Обобщающий урок по разделу «Страна детства» 4 класс Школа России

Любовь Юрьевна Башкатова
Обобщающий урок по разделу «Страна детства» 4 класс Школа России

Областное государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат III-IV видов»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

литературного чтения

тема: Обобщение по разделу

«Страна детства»

в 4 б классе

Ульяновск

2012

ТИП УРОКА: комбинированный

ЦЕЛЬ: Повторение и обобщение произведений по разделу «Страна детства».

ЗАДАЧИ:

Обучающая:

Повторить содержание прочитанных произведений и их авторов.

Совершенствовать умения узнавать прочитанное произведение по героям, отрывкам, предметам, иллюстрациям.

Развивающие:

Развивать умения читать по ролям, инсценировать отрывки.

Развивать правильную речь учащихся.

Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.

Коррекционные:

Создавать условия для формирования коммуникативной компетентности: умение

организовывать и поддерживать диалог, слушать учителя и одноклассников;

социальной компетентности: взаимное сотрудничество (работа в группах).

Воспитательные:

Воспитывать толерантность по отношению друг к другу, уважение к мнению

собеседника.

Прививать культуру поведения в гостях.

МЕТОДЫ РАБОТЫ: частично – поисковый, словесные, наглядные, практические.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

- личностно – ориентированное обучение;

- педагогика сотрудничества (учитель - ученик, ученик – ученик, учебная дискуссия);

- ИКТ - технология (презентация).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- повышение активности учащихся на уроках;

- улучшение результатов обучения;

- развитие коммуникативной активности детей

ОБОРУДОВАНИЕ:

Экран, мультимедийный проектор, ноутбук

Презентация к уроку

Карточки с текстами для проверки техники чтения

Дерево без листьев, листочки (зелёные, жёлтые, красные)

Жетоны-баллы

Медали

Новогодняя ёлочка, корзинка с шишками, кораблик.

Чудесный мешочек (яблоко, кораблик, шишка, конфета,

фарфоровая кукла, варежка)

Выставка книг «Страна детства»

Рисунки детей к прочитанным произведениям

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Ребята, сейчас урок чтения. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа.

Вместе мы одна семья.

- Я рада встрече с вами. Надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.

II. Сообщение темы, целей урока.

- Вы готовы сотрудничать со мной? Тогда приступаем к работе.

- Внимательно послушайте стихотворение Сергея Владимировича Михалкова «Мой секрет»:

В той удивительной стране,

Где я увидел свет,

Как многим, исполнялось мне,

И пять, и десять лет.

В Стране Фантазий и Проказ,

И озорных Затей,

Когда-то каждый был из нас,

Одним из тех детей.

Все те, кто рос тогда со мной,

И набирал года,

Однажды с этою Страной,

Простились навсегда.

- О какой Стране идёт речь? Стране Детства)

- Как вы понимаете выражение «Однажды с этою Страной простились навсегда»? (Стали взрослыми)

- Почему мы начали урок именно с этого стихотворения? (Мы изучили раздел «Страна детства»)

- Верно. И сегодня мы повторим и обобщим все произведения, изученные в разделе «Страна детства», вспомним авторов произведений, будем узнавать произведения по героям, отрывкам, предметам, иллюстрациям; будем читать по ролям, инсценировать отрывок из произведения.

- А пройдёт наш урок в форме игры - «Своя игра».

III. Работа по теме урока

1) Минутка чтения

- Перед началом игры, проведём минутку чтения.

- У вас на столах карточки с текстами. В течение 1 минуты по моей команде вы читаете текст жужжащим чтением. По истечению минуты, я скажу «стоп». А вы карандашом поставите точку в том месте, где закончили читать и посчитаете количество слов. Под текстом напишите, сколько слов вы прочитали за одну минуту.

- Ребята, чтобы совершенствовать технику чтения, нужно больше читать. Эту работу будем продолжать на последующих уроках.

2) Объяснение правил игры

- А теперь переходим к нашей игре. Внимательно послушайте правила игры.

- Будет две команды. 1 команда «Знатоки», а 2- «Эрудиты».

- Для того, чтобы игра прошла организованно, выберите в каждой команде капитана. Капитан после обсуждения вопроса будет выбирать отвечающего.

- На экране высветилось табло с названиями категорий. Давайте их прочитаем.

- В каждой категории по 5 вопросов, стоимостью 10, 20, 30, 40 и 50 баллов. Естественно, чем больше балл, тем труднее вопрос. Команды по очереди выбирают категорию и вопрос. На подготовку ответа даётся 30 секунд.

- Хочу предупредить, хоть вы и работаете в командах, оценку получит каждый индивидуально. Будет учитываться умение работать в команде, обсуждение вопросов, предложение своей версии ответа и, конечно же, правильный ответ на вопрос. А так же сплочённость и дружба команды и умение прислушиваться к мнению товарищей. В конце игры мы подсчитаем баллы и выявим команду победителей.

- Помните: Один за всех и все за одного!

- Я желаю вам удачи!

3) «Своя игра»

1. Жеребьёвка

- Жеребьёвкой решим, какая команда начнёт игру первой. Для этого отгадайте загадку:

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу.

(Дневник)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

- Команда «…» выбирайте категорию и вопрос.

