это птицы, они летят к нам в гости.

Воспитатель: Давайте посмотрим и скажем, чем похожи и чем отличаются птицы друг от друга?

Дети: Птицы летают, имеют 2 лапки, 2 крыла, клюв, хвост, покрыты перьями; отличаются величиной, цветом оперения, формой хвоста.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие птицы называются зимующими?

Дети: Птицы, которые у нас зимуют называются – зимующими; им трудно находить корм, поэтому нам нужно помогать птицам: развешивать кормушки, насыпать в них пшено, хлебные крошки.

Воспитатель: Какие птицы называются перелетными?

Дети: Птицы, которые улетают в теплые края – перелетные.

Воспитатель: Как вы думаете, почему птицы улетают в теплые края?

Дети: Холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, замерзают водоемы.

Воспитатель: А в какое время года мы видим больше птиц?

Дети: Весной, летом – они поют у нас в садах, парках, скверах, лесах.

Воспитатель: Сегодня необычный сказочный день и в гости к нам прилетят и зимующие и перелетные птицы. Для встречи мы приготовили большое дерево, разделенное на две части пополам, одна половина – голубая, вся в снежинках – зимнее; другая – зеленая, в листочках – весеннее. Зимующих птиц будем рассаживать на зимнюю половину дерева, перелетных на весеннюю. Около дерева расположился пруд для наших водоплавающих птиц.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Давайте, встречать наших гостей.

Физкультминутка:

Ой, летали птички,

Птички – невелички

Все летали, все летали

Крыльями махали

На дорожку сели,

Зернышки поели

Клюю, клюю, клюю …

Как я зернышки люблю.

Воспитатель: Про птиц сложено много загадок, давайте, ребята попробуем все вместе отгадать.

- Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Дети: Снегирь.

Воспитатель: Молодцы! А что мы знаем об этой птичке?

Дети: Снегирь – кочующая птица; летом живет в лесу, зимой – в городе (больше пищи, питается снегирь семенами, почками и ягодами.

Дети вспоминают народную примету: «Если запел снегирь – быть вьюге».

Воспитатель: Ребята, на какую половину дерева посадим птицу?

Дети: На голубую половину, потому что снегирь – зимующая птица.

Воспитатель: Молодцы!

- Спинкою зеленовата

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Дети: Синица.

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно. Кто может рассказать о ней?

Дети: Синица – небольшая певчая птичка, питается семенами подсолнуха, тыквы, зерна гречихи и любит несоленое сало.

Дети: Народная примета говорит: «Если синичка с утра начинает пищать – жди мороза»

Воспитатель: Ребята, куда сажаем нашу гостью?

Дети: На зимнюю половину, потому что снегирь – зимующая птица.

Воспитатель: Загадываем следующую загадку.

- Гладкий, аккуратный

Урчит, воркует,

Дружка целует.

Дети: Голубь.

Воспитатель: Молодцы, угадали! Кто может рассказать о нем?

Дети: Голубь – самая распространенная птица городов и сел, голуби бывают разных цветов; в природе голуби живут 3-5 лет, едят семена, ягоды, зерна, насекомых; различают цвета радуги. Народная примета: «Голуби прячутся – к плохой погоде».

Воспитатель: Молодцы! Куда посадим голубя?

Дети: На зимнюю половину дерева, потому что голубь – зимующая птица.

Воспитатель: Гости продолжают прибывать, загадаем загадку.

- Он без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели, -

Голосистей и нежней.

Кто же это?

Дети: Соловей! Соловей – изящная серая певчая птичка, питается пауками, насекомыми, червями, ягодами; живет вблизи рек. Сажаем на зеленую половину – перелетная птица.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Кто стучится? Попробуем угадать.

- Угадайте, что за птичка

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

Дети: Ласточка. Это маленькая, быстрая перелетная птица; живет везде – в природе, на берегах рек и в городах; питается мухами, кузнечиками, жуками; ласточки гнездятся большими колониями. Сажаем на зеленую половину, перелетная птица.

Воспитатель: Встречаем следующую птицу.

- Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

Дети: Сова. Они не могут двигать глазами, как люди, поэтому они поворачивают всю голову. Сажаем на зимнюю половину, потому что зимует в наших краях.

Воспитатель: Собралось много гостей, давайте ребята и рассаживать по местам.

Показываю фотографии птиц, дети называют и говорят на какую половину надо посадить.

Обобщающее занятие по экологии «Птицы — наши друзья»

Дети: Воробей, дятел, сорока, ворона – на зимнюю половину дерева; скворец на весеннюю; лебедь - перелетная птица и водоплавающая птица, ее приглашаем в наше озеро.

Воспитатель: Молодцы! Усаживаемся с вами поудобней, закрываем глаза, наши гости приготовили для нас праздничный концерт.

Звучит пение птиц!

Воспитатель: Спасибо большое, давайте похлопаем нашим гостям.

Играем в игру «Следопыты» - у каждого на столе карточки с изображением следов, надо найти следы воробья.

Воспитатель: Молодцы, ребята все справились с заданием.

Физкультминутка

В небе жаворонок пел

Колокольчиком звенел

Порезвился в вышине

Спрятал песенку в траве

Тот, кто песенку найдет

Будет весел целый год.

(Дети делают движения руками по тексту).

Сейчас мы с вами отправляемся в нашу мастерскую и приготовим работы для выставки «Птицы – наши друзья»

Дети с помощью аппликации делают чудо – птицу; красками, карандашами, воcковыми мелками раскрашивают синичку – невеличку; раскрашивают фигурки птиц из соленого теста. Дети работают под тихую музыку («Шум природы»).

Воспитатель: Спасибо, молодцы! Давайте поблагодарим наших гостей птиц.

Сделаем выставку «Птицы – наши друзья».

Используемая литература:

1. Н. А. Гурьева «Знакомство с природой» Времена года

Санкт – Петербург «Паритет» 2007 г.

2. Л. Елисеева «Твоя книга» хрестоматия для чтения в семье и в детском саду.

Москва «Детская литература» 1989 г.

3. В. Бианки «Наши птицы»

Издательство Малыш» Москва 1983 г.

4. «Мир леса» детская энциклопедия «Махаон»

Москва «Махаон» 2013 г.

5. «Птицы» - детям о русской природе по произведениям Д. Н. Кайгородова

Москва издательство «Стрелец» 2009 г.

6. Л. Г. Нисканен «Первое знакомство с природой»

Москва «Школьная Пресса» 2005 г.

Публикации по теме:

Пришла весна, прилетели птицы. Конспект занятия для (старшей группы) Цель. Формировать интерес и любовь к природе,учить замечать изменения в ней и передавать с помощью рисунка,танца знакомить со стихами русских.

Проект «Покормите птиц зимой» Актуальность проекта: Зимой птицам трудно добывать корм в сугробах. Поэтому большое количество птиц гибнет в холодный период года. Спасаясь.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Зима
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Обобщающее занятие по экологии «Птицы — наши друзья»
Опубликовано: 1 марта 2014 в 13:54
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...