2. Игра.

1 категория «Узнай писателя»

10 Назовите имя и отчество Зощенко.

(Михаил Михайлович Зощенко)

20 Какой писатель родился в семье железнодорожного служащего?

(Константин Георгиевич Паустовский)

30 Кто из писателей сменил множество профессий, таких как агент уголовного розыска, инструктор по кролиководству и птицеводству, милиционер, плотник, актёр, и многие другие?

(М. М. Зощенко)

40 Кто из писателей был дрессировщиком?

(Б. С. Житков)

50 Узнай писателей.

(Б. С. Житков, М. М. Зощенко, К. Г. Паустовский)

2 категория «Говорят персонажи»

10 «Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощенье».

(мама Лёли и Миньки, «Ёлка», М. М. Зощенко)

20 «Разве за всю свою жизнь, вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?»

(Дагни, «Корзина с еловыми шишками»)

30 «Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал – то!»

(Боря, «Как я ловил человечков» Б. С. Житков)

40 «Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтоб мои дети были жадные и злые».

(папа Лёли и Миньки. «Ёлка», М. М. Зощенко)

50 «Ты ещё маленькая и много не понимаешь. Учись терпению».

(Эдвард Григ. «Корзина с еловыми шишками», К. Г. Паустовский)

3 категория «Живая картина»

10 Узнай произведение по иллюстрации.

(«Как я ловил человечков», Б. С. Житков)

20 Назовите лишнюю иллюстрацию. Почему она лишняя?

30 Кот в мешке (определите на ощупь предметы из рассказов).

40 Чтение по ролям стр. 47 – 49.

50 Инсценировка отрывка из рассказа «Ёлка». Лёля и Минька у ёлки.

4 категория «Герои рассказов»

10 Что не сдержал мальчик Боря в рассказе «Как я ловил человечков»?

(Честное слово, которое дал бабушке)

20 Эта девочка вдохновила великого композитора.

(Дагни)

30 В какое время года произошла встреча композитора Эдварда Грига с девочкой Дагни в рассказе «Корзина с еловыми шишками» К. Г. Паустовского.

(осенью)

40 Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет … .

(разбойником, «Ёлка»)

50 Этот инструмент мог петь обо всём.

(Рояль)

IV. Физминутка, гимнастика для глаз.

V. Подведение итогов игры.

- Давайте подведём итог игры. Посчитайте баллы, набранные вами в течение игры.

- Победила команда «…»! Давайте им поаплодируем.

- Команда «…» награждаются медалями за замятое 1 место. Команда … награждается медалями за занятое 2 место в игре.

- Хочется сказать, что обе команды показали себя достойно. Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.

VI. Чтение понравившегося отрывка. Воспитательная работа. (дополнительно)

- Ребята, вам понравились произведения раздела «Страна детства»?

- Тогда предлагаю прочитать отрывок из произведения «Ёлка» автора …, стр. 62 – 63. Читаем по цепочке.

- Почему стали расходиться гости? (Гостям не понравилось как

- За что и как были наказаны Лёля и Минька? (За яблоко. Лёлю поставили носом в угол, а Миньке не подарили паровозик.)

- Как повёл себя Минька? (Рассердился и ударил мальчика по руке игрушкой)

- Что произошло между взрослыми? (Они поссорились, забрали своих детей и ушли)

- Кто во всём этом был виноват? (Лёля и Минька). Почему? (Из – за них произошла ссора. Они были не воспитанные и жадные)

- Ребята, найдите пословицу в этом отрывке. (С вами водиться, что в крапиву садиться).

- Объясните смысл пословицы. (Водиться – дружить. Отказалась тётя дружить, потому что хозяева обошлись с гостями грубо и невежливо, прогнали их. Таких людей называют колкими, резкими и поэтому сравнение с крапивой).

- Как вы думаете, кто прав - гости или хозяева?

- Ну что, мы разобрали сложную ситуацию. Вспомнили правила поведения в гостях. Я довольна вами.

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Произведения каких писателей мы повторили на уроке?

- Какое произведение вам понравилось больше всего? Почему?

- Обратите внимание на доску. Что вы видите? (дерево). Какое оно? (Голое)

- Когда бывают такие деревья? В какое время года? (зимой)

- Давайте, оденем дерево: если настроение отличное, и вы довольны своей работой и урок понравился – зелёный листок; не очень – жёлтый; не понравился и настроение плохое – красный.

- И я прикреплю листок зелёного цвета, потому что довольна вашей работой.

- Какое дерево получилось? (Летнее, красивое, нарядное)

VIII. Выставление оценок.

- За урок получили такие отметки … .

XI. Д\з

Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

Обобщающий урок по разделу «Страна детства» 4 класс Школа России

Прикреплённые файлы:

bashkatovalyu_r1080.ppt | 2502,5 Кб | Скачан: 593
 
Публикации по теме:

Конспект развлечения «День Матери» Областное государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная.

«Цветик-семицветик». Конспект урока во втором классе коррекционной школы VIII вида Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Математика
  • Наша армия
Автор публикации:
Обобщающий урок по разделу «Страна детства» 4 класс Школа России
Опубликовано: 28 января 2014 в 20:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Авторский сайт педагога как образовательный ресурс повышения качества обучения.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...